Смекни!
smekni.com

Развитие понятия информации в теории журналистики (стр. 3 из 5)

Однако уже при изучении данной темы надо обратить вни­мание на то, что его нельзя понимать как простой и «плоский». С одной стороны, любое исходящее от человека сообщение о соци­альных явлениях принципиально не может существовать без какого-либо «следа» взаимоотношений между людьми. С другой стороны, неизбежная окрашенность журналистских текстов совсем не обяза­тельно выражается в грубой тенденциозности, подмене факта его субъективной трактовкой. Мастерство и честность публициста как раз и проявляются, кроме прочего, в умении соединить достоверность сообщения с его личностной интерпретацией.


Материалы печати, телевидения и радио подчеркнуто актуаль­ны. Это качество иногда ошибочно смешивают с оперативностью, т.е. с быстротой реакции на события. Но актуальность выражается не просто в скорости передачи сообщений. Не обходить острых тем, не бояться затрагивать так называемые трудные вопросы, возникаю­щие у населения, – вот ее суть. Далее, слово прессы обращено к мас­совой аудитории – и в этом его отличие, например, от устного обще­ния, более характерного для межличностной коммуникации. Подсчи­тано, что автор публикации в общенациональной газете обращается к такой аудитории, с которой он смог бы пообщаться только за 250 – 300 лет устных выступлений. В данной связи возникают своеобраз­ные требования профессионально-творческого порядка. Хороший журналист владеет искусством излагать любые, самые сложные темы доходчиво, популярно. Ведь среди его читателей и слушателей есть и профессор, и крестьянин, и домохозяйка, и государственный деятель.

В социально-управленческом отношении журналистскую ин­формацию характеризует прежде всего документализм в отражении действительности. Имеется в виду и неизменная опора на факты, и точность в отображении явлений, тенденций общественного разви­тия – достоверность той панорамы современности, которую рисует пресса. С точки зрения методики труда данное качество имеет перво­степенную важность. «Цитаты. Цифры. Факты и фактоиды... Жур­налист без фактов, как калека без костыля... Самому себе не верит без фактов и фактоидов», – такой автопортрет нарисовал ветеран газе­ты «Известия» Ст. Кондратов. [5, с. 115]

В связи с тем, что многих студентов привело в журналистику ув­лечение литературным творчеством, надо провести отчетливую гра­ницу между репортерским и художническим подходами к сбору фак­тов. В рассказе о зарубежной командировке писатель Д. Гранин вспо­минал, что вместе с ним путешествовала опытная журналистка. Она постоянно вела записи в своем блокноте и впоследствии на их основе издала документальную книгу. Сам Гранин «начисто забыл многие важные сведения и факты»: его интересовало лишь то, что осталось в памяти, не воспоминания, а образ увиденного. Но если расчет на па­мять сам по себе не является для корреспондента предосудительным поступком, то искажение действительности в угоду авторской фан­тазии идет вразрез с законами и этикой журналистики. Из уст кино­режиссера С. Соловьева, снявшего фильм о Тургеневе, не странно слышать следующие признания: «Я был во французском имении Тур­генева, и оно на меня не произвело ни малейшего впечатления. В Че­хии мы нашли куда более убедительное для легенды место». Для кор­респондента подобное сочинение «легенд» приравнивается к профессиональному греху.

Печать оперативна, что дает ей возможность познавать мир в про­цессе развития социальной практики, находиться в самой гуще собы­тий. Репортеры нередко указывают дорогу и объекты внимания спе­циалистам, ученым, художникам, способным более обстоятельно ра­зобраться в новых явлениях. Индикатором оперативности служит использование в текстах СМИ таких слов, как «вчера», «сегодня» и «завтра». Поэтому, в частности, многие деловые люди начинают ра­бочий день с того, что просматривают свежую прессу и знакомятся с выпусками новостей по радио или телевидению.


Журналистике присуща особая краткость материалов. Эконом­ное использование площади и времени обусловлено и технологией производства информационной продукции, где строго задаются фор­маты публикаций, и дороговизной каждой строки или секунды веща­ния, и, что особенно важно учитывать, способом потребления мате­риалов СМИ. «Это не роман – места мало, времени мало, читают на ходу», – так писатель В. Шукшин определял жанровое своеобразие рассказа. Но рядом с прессой даже небольшой литературный рассказ выглядит как «роман». Особенно жесткие ограничения существуют на радио, где долгий текст обречен на падение интереса и внимания публики. «В "Последних известиях" две минуты это подвал в газете, четыре минуты – полоса», – образно говорил создатель радиопро­граммы «Маяк» Ю. Летунов. Иначе невозможно добиться темати­ческой универсальности каждого выпуска и отразить в нем весь мир.

Одновременно журналистика отличается аналитичностью взгля­да на события. В усилении исследовательского начала заключен важ­ный резерв повышения эффективности и влиятельности современ­ной прессы. На журналисте лежит огромная ответственность за вер­ное осмысление и точную систематизацию, трактовку лавины разнообразных фактов. К ней в полной мере относятся слова писате­ля Л. Леонова, который как-то заметил, что литераторам надо инте­ресоваться наукой, учиться у нее точности мысли и языка, ведь каж­дое произведение – это «операция на мозге». Проникновению в глу­бину явлений способствует регулярность прессовой информации. Изо дня в день пополняя знания и представления аудитории по вопросам ее бытия, журналисты дают ей комплексное видение предметов об­щественного интереса, помогают ощущать ее причастность к огром­ному социальному миру. Неслучайно, например, один из видных по­литиков современности Дж. Андреотти в течение сорока лет вел персональную колонку в итальянской газете «Эуропео», несмотря на занятость государственными делами: регулярное обращение к чита­телям незаменимо по силе своего воздействия.

Многоплановые характеристики прессовой информации совме­щаются благодаря профессиональному мастерству работников ре­дакций. Нельзя понять специфику и социальную значимость журна­листики, если не учитывать, что это творческий процесс, во многом близкий к труду литератора, кинематографиста, ученого, создающих каждый раз новое, неповторимое произведение. «Новаторы никогда не стареют. Стареют подражатели, эпигоны... – писал о ничем не заменимой ценности творчества художник и критик Ю. Анненков. – Если кто-нибудь начнет сегодня писать картины, как Леонардо да Винчи, он будет смешон, что, однако, ничуть не уменьшит свежести Леонардо». Профессионально выполненные публикации в прессе тоже несут на себе приметы личности автора – его интеллекта, ода­ренности, психического состояния, даже пола и возраста. Вот почему, в частности, мастеров пера коробит, когда плоды их творческого тру­да именуют не произведениями, а, в духе торгово-рыночной конъюнк­туры, информационными продуктами.

С другой стороны, журналистские публикации в значительной мере являются результатом коллективных усилий, а то и индустри­альной обработки текстов. В редакциях многих стран, особенно на американском континенте, выстраивается своего рода информаци­онный конвейер. Корреспондент «Литературной газеты» И. Хуземи попала на стажировку в Аргентину. Там она с удивлением наблюда­ла за распределением функций между редакционными сотрудника­ми: репортер только собирает факты и в устной форме доносит их до хроникера, тот пишет, не имея права высказывать личное мнение, редактору дозволена некоторая толика оценок, и лишь узкий круг ответственных редакторов пользуется привилегией выражать мне­ние газеты в редакционных статьях. Российской прессе традиционно ближе иная форма отношений журналиста с действительностью – здесь получила развитие авторская, комментирующая, публицисти­ческая трактовка событий. В своих истоках она близка к художествен­ному творчеству, и по отношению к ней будут справедливы слова Л. Толстого: «Произведение искусства хорошо или плохо от того, что говорит, как говорит и насколько от души говорит художник... Из этих трех основных условий... главное – последнее: без него, без люб­ви к предмету, нет произведения искусства». Впрочем, ни редактору, ни корреспонденту нельзя навязать ни какое-либо понимание про­фессии, ни тот или иной стандарт организации производства. Жур­налистика – свободная профессия, и в ней каждый делает выбор ме­тодики труда самостоятельно.

Итак, журналистская информация соединяет в себе документаль­ную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов и свидетельства личного восприятия автором наблюда­емых событий.

2. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИИ КАК МАССОВОЙ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

2.1. Массовая информация

Термин информация произошел от латинского слова «informatio» – «сообщение, изложение, некоторые сведения, совокупность данных». Информация – это посредник между журналистом и аудиторией, это «инструмент», которым опери­руют журналисты всех рангов. Сама сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке, интерпретации и распространении информации. Информация – «результат отра­жения многообразия действительности, такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель». [1, с. 12]

Е. Прохоров выделяет три понимания термина «информа­ция» в журналистике. В узком понимании этим термином обо­значается событийная информация: информационные жанры вообще, информационная заметка, хроника (совокупность крат­ких некомментированных сообщений). В широком понимании информация – это вся совокупность сведений, которые несет журналистика аудитории: любые опубликованные в СМИ про­изведения, их место на полосе или в сетке вещания, характер заголовка газетной публикации и размер шрифта, интонации диктора или комментатора. Т. е. к событийной информации добавляется комментированная информация, а к содержатель­ному уровню – формальный уровень. Третье понимание – спе­циальное. Информация рассматривается как новое знание. Хро­никальная заметка, содержащая важную новость, при таком подходе может быть более информативна, чем развернутая ста­тья с банальным содержанием. [6, с. 31]