Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Журналистики (стр. 1 из 19)

1. Пражурналистские явления Античности

Важнейшие истоки журналистики, прежде всего европейской, надо искать в культуре Древней Греции и Рима. Это мифология, поэтика, театр, историческая проза, риторика, философия, наука.

Пражурналистские явления можно разделить на устные, письменные.

Устные – это межличностное и групповое общение, культовое общение (ритуалы), ораторское искусство (риторика), информирование через глашатаев, гонцов, посланцев.

Письменные – культовое общение (ритуалы погребения, эпитафии), рукописные книги, рукописные «газеты» древности («анналы», Actа Senatus и Acta diurna populi Romani), эпистолярное искусство, хроники.

Истоки журналистики следует искать в мифологии, религии, риторике, литературе, истории, философии, театре древности. Интересы римлян подчинялись интересам государства. Античная культура – тип и прообраз европейской рациональной культуры, в том числе литературы, истории, журналистики.

Основные этапы развития культуры Античности:

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (3-2 тыс.лет до н.э. – 3-1 в. до н.э);

ДРЕВНИЙ РИМ (1 в.до н.э. – 4 в. н.э.).6

Пражурналистских явлений было немало.Они постепенно развивались. Информационное общение возникло вместе с развитием трудовой деятельности и языка и было связано с трудом и необходимостью планировать общую трудовую деятельность. Следующий этап – формирование общественного мнения. С появлением государственности усложняются формы общественной жизни, идет процесс разделения труда, сформировали политические институты и профессиональные политики. В распространении общественной информации важную роль играют ораторы.

Политическая деятельность великих ораторов древности Демосфена (Греция) и Цицерона (Рим) является ярким проявлением целенаправленного распространения в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующее их представления, мнения, стремление, побуждающее их к тем или инымдействиям. Представители государственной власти рассылали с наказами гонцов: глашатаев, дьяков, герольдов. С устными формами распространения информации связаны сохранившиеся в журналистике и широко употребляемые слова: форум – площадь собраний; трибуна – выборная должность, места произнесения речи; дума – собрание советников. В названиях газет и журналов: вестник, курьер, герольд, трибуна. Слово “гонорар” – тоже из древности. Почетное вознаграждение.

Мифология. Древние мифы не иронизировали над «службой известий».

Напротив, полная информированность считалась неотъемлемой чертой божественного могущества. Покровителем «службы новостей» в греко-римской мифологии считался Меркурий-Гермес. Он сам занимал в штатном расписании Олимпа должность вестника, не расставаясь с крылатыми сандалиями.

Анналы можно считать первыми периодическими изданиями-ежегодниками. В переводе – это «белые доски», которые выставляли в Древнем Риме около дома верховного понтифика (жреца) с информацией для граждан. Сначала сведения касались изменений в календаре, поэтому они и были названы «ежегодники» (от латинского слова год – annus). Позднее тематика информации стала шире и анналы превратились в хроники: сведения о войнах, стихийных бедствиях, внутриполитических событиях, деятельности сената, выборах, погоде. В 130 г. до н.э. были изданы «Большие анналы» – это 80 книг со сводками погоды. Таким образом, «анналы» можно считать прообразами современных газет. С 1 века до н.э. в римском государстве по указанию Юлия Цезаря почти пять веков «издавались» сводки различных известий – «Acta Senatus» (сокращенные протоколы заседаний сената – верховного правительственного органа Римской рабовладельческой республики) и «Acta diurna populi Romani» («повседневные известия для римских граждан»).

Риторика – важнейший элемент массово-информационных процессов Древней Греции и Рима. Это форма управления социальными процессами в демократическом обществе, когда необходимо убедить большую группу сограждан в чем-либо. Риторика – важнейшая составная часть государственной и политическойжизни Античности. Следует особо выделить Марка Фабия Квинтилиана – римского ритора и автора 12-томного труда «Наставление в ораторском искусстве».Основными достоинствами оратора он считал простоту и искренность речи. Что о любом событии илипоступке можно составить достоверное представление лишь в том случае, еслиизвестны ответы на такие вопросы: КТО и ЧТО сделал, КОГДА и ГДЕ это было, КАК иПОЧЕМУ это произошло.

Риторика сформировалась в V в. до н.э. в Древней Греции. «Наука о произнесении публичной речи» приобрела особое значение для политиков и адвокатов. Это обусловил расцвет афинской рабовладельческой демократии, где важнейшую роль играли народное собрание, совет пятисот и народный суд.

В теорию красноречия внесли вклад Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг.до н.э.). Последний – автор трактата «Риторика».Выделил три частириторики, отвечающие на вопросы: как принудить к чему-либо слушателей? Какиеличные качества оратора помогают вызвать доверие слушателей и достигнуть цели?Как технически построить речь? В речи 4 части – предисловие, рассказ,доказательство, заключение. Демосфен (384-322 гг. до н.э.) – оратор, защитник демократического устройства государства в период борьбы Греции с Македонией. Он автор «филиппик» – гневных обличительных речей против царя Филиппа Македонского. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) – великий римский оратор Его книги: «Об ораторе» (теория ораторского искусства), «Брут» (идеал оратора), «Оратор» (историческое развитие ораторского искусства).

Квинтилиан (36-96 гг. н.э.) оставил труды по риторике: учебник «Образование оратора» – свод выводов предшественников и обобщение собственного 20-летнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. начинать и кончать речь сильными ааргументами; тренировать природное дарование оратора упражнением, подражанием.Античными ораторами были формулированы правила обращения с материалом,построения текстов, редактирования; отработаны средства выразительности,действенные способы логической аргументации; стилистические приемы, произошлосовершенствование языка.

2. Особенности коммуникативной среды Средневековья. Первые рукописные газеты

Важно понять особенности коммуникационной среды Средневековья и присущих ей способов распространения массовой информации. К концу V в. Западная и Северная Европа были захвачены варварскими племенами. Начался процесс разрушения античной культуры, смены одной культурной парадигмы другой. В результате Европа утратила тот потенциал культуры, который накопила Античность, и создала новую цивилизацию – христианскую. В 313 г. н.э. Константин I объявил христианство государственной религией. На смену античному просвещенному рационализму пришел иррациональный теологический мистицизм и догматизм христианства. То же самое произошло и с информационными процессами. Средние же века – нетерпимость к инакомыслию, к другому мнению, чудовищная жестокость в подавлении инакомыслия, фанатизм. Фанатизм и догматизм в религии (идеологии) и политике. В этот период вызрело и противоядие против фанатизма – скептическая мысль, которая вносит насмешку, разумное начало и остужает пыл страстей. Важную роль в массовых коммуникационных процессах рационалистического характера сыграли свободные европейские средневековые города с их развитой коммерческой и производственной сферой, потребностью в обмене коммерческой и политической информацией, независимым статусом и непокорным духом.Здесь родилась смеховая культура – предтеча сатирического жанра вжурналистике.

Средние века – период между Античностью и Новым Временем. С 5 по 15 вв. – тысяча лет. Выделяют три периода: раннее Средневековье (с 5 по 10-11 вв.); высокое (классическое) (с 10-11 по 14 вв.); позднее (14-15 вв.);15 Христианское сознание – основа менталитета Средневековья. Идеалы христианства: любовь, прощение, искупление грехов, милосердие. Но реально именем Иисуса Христа были замечены и сожжены тысячи инакомыслящих. Гуманность и мудрость идей Христа и жестокость его земных последователей – особенность Средневековья. Первые века Средневековья – страх, полуграмотное толкование христианских заветов, ожидание конца света и страшного суда. Это парализовывало даже деловую активность людей, культура развивалась медленно. Вся жизнь шла возле храма. Библия – мировоззренческая основа общественного сознания, воспитания, коммуникационных и информационных процессов. Библию читали и слушали как сегодня свежие газеты. Культура средневековья бескнижная, «догутенбергова».Она опиралась на устные проповеди и увещевания, а не на печатное слово. Она опиралась на сознание безграмотного человека. Культура сказок, мифов, молитв, волшебных заклятий. В этом контексте понятно, что достигнутая в античности «гласность» в политических, внутриполитических и прочих делах была потеряна. Массовость,оперативность, достоверность, доступность в информационных процессах – тоже. Господствующим жанром в риторике Средневековья было церковное красноречие, основанное на догматизме и схоластике. Церковная проповедьадресовалась всем – от вельможи до последнего бедняка. Это стало основной формоймассового устного общения и одним из инструментов массовой пропаганды.Риторика Средневековья особая – появился абсолютный авторитет в виде религиозной догмы. Все суждения соотносились со Священным писанием. Это вносило элементы схоластики и избавляло от поиска углубленной аргументации. Этот пропагандистский отпечаток можно встретить до сих пор. Поклонение авторитетам, обилие цитат и славословий, бездоказательность речей – особенность идеологической пропаганды и агитации.. В средние века с появлением университетов (12 в.) появилась новая форма информационного процесса – университетская лекция (она читалась по книге;лектор – чтец, lectio – чтение) была шагом вперед по сравнению с проповедью, ибо подчинялась законам знания, обращалась к фактам и явлениям реальной жизни. С развитием книгопечатания была заменена устным выступлением с изложением учебного материала (XVI в.) и стала новым жанром риторики, сохранившимся до сих пор. Еще один вид коммуникационных процессов того времени – средневековый театр – возрожден в форме литургической драмы Римской католической церковью. Это путь расширения ее влияния, приспособление языческих и народных праздников кцерковным нуждам. Происходила театрализация церковных служб, шествий сиспользованием различных видов искусств. Особое значение придавалось музыке –языку разговора с Богом. Ставились специальные церковные пьесы. Разыгрывалисьбиблейские истории. Появилась светская драма на библейские сюжеты (14 в.). Эти пьесы длились один-два дня и раз в месяц исполнялись членами христианской общины. Смеховая культура средневекового города – важнейшая особенность коммуникационных процессов Средневековья. Анекдоты, сатирические баллады, саркастические и фривольные песни, высмеивающие богатых, порочных, жадных, лицемерных. Это прежде всего стихи и песни школяров, лирика вагантов и бродячих певцов. Они разносили вести о важных событиях, высмеивали вельмож, клириков, лживость монахов, повествовали о героях, войнах, бедствиях. Смеховая культура города 9-11 вв. играла роль важнейшего «независимого» светского средства массовой информации Средневековья. Билингвизм (латынь и родной язык), а также языковой барьер в распространении информации – важнейшая особенность средневековой информационной среды. «Мужицкий язык» – так называли национальные языки, языки народов Европы. Латынь хорошо передавала абстракции, народная речь – конкретно- образные, наглядные представления. В 13 в. произошел прорыв в письменность живого слова, звучавшего на площадях и даже в деревне. Это привело к расцвету проповедей как информационного жанра. Монахи нищенствующих орденов стали использовать народный язык в проповеди. В них вводили сценки из народной жизни, анекдоты – Exempla (пример). Это стало особым литературным жанром. Все это привело к расцвету городской литературы. Стали популярны фаблио – занимательные, веселые, сатирические стихотворные новеллы. В них выражались умонастроения народа. Средневековый город с его активной деловой жизнью, развитой торговлей, ремеслами был заинтересован в распространении разнообразной информации, в первую очередь коммерческой и политической (ибо политика влияет на ход коммерции). Поэтому уже в 14-15 вв. в крупных торговых центрах Европы стали появляться рукописные листки новостей, В Англии – «News Letters», «gazzeta» (от названиямелкой венецианской монетки) – в Венеции. В Японии существовали в допечатноевремя «газеты» – оттиски с обожженых глиняных табличек-досок. Самая древняя«Иомиури Каварабан» (в переводе «читать и передавать оттиск») известна за 1615 г.Потребность в информации вызвала к жизни появление специалистов по сбору ираспространению письменной информации, появились специальные цехи писателейновостей (Novellanti – в Риме, Scrittori d'avviso – в Венеции). Но все это можно отнестилишь к пражурналистским явлениям. Они характеризуются непостоянством распрост-ранения «изданий», которые адресуются узкой аудитории и идут к ней очень долго.Вторая половина 16 века в Венеции, называлась Айвизи и продавалась за самую мелкую монету «газета». В России в 17 веке появилась первая рукописная газета, газета посольского приказа « Куранты».