К заголовочным элементам относится:
· Подзаголовок – заголовочный элемент, в котором уточняется или подчёркивается основная тема, проблема или какая-то другая существенная сторона материала.
· Вводка – это особо выделенное вступление к материалу, подборке, иногда – целевой страницы. В водке даётся максимум исходной информации о теме, проблеме публикации.
· Вставка – это редакционное дополнение к материалу. Вставками могут являться отдельные примечания, комментарии, призывы. Они обособляются графически или ставятся в конце текста.
· Рубрика - название определённого раздела газеты, журнала, а также её разновидность – рубрика-заголовок.(2)
К заголовочным элементам также можно отнести эпиграф, анонс, заголовок-сообщение и др. Но в современных СМИ они встречаются реже вышеперечисленных и в рамках данной работы представляют меньший интерес для исследования, поэтому их я рассматривать не буду.
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Определившись с ключевыми понятиями, я могу перейти к их более подробному изучению. Пользуясь методом индукции, начну с наиболее общего понятия – комплекс элементов.
Существует множество различных комплексов элементов в газете и журнале, следовательно, существует и несколько классификаций таковых. На мой взгляд, наиболее рационально разделить их на две большие группы по назначению и функциям (рис. 1).
Рис. 1
Как видно на рисунке 1 все комплексы элементов делятся на основные и вспомогательные. К основным относятся заголовочные, иллюстрационные, поясняющие (врезки) и текстовые комплексы. В группу вспомогательных объединений элементов входят: титульный комплекс, колонтитулы, колонцифры и выпускные данные (выходные сведения. (1)
Основной интерес для этой работы представляют основные комплексы элементов. К ним относится и заголовочный комплекс.
Заголовочный комплекс
Заголовочный комплекс – самый сложный в газете и журнале. Он может включать в себя различные подсистемы (то есть не только сами заголовки, но все его виды: подзаголовки, надзаголовки, шапки, названия рубрик, водки, лиды, а так же в отдельных случаях эпиграфы, лозунги и т.д.). Максимальной сложности строения заголовочный комплекс достигает тогда, когда включает в себя вышеперечисленные системы и части иллюстрационного и текстового комплексов.
Таким образом, заголовочный комплекс не столько внедряет в себя части других комплексов, сколько сам проникает в них. Это является его важным признаком: «мягкость перехода с одного уровня объединения на другой, размытость границ между ними».(1) Руководствуясь этим, все заголовочные комплексы можно разделить на три разновидности: простые, сложные и составные.
Простой заголовочный комплексПростые заголовочные комплексы наименее композиционно наполнены. Состоят они из одного заголовка и не включают в себя никаких других элементов.
В подзаголовке сообщается, уточняется или подчёркивается основная тема, проблема или какая-то другая существенная сторона публикации. Например, заголовок «Украина продаёт свое единственный ракетный крейсер» дополнили «Его постройка и содержание оказались непосильным бременем». Часто подзаголовки являются продолжением основного заголовка. «Москва выбрала» - заголовок. «лучшего воспитателя детского сада» - подзаголовок. Внутренние подзаголовки, являясь названиями отдельных частей публикаций, также служат дополнением к основному заголовку, помогают раскрыть тему.
Бывает, что в крупном материале необходимо дать сразу несколько подзаголовков. Тогда их выносят на открытие публикации и подают как единый блок – анонс. Анонс используется для того, чтобы усилить зрительно-смысловой центр публикации, сразу представить читателю главные темы и проблемы. В журналах, в отличие от газет часто анонсируются и будущие материалы.
Вводка – это особо выделенное вступление к материалу, подборке, иногда – целевой страницы. В водке даётся максимум исходной информации о теме, проблеме публикации. Характер водки носит также выделенная особым начертанием шрифта начальная часть текста.
Непосредственно примыкает к тексту и другой заголовочный элемент – эпиграф, объясняющий характер публикации, её идею. Чаще в качестве эпиграфа используются цитаты различных писателей, но иногда автор сам придумывает эпиграф. Примером может служить комментарий к карикатуре.
Вставка – это редакционное дополнение к материалу. Вставками могут являться отдельные примечания, комментарии, призывы. Они обособляются графически или ставятся в конце текста.
Также в печати можно встретить образования, в которых совмещаются все вышеуказанные элементы. Такие комплексы называются заголоком-сообщением.
Выбор заголовочных элементов определяется также частотностью их употребления в масштабах издания. Многократно может повторяться только рубрика – название определённого раздела газеты, журнала, а также её разновидность – рубрика-заголовок.2
Заголовочные элементы могут относиться к одной публикации или к группе публикаций. Только с одной публикацией выступает собственно заголовок. Заголовок же, охватывающий группу материалов (подборку, целевую страницу, и т. п.), называется «шапкой». Есть и третья разновидность этого элемента – «флаговый» заголовок: когда название самого важного материала развёрстывается на всю ширину подборки, целевой страницы, охватывая и другие материалы.
По способу исполнения заголовочные элементы можно разделить на наборные и клишированные. Наборные составляют основную массу заголовочных элементов, выполняются они обычно специальными – титульными – шрифтами, только водка или эпиграф, реже рубрика – текстовыми выделительными шрифтами. Клишированные элементы можно разделить на три группы: текстовые, изобразительные и изобразительно-текстовые.3
Заголовок, предваряя текст, несет в себе определенную информацию о содержании и об авторской его оценке. Можно сказать, что он занимает стилистически сильную позицию. Человек редко прочитывает газету «от корки до корки», он выбирает только то, что его интересует, руководствуясь названиями публикаций