MPEG - общее наименование технологической платформы, созданной Международной Организацией по Стандартизации ISO (International Standards Organisation) и Международной Электротехнической Комиссией IEC (International Electrotechnical Commission). Последняя разработала ряд стандартов для кодирования исходных аудио и видеосигналов, которые и получили общее наименование стандартов MPEG. Сам термин MPEG является сокращением от Motion Pictures Experts Group, что означает "Группа Экспертов по Движущимся Изображениям". Группа MPEG занимается стандартизацией технологий сжатия цифровой аудио и видео информации. Стандарты MPEG формируются на основе общей базовой структуры, допускающей достаточно большую свободу конфигураций, и имеют несколько уровней. Каждый уровень описывает определенные характеристики, и при этом не обязательно включает в себя номер версии.
Частота кадров (frame rate) представляет собой число полных записываемых или передаваемых изображений в секунду. В принципе, одно изображение может передаваться как полный кадр или как два последовательных поля. Характер изображения и соответствующие процессы будут в этих двух случаях различными.
Частота кадров, как правило, определяет возможности передачи на экране движения: чем больше частота кадров, тем более быстрые движения можно передать с достаточной степенью достоверности. При малой частоте кадра возникает т.н. эффект "затвора" - быстрые движения становятся "дергаными" (именно этим объясняется типичный "кинохарактер" изображения при съемке с частотой 24 или 25 кадров в секунду). Плавно текущее видеоизображение достигается при частоте 50 кадров в секунду. Благодаря более высокой частоте полей, удвоенной по сравнению с частотой кадров, чересстрочные изображения характеризуются большой плавностью движения, что, однако, достигается ценой падения разрешения при отображении движущихся объектов.
Кроме чисто визуальных аспектов, выбор между прогрессивным или чересстрочным форматом записи определяется также техническими и экономическими соображениями. В частности, частота кадров при записи будет определяться такими вопросами, как "Где должен продаваться видеопродукт? (вопрос продаж) и "Какое качество должно иметь продаваемое изображение? (вопрос бюджета).
6. Ожидаемая эффективность.
Начнем с того, что дизайн кинетической типографики для телевидения охватывает огромный спектр более узких задач и специальностей. Но и сам он принадлежит к более широкой и древней области, которую можно назвать медиадизайном. Дизайн носителей информации и способов подачи этой самой информации — огромная отрасль, по своему влиянию на цивилизацию сопоставимая с металлургией или химией. В определенном смысле, не будь медиадизайна, не было бы ни металлургии, ни химии, ни медицины — начиная с определенного этапа развития этих дисциплин, они не могли обойтись без грамотных, структурированных, удобных в пользовании текстов с картинками. Любая письменность уже сама по себе требует порядка в размещении информации, зачастую с учетом жестких эстетических норм. Но еще сложнее приходится астрономии или географии, а уж тем более религии и всем тем областям жизни, которые связаны с человеческими чувствами. Распространение знаний и опыта здесь настолько плотно связано с визуальным рядом, что мы можем смело сказать: не научись люди рисовать, они остались бы обезьянами.
Интересно, что в ранних цивилизациях талант художника был немедленно поставлен на службу социальным институтам, главным из которых тогда была религия — пусть даже самая примитивная. Тогда искусство было куда более функционально, чем сегодня, и поэтому можно считать, что медиадизайн входит как минимум в десятку древнейших профессий мира, безусловно, уступая двум первым, но наступая на пятки жрецам и вяльщикам мяса. Потребность в медиадизайне нынче становится чуть ли не острее потребности в нефти.
Государство и религия - самые мощные потребители медиадизайна, было бы сообщение, а носитель всегда найдется
Великий дизайнер Милтон Глейзер, изобретший (среди прочих великих трудов) знаменитый логотип I♥NY, в своей книге «Искусство — это работа» приводит некий список «10 ступеней в ад для дизайнера». Полностью отдавая себе отчет в том, что дизайн есть эстетическое решение практических задач, он, тем не менее, проводит определенную этическую черту для такого рода прагматики. И нельзя забывать, что именно медиадизайн, в отличие от дизайна интерьеров, моды, транспортных средств или архитектуры, непосредственно и агрессивно воздействует на эмоции и характер человека, предопределяя его поведение в обществе. Социальная ответственность медиадизайнера во сто крат выше, чем у проектировщика автомобильных фар, хотя последний, безусловно, стоит куда ближе к прямому лишению жизни своих соплеменников.
Письменность довела нас до книгопечатания, а печать - до того, что весь мир покрыт рекламой самого разного формата
Кино! Поначалу, как и радио, кино не испытывало потребности в дизайне. Нет смысла рассказывать историю кино, но медиадизайн пришел в эту область двумя путями. Первый — это создание специфических объектов внутри кадра, то есть не строительство салунов, а рисование вывесок на салунах и денег для расчета внутри этих салунов (сегодня это переросло в рисование компьютерных интерфейсов и проектирование несуществующих рекламных носителей). Второй путь более очевиден: афиши для кино, создание рекламных трейлеров, а также создание эффектных начальных (и конечных) титров, которые со времен Сола Басса зачастую становятся лучшей и самой прибыльной частью всей картины. По большому счету, если поначалу кино прекрасно обходилось без дизайна, то сейчас возникла чудовищная потребность именно в нём. Это последний шанс кино устоять перед напором новых предложений зрителю: наркотических веществ, с одной стороны, путешествиями и иными хобби — с другой, и более дешевыми медиапродуктами — с третьей.
Одним из этих медиапродуктов (огромной разрушающей силы) стало телевидение. Но было бы нечестно не сказать о следующем этапе приложений медиадизайна, именуемом Интернет.
Со стороны тех, кто работает в ТВ, было уже очень много разных оценок и прогнозов на эту тему, и весьма интересных. Мне кажется, что мы снова имеем дело с традиционным процессом преемственности технологий: каждая следующая отнимает, «присваивает» у предыдущей целый ряд возможностей — но никогда это не случается на 100%. Кино не отменило ни радио, ни фотографию, фото не отменило живопись, и так далее. Но кино и фото убили в живописи реализм (за ненадобностью), а радио очень многое отняло у газет, литературы и музыки. Интернет — пока всё еще только технология, которая отобрала у телевидения, радио и газет злобу дня (новости и комментарии появляются на несколько часов раньше), но не изменила сути медиа: теперь это интернет-газета, интернет-ТВ и интернет-радио. Телевидение как носитель информации и эмоций остается телевидением и в рамках сетевого протокола. Что в Интернете реально нового? Это возможность peer-to-peer, одноуровневого общения между людьми. И это диктует новые потребности в медиадизайне, которые зачастую не существовали прежде.
Медиадизайн в графическом дизайне раздел феноменально обширный, но именно опеннинги, кинетическая типографика дарит особую свободу и выразительность в творчестве. Кинетическая типографика в кино и телевидении является той самой красивой и вкусной оберткой от конфетки, которая притягивает зрителя к экрану. Как много нам известно ситуаций когда начальные титры какого-нибудь кино притягивали, заставляли остановиться сесть и посмотреть кино или передачу? Множество. Кинетическая типографика в СМИ это как плакат на улице – она должна быстро привлекать и задерживать на себе внимание.
7. Выводы и предложения.
В процессе создания дипломного проекта была проделана обширная работа по теоретическому изучению материалов, по приобретению практических навыков дизайнера-графика. Был поднят весь объем материала изученного в процессе обучения на факультете «Дизайн». В проектировании кинетической типографики, появилось желание не только не только исследовать и обобщать, но и переработав, понять, внести свое понимание и уже на основе этого понимания создать нечто новое. Нечто способное заинтересовать зрителя, задержать его внимание.
Хочется так же сказать, что работа над дипломным проектом позволила узнать и познакомиться с такой удивительной вещью и продуктом графического дизайна как кинетическая типографика. Кинетическая типографика – это совершенно самостоятельный объект графического проектирования, так как до сих пор не удалось понять, к чему она конкретно относится к так называемому моушн-дизайну или же все-таки к графическому дизайну? Справедливости ради стоит сказать, что термин моушн-дизайн (motion– движение, часто используется вместо термина кинетический, хотя смысл, в целом, един) очень зыбок, и им в основном своем занимались и занимаются графические дизайнеры. У самого явления нет чёткого определения. Несмотря на кризис, моушн-дизайн и кинетическая типографика — очень востребованная ответвление и людей очень не хватает. Индустрия молодая, только в процессе своего становления и ждёт своих героев. Конечно, через какое-то время, лет через пять-десять, изобретут основные ходовые приёмы, разработают пайплайны, научатся планировать работу, на смену безумным арт-директорам придут скучные проджект-менеджеры, а графические дизайнеры работающие в моушн-дизайне пойдут по пути узкой специализации рядовых технических специалистов. Но сейчас это не так, особенно в Росси, и грех этим моментом не пользоваться.
Сейчас в кинетике много непонятного, а где непонятное, там и мифы. Например, популярный миф, что моушн — это сложно и дорого. Или о том, что делают моушн-дизайн гении-небожители, находящиеся на высшей ступени развития своих умений.