Целевая аудитория утреннего шоу «Самое время» широкая. Возрастной диапазон аудитории колеблется от 12 до 45 лет. Расширение диапазона достигается информационно - развлекательным характером передачи «Самое время». Также этому способствует больший период работы ведущих в качестве команды утреннего шоу. Длительная работа в эфире одной команды делает их узнаваемыми и привлекает «своих» радиослушателей. Таким образом, ведущий утреннего шоу становится известной личностью.
Выводы по главе 2:
1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.
2. Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой квартиры, хозяйственными делами и т.п.). Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг» – составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. Более того, разнообразие интересов именно этой части аудитории стимулировало значительное расширение жанрово-тематических параметров вещания (что в свою очередь способствовало увеличению числа современных форматов радиостанций, а также увеличению количества самих станций, более четкой их адресной и содержательной направленности и дифференциации).
3. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. На это обращают внимание многие современные физиологи вслед за великими русскими учеными И.М. Сеченовым и И. П. Павловым. Еще до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира.
4. В передаче «Самое время» наличествует контакт между говорящим и адресатом во времени и пространстве;
5. Устный дискурс передачи вовлекает говорящего и адресата, что отражается в употреблении местоимений первого и второго лица. Местоимений второго лица гораздо больше, нежели местоимений первого. Это говорит о персонификации слушателя, то есть ведущие не делают акцент на самих себя, им важно мнение слушателя;
6. При устном дискурсе имеет место явление фрагментации: речь порождается толчками, квантами – так называемыми интонационными единицами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования были достигнуты все поставленные цели и задачи. Данная работа может быть пособием для анализа радиопередачи для дальнейших исследований, так как впервые было осуществлено теоретическое осмысление и анализ разговорного дискурса радиопередачи утреннего эфира Бурятии.
Для достижения основной цели исследования, которая заключается в необходимости выявить особенности содержания дискурса утренней передачи, транслирующейся в Бурятии, феномен утреннего шоу подвергался теоретическому осмыслению и научному исследованию. Кроме этого особое внимание было уделено профессиональным качествам ведущих, рассмотрены специфика аудитории и характер разговорного дискурса. В процессе анализа были сделаны следующие выводы:
1. Утреннее шоу на радио является элементом политики радиостанции, который призван привлекать потенциальную аудиторию и повышать рейтинг радиостанции посредством формирования определенной атмосферы в утреннем эфире, и, следовательно, создавая радиостанции определенный имидж.
2. Функции передачи сводятся к информированию и развлечению. Для выполнения данных функций в структуру передачи вводится понятие рубрики. Среди рубрик утренних передач новости и реклама, гороскоп и прогноз погоды, игры и забавы, смс-общение и так далее.
3. В процессе исследования были выявлены характерные особенности программ типа «утреннее шоу». Среди них наличие команды, интерактивность, рубрикация, наличие рекламной, информационной и музыкальной составляющих. Характерной чертой для передач центральных городов России является присутствие гостя в эфире.
4. Характер общения с аудиторией, направленность передачи, ее содержательные, структурные и аудиальные особенности зависят от менталитета и населенности региона, от политики радиостанции и личностных качеств ведущих.
5. В настоящее время функция развлечения занимает преобладающие позиции. Наблюдается тенденция уменьшения или преобразования информационной функции. Преобладают новости развлекательного характера: интересные факты, любопытные явления и так далее. Заметно увеличение объема развлекательных материалов и значительное сокращение информационных и познавательных рубрик.
6. Развитие развлекательного эфира стало явлением массовым и получило свое развитие в 90 годы. Именно в тот период создалась благоприятная социальная и политическая обстановка для формирования коммерческих радиостанций. Особенно востребованной стала функция развлечения, которая остается актуальной и сейчас, в связи с ускоряющимся темпом жизни и развития общества, в связи с экономическим кризисом, резким взлетом предпринимательства и потребностью горожан в отдыхе.
7. Устный дискурс радиопередачи отличает ряд особенностей, обусловленных его коммуникативной спецификой. Радиопередаче присуща двойная коммуникативность, поскольку в нем параллельно решаются две коммуникативные задачи. Первая (ближайшая) коммуникативная задача нацелена на получение от коммуниканта определенной информации и соответствующих комментариев к ней, а вторая (конечная) ─ на передачу этой информации радиоаудитории с целью прочного усвоения передаваемого материала.
8. Коммуникацию дискурс интересует как речевая деятельность, как инструмент передачи, восприятия и обмена информацией. С ее помощью организуется коммуникативное взаимодействие индивидов, представляющих с собой часть социума.
9. Дискурс, как и любой коммуникативный акт, предполагает наличие двух ролей – говорящего и адресата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Н. Н. Богомолова Социальная психология печати, радио, телевидения. - М.: Аспект Пресс. 1991. – 126 с.
2. Л.А. Васильева Делаем новости!: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003. – 180 с.
3. Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах. - Под ред. Е.Н. Филимоновых. - М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. – 186 с.
4. Мастерство эфирного выступления. / Б.Д. Гаймакова, С.К. Макарова, В.И. Новикова, М.П. Оссовская. - М.: Аспект-Пресс, 2004. – 282 с.
5. О. Я. Гойман. Основы речевой коммуникации. / О. Я.. Гойман, Т. М. Надеина. - М., 1997. – 212 с.
6. Горохов В. Основы журналистского мастерства. - М., 1989. – 302 с.
7. Д. Рэндал. Универсальный журналист. - М.: Аспект Пресс, 1998. – 232 с.
8. Информация. Дипломатия. Психология. - Под ред. Кашлева Ю.Б. – М.: Известия, 2002. – 485 с.
9. М. Кийт. Радиостанция: Пер. с англ. А. И. Филекина. - М.: Мир, 2001. – 322с.
10. М.А. Лукина Технология интервью. - М.: Аспект Пресс, 2003. – 124 с.
11. В.Ф. Олешко Журналистика как творчество: Учебное пособие. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 242 с.
12. Е.П. Прохоров Введение в теорию журналистики. Учебное пособие. - Изд. 2-е, доп. и переработанное - М: Изд-во РИП - холдинг, 1998. – 398 с.
13. Радио: музыкальное, новостное, общественное / Под ред. В.А. Сухаревой, А.А. Аллахвердова. - М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. – 254 с.
14. Радиожурналистика: Учебное пособие для вузов по специальности «Журналисика» - Изд. 2-е. / Под ред. А.А. Шереля. - М.: Изд-во моск. ун-та: Высшая школа, 2002. – 476 с.
15. Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс. 2003. – 298 с.
16. В. В. Смирнов Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм. М.: Аспект Пресс, 2002. – 202 с.
17. Социологические проблемы общественного мнения и деятельности СМИ. М: ИСИ, 1979. – 186 с.
18. М. В. Шкондин Социология и пропаганда. М: Наука, 1986. – 264 с.
19. В. Л. Цвик Введение в журналистику: Учебное пособие. - Изд. 2-е, доп. и переработанное. М: МНЭПУ, 2000. – 354 с.
20. В. Л. Цвик Журналист с микрофоном. М: МНЭПУ, 2000. – 312 с.
21. С. Г. Корконосенко. Основы журналистики: учебник для вузов по направлению и специальности «Журналистика». - М.: Аспект Пресс, 2004. – 285с.
22. С. И. Сметанина. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца 20 в. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 383 с.
23. В. В. Смирнов. Жанры радиожурналистики: учеб. пособие для вузов по направлению и специальности «Журналистика». – М. :Аспект Пресс, 2002. – 286 с.
24. З. К. Устинова. Моя профессия – репортер. - СПб. : изд-во С-Петерб. ун-та, 2004. – 142 с.
25. И. В. Кузнецов. История отечественной журналистики (1917 - 2000): учеб. пособие по специальности «Журналистика» Хрестоматия. – М. : Флинта: Наука, 2006. – 635 с.
26. Г. С. Мельник Общение в журналистике: секреты мастерства. – СПб. : Питер, 2005. – 216 с.
27. В. В. Кихтан. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 153 с.