Ничего компрометирующего в ее образе не было, за исключением фото, сделанного хитрым фотографом. На снимке: Диана ясным солнечным днем стоит на лужайке, яркие лучи солнца высвечивают очертания ее ног под длинной юбкой. Британцы с интересом разглядывали этот снимок в газетах, будущая принцесса же краснела от одного упоминания о нем, подтверждая тем самым свою робость и застенчивость.
Далее последовала сказочная свадьба с принцем, которая знаменует переход от образа Золушки к образу принцессы.
Подвенечное платье леди Дианы было роскошно: шелковистая тафта цвета слоновой кости, пышные рукава с буфами, романтичные оборки из старинного кружева, ручная вышивка с вкраплениями 10 000 жемчужин и блесток, шлейф длиной 7,5 метров. Платье настоящей принцессы из сказки. Принц был одет в костюм офицера военно-морских сил. Молодожены ехали в карете, запряженной четверкой белых лошадей. Неудивительно, что телетрансляцию этой свадьбы, которая также известна под названием «свадьба века», смотрели 750 миллионов человек.
Счастье в королевской семье в сказках проецировалось на благосостоянии всей страны, символизируя стабильность и процветание. И, действительно, свадьба Уэльской четы совпала с окончанием экономического спада в Британии.
Таким образом был создан первый образ Дианы, который во многом стал опорной точкой для дальнейшего развития имиджа уже Принцессы.
2 этап: Заботливая мать
Следует вспомнить про внешность Дианы, которая всегда была безупречной. Недаром ее называли «иконой стиля», «самой фотографируемой женщиной в мире», «самой стильной королевской особой». Поэтому визуальный стиль работал, и достаточно хорошо.
В 1982г. помимо визуальных характеристик имидж принцессы стал усиливаться за счет появления нового контекста – после рождения своего первенца Диана стала «идеалом материнства». В СМИ появились фото и интервью с принцессой и ее сыном. К образу принцессы, открытой и близкой народу, добавился образ любящей и заботливой матери. Появление на свет второго сына в 1985г. лишь усилило эти характеристики. Её дети – наследные принцы, которых она безумно любит, всю неделю шлет им письма, пока они в школе, не может дождаться их приезда на выходные. Диана не раз проводила пресс-ланчи вместе со своим старшим сыном. Журналисты имели возможность наблюдать отношения матери и сына в неформальной обстановке. Кроме того, принцесса часто одевалась «как обычный человек» и вместе со своими детьми, а также с детьми своей прислуги любила посещать зоопарк, парки развлечений и пр. Случалось, что люди узнавали её и тогда журналисты писали о необычных для представителей королевской семьи походах «в люди».
Стоит отметить, что в прессу в основном попадали фотографии, на которых были Диана, Уильям и Гарри, редко с ними был изображен отец семейства. Странно, что имиджмейкеры упустили из вида Чарльза. Имидж Дианы строился как бы отдельно, она сразу стала самостоятельной фигурой. Неудивительно, что народ хотел видеть её, что вызывало недовольство принца, который сетовал на то, что ему «остается лишь собирать букеты, которые преподносят жене».
Имидж принцессы усиливался за счет введения контекста матери, затем он еще более усилился, когда Диана стала выступать в образе активного общественного деятеля.
3 этап: Общественный деятель
Трансформация имиджа принцессы, чья участь состояла в том, чтобы покорно сносить измены мужа и тихо «отсиживаться» во дворце, следуя протоколу, в сильную женщину, которая занимается благотворительностью в международном масштабе и становится значимой фигурой в мире, сопровождалась визуальной трансформацией образа.
Визуальный образ всегда подчеркивал внутреннее состояние принцессы. К концу 1980-х ее внешний образ стал меняться. Этому способствовал рост ее значимости в области дипломатии и благотворительности. Принцесса стала носить жакеты и пиджаки «квадратного», почти мужского силуэта все чаще и чаще. Это подчеркивало ее самостоятельность и независимость. Тогда она стала играть важную роль на дипломатической арене, стала активно сотрудничать с международными благотворительными организациями. Её гардероб отражал произошедшие в ней внутренние перемены. Со временем принцесса стала носить все больше деловых костюмов с широкими плечами, походя при этом на бизнес-леди. В 1990-х подобный образ почти вытеснил из ее гардероба романтичные вещи.
Поскольку визуальный образ легче считывается аудиторией, то произошедшие перемены, нашедшие отражение во внешности, повлияли на восприятие принцессы в обществе. Если раньше люди привыкли видеть её улыбчивую, энергичную, готовую помочь, то сейчас они бы сами готовы были ей помочь. И помогали. Во время семейных неурядиц симпатия британцев была на стороне принцессы.
Принцесса стала вести активную общественную деятельность с конца 1980-х гг. В это время стали проявляться вербальные характеристики образа, такие как коммуникабельность, ведение деловой переписки, публичные выступления, интервью и пр. Диана состояла в переписке с влиятельными и знаменитыми людьми. Она всегда писала благодарственные письма, даже в свой день рождения.
Публичные выступления принцессы имели успех, о чем свидетельствуют результаты ее благотворительной деятельности, когда после ее речей удавалось собрать приличные суммы денег для благотворительных целей.
Кроме того, к концу 1980-х Диана стала усиливать свои имиджевые качества в событийном измерении. Поездки в лондонские госпитали, личные контакты служили тому, что ее стали воспринимать как открытого человека, способного сострадать, проявлять заботу о людях. Важным в этом плане поворотом в добавлении к образу принцессы человеческих качеств стало беспрецедентное рукопожатие принцессы. В 1987г. Диана публично пожала руку больному СПИДом. Этим простым, по сути, жестом принцессе удалось устранить брезгливое отношение к больным СПИДом. В данном случае можно говорить о некой амбивалентности ее имиджа: с одной стороны, красивая, стильная женщина из высшего общества, с другой – женщина, которая заботится о страдающих людях, больных и бедных, и при этом не показывает никой брезгливости, пренебрежения или презрения.
В начале своей деятельности Диана подвергалась критике, якобы деловые качества, смелость, активность – это всего лишь PR-ход, совершенный для укрепления своих позиций. Однако по прошествии времени, за которое она успела не раз побывать в одних из самых опасных точек мира, разговоры о «корыстной» деятельности принцессы утихли. Стали говорить о ее «беззаветной преданности людям», «сострадании», «искреннем желании помочь», то есть о человеческих качествах.
Диана была сильна и неустанна в своей работе: многочисленные поездки не в самые привлекательные страны (например, Анголу, где мины зарыты чуть ли ни по всей стране); искалеченные, больные, умирающие люди – вот, по сути, то с чем сталкивалась английская принцесса. Она переносила тяготы этих поездок легко, всегда улыбалась и старалась воодушевить тех, кто страдал. Таков был ее образ как филантропа, общественного деятеля. С другой стороны, люди видели несчастную женщину, которая страдает от измен мужа, проблем со здоровьем, одиночества. Здесь также прослеживается двойственность и противоречивость ее имиджа – имиджа одновременно сильной и слабой женщины.
Нельзя не сказать и о благотворительных организациях, которым Диана помогала. Поскольку таких организаций было много, складывался образ принцессы как величайшего общественного деятеля. Здесь нельзя не обратить внимания на сближение Дианы с Матерью Терезой. Они вместе работали над рядом благотворительных проектов, а их встречу в Бронксе СМИ прозвали «встречей ангелов». Таким образом, Диане удалось оптимизировать свой имидж в непростое для нее время семейных перипетий.
Также положительный образ принцессы усиливался за счет ее окружения – друзей: политики, звезды мира искусства, моды и шоу-бизнеса. Диана общалась с ними на официальных мероприятиях и в неформальной обстановке. Об этом «звездном» окружении принцессы писали газеты – информация доходила до широкой аудитории, в глазах которой Диана становилась в один ряд со знаменитыми и успешными людьми мира.
Еще одним немаловажным фактом является то, что принцесса любила плаванье и теннис – нехарактерные виды спорта для английских принцесс. В данном случае она проявляла свою индивидуальность, что, несомненно, всегда привлекательно.
Диана в культурном контексте
О Диане написано много книг на разных языках. С воспоминаниями выступили практически все её друзья и близкие сотрудники; имеется несколько документальных и даже игровых фильмов. Существуют как фанатичные поклонники памяти принцессы, настаивающие даже на её святости, так и острые критики её личности и возникшего вокруг неё поп-культа.
К 10-летию со дня гибели Дианы был снят фильм «Принцесса Диана. Последний день в Париже», в котором описаны последние часы жизни леди Ди[10].
В 2009 году вышла книга "Принцесса и президент", которую написал экс-президент Франции Валери Жискар д’Эстен. В главной героине журналисты опознали Диану, а в главном герое - самого д’Эстена.
Вывод
Образ, имидж принцессы постепенно формировался во всех измерениях и в итоге «сросся» со своим объектом. Если вначале имидж принцессы строился больше на визуальных характеристиках, то затем (во время ее благотворительной деятельности) Диана стала демонстрировать человеческие качества, чем и заслужила внимание и любовь многих людей, в чьих сердцах память о ней жива до сих пор.
С одной стороны, имидж принцессы Уэльской – хороший пример взаимозависимости и влияния имиджей, а также того, что даже положительный имидж должен иметь свои границы, хотя бы для того чтобы уход из жизни носителя этого имиджа воспринимался аудиторией не так болезненно. С другой стороны, имидж Дианы – это своего рода феномен бессмертия, который заключается в том, что спустя годы после смерти она всё еще оказывает немалое влияние на жизнь своей семьи. В чем секрет создания имиджа, который продолжает работать спустя годы после смерти его носителя, попытаемся рассмотреть в следующей части.