Смекни!
smekni.com

Цвик В. Л. Журналист с микрофоном (стр. 9 из 9)

В большинстве своем здесь используется предварительная запись, по крайней мере, составных частей обозрения-репортажей, комментариев, заметок и т.д. Каждая из них тщательно монтируется. Только текст веду­щего и прямые включения могут идти в эфир «живьем», при этом веду­щий имеет достаточно возможностей заранее не только написать свой текст, но и отредактировать и даже отрепетировать его.

У радиожурналов, ставших популярными где-то в начале 60-х годов, сходный принцип построения. Здесь, как правило, чередуются речевые и развлекательные музыкальные материалы. В основу создания радиожур­нала должен быть положен принцип долгосрочного планирования. Успех во многом зависит от выбора ведущего. Точных инструкций, как вести ра­диожурнал, не существует, все зависит от индивидуальности журналиста-ведущего. Однако понятно, что сколь угодно блестящий ведущий не спа­сет радиожурнал, «странички» которого скучны, неактуальны, слабы в профессиональном смысле.

Любой материал для радиожурнала должен обладать глубиной рас­крытия темы, увлекательной композицией. Хорошо зарекомендовал себя опыт старейшего нашего радиожурналиста Л. Маграчева, который пер­вым использовал прием накопления документальных записей, относя­щихся к одному человеку или событию.

Высочайшего профессионального мастерства требует любое общение радиожурналиста с людьми. Бытует представление о репортере как о не­ряшливом, плохо воспитанном человеке, требующем дать интервью, но всегда готовым к тому, что перед ним захлопнут дверь. Это не так. Радиорепортер всегда аккуратно одет и тщательно выбрит. Отправляясь на ра­боту, он не знает, куда его сегодня направят: может быть, брать интервью у премьер-министра. Радиорепортер настойчив, но предельно вежлив и корректен. Он никогда не обманывает. В то же время у репортера должна присутствовать доля скепсиса: он не принимает услышанного за истину в последней инстанции, понимая, что за случайно сказанным словом может ничего не стоять либо скрываться ценная информация.

Журналистов часто упрекают за то, что они эксплуатируют человече­ские чувства, эмоции людей. Но в реальной жизни вы никого не заставите заговорить, если он сам этого не захочет. А уж если кто-то согласился от­ветить на ваши вопросы, профессиональный долг радиожурналиста — пе­редать все оттенки человеческих чувств: счастье спортсмена, поставив­шего рекорд, гнев человека, которого ограбили на улице, и пр.

Вопросы хорошо начинать такими словами как «кто», «что», «где», «почему», «когда», чтобы исключить односложные ответы. Беседовать с человеком можно практически в любом месте. Не ищите для этого «ти­хую комнату»: звуковой фон только оживит запись, хотя он не должен за­глушать голос говорящего. Не поддавайтесь искушению наложить на пленку звуковые эффекты, записанные в другом месте. (Анекдот о совет­ском радиовещании: аплодисменты отрезали от Райкина и приклеили к докладу Брежнева...)

Не надо подробно беседовать с человеком до записи: выговорившись заранее, интервьюируемый окажется немногословным перед микрофо­ном, хуже того, станет ссылаться на предварительную беседу, о которой слушателям неизвестно.

Если вы принимаете участие в работе пресс-конференции, пригла­шены на брифинг, помните, что радио имеет право на получение инфор­мации в не меньшей степени, чем телевидение и информационные агент­ства. При необходимости настаивайте на эксклюзивном интервью.

Глава пятая.

Технические особенности работы радиожурналиста

Радиостанции пользуются различными системами записи для хране­ния и воспроизведения в эфире аудиоматериалов. На смену аналоговому оборудованию с использованием бобинных магнитофонов постепенно приходит оборудование цифровой записи, где звук заносится на жесткий диск компьютера с последующим редактированием, хранением и воспро­изведением записи.

При аналоговой системе записи в качестве носителя используют пленку. На протяжении многих лет и зарубежное, и отечественное радио­вещание не знали альтернативы аналоговому оборудованию. Бобинные магнитофоны с катушками различного размера и различной скоростью протяжки использовались и как переносные, и как стационарные. Кас­сетные магнитофоны с катушками в пластмассовом корпусе, работаю­щие на более узкой пленке, чем бобинные, и с более медленной скоростью протяжки значительно увеличили продолжительность записи. Сначала это были бытовые, но потом появились и профессиональные модели (по преимуществу, портативные магнитофоны, удобные в репортерской рабо­те). Но поскольку узкая пленка кассетных магнитофонов затрудняет ре­дактирование, монтаж записей, их переписывают на бобинный магнито­фон.

Цифровая система записи. Аналоговые звуковые сигналы, преобра­зованные в цифровые, вошли в нашу жизнь с компакт-дисками. Распро­странение персональных компьютеров с огромным объемом памяти и бо­лее дешевой технологией фиксации звука революционизирует работу ра­диостанций. С каждым днем совершенствуются программы сжатия и раз­вертывания цифровых кодов разговорной речи и музыки. С этой целью используются мини-диски, допускающие запись продолжительностью более часа и включение на любом месте в любой нужный момент.

Жесткий диск компьютера — это студийная интерактивная систе­ма, позволяющая любому количеству пользователей независимо друг от друга работать с тем или иным аудиофрагментом, занесенным на диск как цифровая информация, причем любой работник станции может запускать и останавливать, редактировать, осуществлять необходимые манипуля­ции без всякого ущерба для качества записи.

Портативный жесткий диск в небольшом прочном корпусе — это новое поколение оборудования для выездной записи. Звук, записанный на диск в цифровой форме, может редактироваться на месте и передаваться на компьютер радиостанции по мобильному телефону.

Цифровая система записи существенно упрощает монтаж и редакти­рование по сравнению с аналоговым оборудованием, где требуются меха­нические приспособления и специальная склейка, не портящая головки магнитофона. При редактировании на компьютере звуковые колебания выводятся на дисплей в виде волнообразной дорожки. С помощью «мы­ши» можно выделить любой фрагмент, удалить или наложить любой звук, поменять местами фразы, отдельные слова, и все это ничуть не нарушает первоначальной записи.

Компьютерный монтаж открывает замечательные возможности для того, чтобы убрать посторонние звуки (например, покашливания), слиш­ком долгие паузы, оговорки, но менять смысл сказанного категорически нельзя.

В тех случаях, когда предстоит трансляция с места события, надо учитывать возможные технические трудности, например, объект находит­ся в низине, что исключает УКВ-связь со студией. В этом случае может быть использована обычная телефонная линия, безусловно, ведущая к по­терям качества звука (вспомните определение этого способа на профес­сиональном жаргоне: хрипушки), либо отправка репортажных записей на специальном транспорте, что, в свою очередь, лишает передачу сиюми­нутности.

В последние годы получила развитие безбумажная и безленточная технология подготовки радиопрограмм. Компьютерные системы обладают двумя чрезвычайно важными преимуществами, называемыми цифровым универсальным редактором и усовершенствованным текстовым редактором. Может показаться, что здесь роль журналиста сводится до минимума: дескать, информация сама по себе приходит на дисплеи ком­пьютеров и принтеры, автоматически обрабатывается и выдается в эфир. Однако настоящие новости добываются именно радиожурналистами.

Конечно, техническая революция меняет условия работы, требует иной квалификации. Тот же объем работы осуществляется меньшими силами. Компьютер все более вытесняет устаревшие методы магнитной записи. Развивается журналистика в электронных сетях, «виртуальные» средства информации. Переход на цифровую аппаратуру сулит дальнейшую миниа­тюризацию оборудования, что важно для технического оснащения выезд­ных радиорепортажей.

90-е годы ознаменовались бурными переменами в составе собст­венников радиостанций не только в России. Процесс этот типичен для мирового радиовещания.

Коммерческое радио показало способность расширять аудито­рию слушателей и привлекать рекламодателей, а стало быть, рост числа радиостанций, особенно в регионах, будет продолжать­ся. Новым станциям, естественно, потребуются молодые способ­ные радиожурналисты.

Освоив опыт старшего поколения, им предстоит поднять на новый, более высокий уровень профессиональное мастерство радио­журналиста, человека с микрофоном, который первым сообщает соотечественникам обо всем наиболее важном, что произошло, происходит в мире сейчас, в эту минуту...

Рекомендованная литература

Основная

Гальперин Ю.М. В эфире — слово. М.: Искусство, 1977. Летунов Ю.А. Время. Люди. Микрофон. М.: Искусство, 1974. Радиожурналистика: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2000. Цвик ВЛ. Введение в журналистику. М.: Изд-во МНЭПУ. 1997.

Дополнительная

Основы радиожурналистики: Учебник. М.: Изд-во МГУ. 1984. Ружников В.Н. Так начиналось... М.: Искусство, 1987. Ярошенко В.Н. Информационные жанры радиожурналистикн. М.: Искусство, 1976.

При подготовке книги использованы учебные пособия: Цвик ВЛ. Введение в журнали­стику. М., 1997; краткое изложение книги Чэндлер П. и Харрисона С. «Радиожурналисти­ка» (СПб., 1997), перевод — Аналитический отдел Дирекции информации ВГГРК; перевод с немецкого сборника «Радиожурналистика» (Мюнхен, 1986) — ИПК, 1991