Но вот один тезис, который вряд ли можно опровергнуть: практически, ни одна хорошая, даже блестящая газетная статья не может быть использована в качестве телевизионного сценария в чистом виде. А ведь именно телевизионный сценарий, в конечном счете, должен подготовить тележурналист буквально перед любой съемкой – будь то крохотный сюжет в «Новостях» или полнометражный проблемный очерк. Сценарий этот вовсе не является многотомным трудом, созданным по всем бюрократическим канонам, скрепленным бесчисленными резолюциями начальства и печатями отдела снабжения, он, в конце концов, может быть в голове, но он, во-первых, обязательно должен быть, а во-вторых, должен быть именно сценарием.
Чтобы понять, зачем же он так нужен, и как его создавать, следует для начала разобраться, чем отличается печатное слово от произнесенного в эфире, да еще и снабженного «картинкой»? На этот, казалось бы, элементарный вопрос довольно сложно ответить просто. Приносим извинения за неуклюжесть предыдущей фразы, но фокус в том, что неуклюжей она кажется лишь на бумаге: правильно произнесенная и интонированная, она бы не вызвала никаких претензий. То есть, на слух текст воспринимается абсолютно иначе – вот вам и отличие. Отсюда и первое правило: текст для видеосюжета пишется специальным языком, по специальным правилам; он должен легко восприниматься на слух и быть предельно понятным.
У газетного журналиста есть всего два средства для создания художественного образа: слово автора и воображения читателя. У телевизионного - выразительных средств гораздо больше: «картинка», т.е. изображение, причем фигура и фон могут работать по- разному в единстве и контрапункте; монтаж, т.е. произвольно-осмысленное сочетание «картинок»; синхронная речь персонажей; закадровый текст; фоновый звук; наконец, «стенд - ап» - речь корреспондента на фоне события.
Что же касается воображения зрителя, то его журналисту вряд ли удастся заставить работать, если не принять к сведению, что включается оно только в том случае, когда эти выразительные средства работают в контрапункте, т.е. будучи творчески противопоставлены друг другу.
Правило второе:Журналист,собираясь снимать, должен подумать и сформулировать не только то, какую историю хочет рассказать, но и какое впечатление хочет произвести на зрителя. А затем решить, какими выразительными средствами собирается этого достигнуть[5].
Отметим еще одно существенное различие между газетной и телевизионной журналистикой. Допустим, репортер записал на диктофон чьи-то сенсационные признания, все сделал правильно: подписал материал у героя, сдал, напечатал. Наутро герой громогласно заявляет: я этого не говорил! Эти писаки переврали мои слова... Конечно, в суде – если до него дойдет дело – журналист все докажет, но если при его разговоре никто не присутствовал, даже читатели ему вряд ли поверят. Та же ситуация на ТВ невозможна! Если человек что-то сказал, и это показали – ему от сказанного не откреститься. Зритель все видел собственными глазами! Иначе говоря, видеоматериал всегда вызывает больше доверия, чем газетная статья.
Правило третье: Нужно записывать как можно больше интервью с участниками события – то, что они скажут сами, будет гораздо достоверней пересказа журналиста или закадрового текста.
Пользуясь этими тремя правилами, журналист вполне способен овладеть искусством написания телевизионного сценария. Только еще несколько слов о том, зачем же он все-таки нужен.
Телевидение – искусство коллективное. В отличие от газеты, где, в общем-то, ни наборщик, ни корректор не могут совсем уж испортить статью, на любом этапе телевизионного производства материал может быть безвозвратно загублен. Отсматривая материал после съемки, журналист может с ужасом обнаружить, что оператор не снял нужных планов или же снял совсем другие, что звукорежиссер, борясь с одному ему ведомыми «помехами», записал синхрон, как говорится, в полном браке, что монтажеру вдруг приспичило «прокодировать» кассету, и он стер «исходники», да и много чего еще...
Всего этого (или почти всего) можно избежать. Даже если журналисту не удастся создать крепкую команду единомышленников, существует способ сделать качественную передачу: всем, кто с ним работает, нужно все тщательно объяснить. И возможным это становится именно с помощью сценария.
Собственно, сценарием может считаться любой, даже самый приблизительный план предстоящего материала, из которого всем будут ясны ответы на вопросы:
1. Какая задача стоит перед съемочной группой?
2. В каком жанре предстоит работать?
3. Какова структура сюжета?
4. Кто герои материала?
5. Каков объем работы, какими творческими и техническими средствами она должна быть выполнена?
Ответив на эти вопросы, репортер получает настоящий сценарий.
Считается также, что главное, чем стоит овладеть для работы на ТВ, – это чисто техническая натасканность, ибо техника – есть суть и главная составляющая телевидения.
Любой видеосюжет складывается из нескольких компонентов [приложение 1]. Материал состоит из звуковой дорожки и видеоряда, а они делятся на свои составляющие. Звук состоит из закадрового текста (З/К), интершума, музыки, а также звука, записанного в синхроне и стэнд-апе. Видеоряд, в свою очередь, создают постановочные съемки, т.е. подготовленные, с выстроенными светом, картинкой, композицией кадра и т.д., и репортажные – спонтанные, однако не менее продуманные. К последним можно отнести оперативные съемки спецслужб, архивы и пр. В то же время элементом постановочных съемок являются стэнд-апы и синхроны.
На телевидении существует ряд программ, работающих в жанре журналистского расследования:
1. «Человек и закон» (ОРТ)
Общественно- политическая программа "Человек и закон" выходит на главном телеканале страны уже 32 года (Алексей Пиманов ведет передачу с 1996 года). Столь "преклонный возраст" ничуть не мешает программе оставаться одной из востребованных и актуальных на отечественном телевидении. Быть может потому, что основные темы - борьба с организованной преступностью, расследования коррупции в высших эшелонах власти, криминальные истории.
Программа старается дать взвешенную оценку важнейшим событиям в политической, экономической и социальной жизни страны, освещает огромный спектр вопросов и проблем, с которыми каждодневно приходится сталкиваться человеку, причем не только с правовой точки зрения, но и с позиций общечеловеческой нравственности.
Основное правило программы старо, как мир: информация из первых рук и только проверенные факты.
Постоянными рубриками по-прежнему остаются острые "социальные" репортажи Юрия Дзарданова, исторические эссе Александра Сенаторова, политические памфлеты Татьяны Косовцовой, "скрытая камера" Александра Карпова, "человеческие истории" (нередко с криминальным прошлым или настоящим) Лилии Высочинской, аналитические комментарии и специальные репортажи Петра Гуленко и Леонида Грозина, актуальные журналистские расследования ведущего Алексея Пиманова.
Основные темы программы: борьба с организованной преступностью, расследования коррупции в высших эшелонах власти, анализ важнейших событий политической, экономической и социальной жизни страны. В программе будут принимать участие многие известные люди: политики, высокопоставленные чиновники и даже артисты эстрады. Наряду с этим "Человек и закон", ориентируясь на рядового зрителя, продолжает следить за судьбой своего постоянного героя – обыкновенного человека, попавшего в клещи несправедливости и беззакония[16].
2. «Честный детектив» (РТР)
Журналист и ведущий программы - Эдуард Петров - впервые на современном телевидении расследует преступления по схеме работы следственной группы: сбор первичной информации; розыск и опрос потерпевших, свидетелей и очевидцев; отработка различных версий; поиск доказательств и опровержений – впервые зрителю предоставляется возможность узнать, из чего состоит ежедневная работа криминального репортера.
В каждом выпуске рассказывается об одном уголовном деле, причем не только о самом преступлении, но и о том, как происходит каждое журналистское расследование, с чем приходится ежедневно сталкиваться репортерам программы. Передача снимается двумя камерами. Одна фиксирует саму криминальную историю, вторая наблюдает за журналистами. Угрозы, попытки подкупа, погони, съемки скрытой камерой – все это "кухня" авторской программы Эдуарда Петрова[18].
3. «Профессия-репортер» (НТВ)
Профессия-репортер» — это цикл телевизионных репортажей на актуальные темы современного мира. Каждый корреспондент программы — уникален и преподносит свою, индивидуальную точку зрения на ту или иную проблему, событие или явление. Репортеры: Андрей Лошак, Вадим Такменев[17].
Одного желания быть объективным, правдивым недостаточно, журналисту надо уметь им быть. Этичность творческого поведения это, безусловно, показатель человеческой порядочности, но, кроме того, еще и показатель профессиональной состоятельности журналиста, коллектива, который он представляет. Работает ли журналист открыто или выступает в одной из продуманных «ролей» если он профессионал, в его материале всегда есть свидетельства степени предусмотрительности автора. Именно качество отношений журналиста со своими «героями» и «источниками» определяет дальнейшие отношения между автором и зрителями.
Наиболее распространены три жанра, «правильно» отражающие ход журналистского расследования:
1. Репортаж – съемка одного события или их цепочки, при этом журналист является, чуть ли не их участником и предоставляет зрителю возможность ощутить происходящее, как говорится, в реальном времени (real time).