Смекни!
smekni.com

Постоянные компоненты газеты и журнала (стр. 4 из 4)

Некоторые буквы, разделенные стандартными промежутками, кажутся расставлен­ными слишком широко («Г» и «о», «Т» и «о»). Такие пары символов называются кернин-говыми по названию операции, позволяющей автоматически или вручную регулировать расстояния между ними, чтобы они располагались теснее. Другой способ регулировки плотности текста, применяемый ко многим символам одновременно, трекинг, меняет расстояния между символами во всем материале на одинаковую величину, при этом сте­пень увеличения или уменьшения интервалов зависит от кегля шрифта.

Одним из видов пробелов являются интервалы между компонентами формы, назы­ваемые отбивками. Это интервалы между титулом и остальной частью полосы, колонти­тулом и заголовком, между материалом и авторской подписью и т.д. Технологические инструкции по типографской верстке газет устанавливали определенные нормы отби­вок для разных элементов полосы. Например, шапки и заголовки следовало отбивать от колонтитула на 10-12 пунктов, заголовки от последующего текста — на 4-6, а от предшествующего — на 8-12, текст статей, заключенных в рамки, от самих рамок на 2-4, а рамку от смежного текста — на 4-8 пунктов.

Некоторые из этих норм вошли сегодня в противоречие с современными тен­денциями оформления, поэтому многие редакции устанавливают индивидуаль­ные нормы отбивок, приводя их в соответствие со своими представлениями о пропорциональности, масштабных соотношениях печатных и непечатных эле­ментов формы. К сожалению, часто забывается при этом одно из основных пра­вил, выработанное практикой полиграфии, на котором базировались старые нор­мы: все связанные между собой элементы должны отделяться одинаковыми про­белами, и при этом они всегда делаются меньше, чем пробелы в несвязанных элементах (пробел между рамкой и текстом, который она обрамляет, меньше, чем между рамкой и соседним текстом, пробел между заголовком и его текстом всегда меньше расстояния между ним и предшествующим текстом и т.д.). Поэто­му даже в изданиях с хорошей оформительской репутацией можно встретить за­головки, болтающиеся между своими и чужими текстами или налезающие на ко­лонтитулы, рамку, прижатую к соседнему материалу и неравномерно отбитую с разных сторон от своего и т.д.

Таким образом, промежутки между элементами нельзя рассматривать просто как оставшиеся свободными участки полосы. На самом деле это очень важный инструмент создания привлекательной верстки. Поэтому сегодня в редакциях, пекущихся о полиграфически грамотном, профессиональном исполнении своих изданий, разрабатываются и применяются правила, регламентирующие их исполь­зование.

5. Колонтитул и выходные данные.

Каждая полоса (кроме первой) газеты и журнала открывается указателем принадлежности этой страницы данному изданию. Он составляется обычно из названия - колонтитула, даты выхода, номера выпуска и порядкового номера страницы — колонцифры (для удобства мы будем называть колонтиту­лом весь комплекс элементов указателя). Долгое время колонтитулы считались чисто служебными деталями и, чтобы не занимать место в ущерб содержатель­ным элементам, их набирали Шрифтами, мало отличавшимися по размеру от тек­стовых, и поэтому как деталь оформления они были незаметны. Сегодня колон­титулы большинства изданий стали акцентированными составляющими газетно-журнальной графики. Они значительно увеличились в размерах. Для их офор­мления используются разнообразные композиционные, графические, цветовые, тоновые решения. Кроме того, с развитием структуры изданий тематическим на­правлениям начинают отводить целые полосы и группы полос. Названия полос вводятся составной частью в колонтитулы, чтобы избежать их столкновения с заголовками материалов, располагающихся в верхней части страницы. Возник­новение такого комплекса меняет вспомогательный характер колонтитула, при­давая ему его истинное смысловое значение титула, то есть заглавия этой части издания.

Размещают колонтитулы либо на полный формат, либо на часть его вверху страницы. Чаще всего они стоят над текстом, но, бывает, завёрстываются частично или полностью в текстовые колонки. Иногда колонтитул или его отдельные компоненты переносятся в нижнюю часть полосы.

Элементы колонтитула либо оформляют равноценно, либо выделяют один из них, например, номер страницы. Не обязательно, чтобы колонтитулы были оформлены оди­наково на всех полосах. Многие издания, чаще еженедельники, колонтитулы каждого тематического раздела оформляют по-своему, а в некоторых разделах, например, рек­ламных, используют отдельную нумерацию страниц.

Обязательной является публикация выходных данных, позволяющих получить дополнительную информацию об издании. Здесь обычно приводятся адреса и телефоны редакции и типографии, сведения о месте и времени регистрации, ре­гистрационный номер, информация об учредителях и издателях, тираж и (иног­да) объем издания в печатных листах, сроки и время подписания в печать, спис­ки членов редколлегии или редакции, работников коммерческих, технических, рекламных служб. В ежедневных и некоторых еженедельных изданиях газетного типа эти сведения обычно размещаются по горизонтали в нижней части после­дней страницы на всю ее ширину, в журналах — широкой вертикальной колонкой на одной из первых внутренних страниц. Отдельные еженедельники совмещают оба способа постановки выходных данных. Размещенные горизонтально, они мо­гут оформляться линейно или небольшими блоками широкого формата, могут выделяться цветом, часто здесь присутствует в уменьшенном виде логотип изда­ния. От остальной части полосы выходные сведения отделяются с помощью ли­неек или рамок.

При всем разнообразии содержательных и формных составляющих выходных сведе­ний суть их оформления сводится к тому, чтобы оно не выводило этот блок за рамки его служебно-вспомогательных функций.

Выходные сведения появляются в каждом номере, они относятся к элементам сте­реотипного оформления, содержание их изменяется минимально, поэтому для исклю­чения рутинной работы по набору и оформлению и ускорения процесса верстки они обычно включаются в шаблон.

Список используемой литературы.

1. Шульц Д. «Эстетические критерии типизации изданий». — М., 1982..

2. Киселев А.П. «От содержания — к форме. Основные понятия и термины газетного оформления». М., 1974.

3. Книговедение. Энциклопедический словарь. — М., 1982..

4.Табашников И.Н. «Газета и дизайн». — Тюмень, 1994.