Смекни!
smekni.com

Характерные черты информационной поддержки программы дети сироты в (стр. 3 из 17)

Чем старше ребенок, тем эта проблема острее. Не случайно во многих странах (и наша страна не исключение) появились приюты-«убежища», где подросток может «укрыться» от невыносимых для него условий жизни, отношений с окружающими. Психологи, педагоги, работающие в этом приюте, готовы оказать ему всевозможную помощь, и он об этом знает, но инициативу оставляют за подростком: хочешь, общайся со взрослыми и сверстниками – милости просим, не хочешь - не общайся, побудь один.[6]

Человечество постепенно и не без труда приходит к пониманию того, что так же, как надо беречь воздух, воду, землю на всей планете, надо беречь и всех детей, иначе будущее невозможно – не только светлое, но вообще никакое.

Горько сознавать, как отстали мы в выработке такого мироощущения. То есть, что касается абстрактной, лозунговой озабоченности бедами всех детей-сирот, то этого предостаточно. Но часто до тех пор, пока это далеко, пока это не касается тебя лично. Доминирующее общественное настроение, скорее противопоставляет своих и чужих детей. Родители бывают недовольны и ведут энергичную борьбу, если часть учеников в классе, где учатся их дети, оказываются воспитанниками ближайшего детского дома; улучшение материального положения в учреждениях интернатного типа, реально произошедшие за последние 10-15лет, вызвало бурю возмущения – дескать, почему дети алкоголиков и проституток должны питаться шоколадом, а дети, живущие в нормальных семьях, существуют за чертой бедности. На детей-сирот списывается, чуть ли не вся подростковая преступность.

Не только мироощущение, но и фактическое положение дел сегодня близко к катастрофическому. Бурные социальные перемены в стране в конце ХХ – начале ХХI века привели к тому, что количество детей-сирот постоянно растет при общем снижении численности населения; на рубеже веков вновь появились дети-беспризорники (а ведь с беспризорностью в стране было покончено еще в конце 20-х годов ХХ века). Среди детей-сирот и беспризорников все больше детей с тяжелой наследственностью, связанной с алкоголизмом и наркоманией не только родителей, но и прародителей. Для многих из таких детей с раннего детства характерны алкоголизм, наркомания, половые девиации. Значимость проблемы столь велика, что понадобился даже специальный Указ Президента Российской Федерации о необходимости помощи таким детям, однако выполнение такого Указа наталкивается на значительные трудности.

Можно отметить позитивные изменения.

Во-первых, тема сиротства вышла из тени. Её стали не толь широко обсуждать в СМИ, но и исследовать силами специалистов разных профилей. Разрабатываются и входят в жизнь разнообразные формы призрения детей-сирот – семейные детские дома, детские деревни, работающие по системе Германа Гмайнера, патронатные семьи. Постепенно меняется отношение к усыновлению: упрощается процесс оформления необходимых документов, растет число семей, усыновляющих детей.

Во-вторых, необходимо также отметить большую положительную роль в работе с детьми-сиротами православной церкви.

Все это дает основания для некоторой надежды. Надежда эта не в лозунгах и призывах, не в показных мероприятиях, а в конкретных делах, которые хорошо бы делать не только с энтузиазмом и добрым порывом, но и наконец, по-умному и трезво, руководствуясь знаниями и опытом, накопленными человечеством.

1.1.3 Основные проблемы социального сиротства в России.

Причины социального сиротства.

Наиболее грозным явлением в последние годы в Росси стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое скрытое социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, и падением ее нравственных устоев изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков. При этом школы-интернаты, детские дома переполнены. Растут приюты временного содержания. И если ранее поступали в детские дома дети из города, то сейчас из деревни. Рушиться основа любого государственного строя – семья.

В условиях нестабильности социально-политической обстановки, инфляции, безработицы и вынужденной миграции населения, снижения жизненного уровня семей, ослабления их инфраструктуры, отмечается постоянный рост данной категории детей.

Так растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей: в 1991 г. оно составляло 59 тыс., в 1994 г. – 102 тыс., в 1998 г. – уже 113 тыс. человек.

Несмотря на резкое падение рождаемости, с каждым годом отмечается увеличение числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей. Если в 1996 г. их число составляло 572 тыс., в 1997 г. – 597 тыс., 1998 г. – 620 тыс., то в 1999 г. – 672 тыс. человек.

Около 200 тысяч детей из этого количества живут в детских учреждениях – детских домах и школах-интернатах. Количество таких учреждений в системе образования на конец 1998 г. составило 2 тысячи единиц.

В связи с тем, что феномен социального сиротства приобрел в настоящее время острейшую социально-экономическую и нравственную значимость, необходим глубокий анализ социальных и психолого-педагогических аспектов этой проблемы.

В чем причина того, что дети при живых родителях остаются наедине со своей трудной судьбой?

Явление это не только российское. Стремительная урбанизация современного общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. Однако до сих пор остается мало изученной и не понятной природа этой аномальной формы материнского поведения. Практика работы с такими женщинами, анализ немногочисленной литературы по проблеме свидетельствуют о чрезвычайной сложности взаимодействии социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения женщин – материнство.

Бельгийский комитет по социальным проблемам женщин, исследовав аспекты отказа от ребенка, описали три основные категории бросающих матерей. Первая, наиболее распространенная – отец ребенка бросил беременную будущую мать. Вторая – женщина рожает ребенка от внебрачной связи. Третья категория – женщины с низкой социальной и моральной приспосабливаемостью и низкой ответственностью.[7]

Основными причинами, способствующими распространенности социального сиротства, считается рост числа детей, рождающихся вне брака, социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения между ними, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности здорового человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка).

Последствия социального сиротства очень тяжелы для детей:

- глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи;

- аномальное внутриутробное развитие в процессе нежеланной беременности;

-отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.

Самое драматическое последствие социального сиротства – это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей.

Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи , чем в больше и дольше изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития. Во многих случаях(85-92%) воспитанники детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы, тогда как в общей детской популяции доля лиц с задержанным психическим развитием не превышает 8-10%.