Смекни!
smekni.com

Авторское право для издателей (стр. 2 из 33)

АП на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

1.3. Авторское право в контексте интеллектуальной собственности

В современном международно-правовом понимании интеллектуальная собственность – собирательное понятие. В него входят: авторское право (права на произведения науки, литературы и искусства), смежные права (права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания), права на изобретения, модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования и некоторые другие объекты.

В соответствии со ст. 128 ГК РФ результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и исключительные права на них (интеллектуальная собственность), являются объектом гражданского права. В соответствии с п. 2 ст. 138 ГК РФ любое их использование может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.

Термин «интеллектуальная собственность» введен по инициативе Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в 1967 году. Круг прав, подлежащих правовой охране, согласно Конвенции ВОИС, определяется на уровне национального законодательства.

В соответствии со ст.5 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, авторское право распространяется::

1) на произведения, обнародованные либо не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

2) на произведения, обнародованные либо не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами – гражданами РФ и их правопреемниками;

3) на произведения, обнародованные либо не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (правопреемниками) – гражданами других государств в соответствии с международными договорами РФ.

1.4. Возникновение авторского права

Должно быть, первые идеи об АП возникли вместе с возникновением самого духовного творчества. Некоторые авторитетные ученые утверждают, что АП существовало всегда, хотя долго не находило отражения в законодательстве.

До того, как стала признаваться финансовая заинтересованность автора в результатах своего труда, учитывались лишь его личные права. Уже во времена античности плагиат порицался как бесчестный поступок. В древней Греции существовало положение, по которому рукописи получивших признание трагедий хранились в официальном архиве, чтобы можно было проконтролировать тексты при постановке пьес. А в Древнем Риме авторы получали некоторый доход от своих литературных трудов.

Система охраны прав авторов на их литературные произведения начала формироваться сравнительно не так давно, лишь после того, как было изобретено книгопечатание, то есть когда появилась возможность быстрого воспроизведения рукописи и превращение ее в предмет купли-продажи.

2. Авторское право в мире

2.1. Роль авторского права в современном мире

Мы живем в век очень быстрого распространения информации по всему миру. За последние десятилетия новая технология репродуцирования, от ксерокопирования до Интернет, открыла огромные возможности для быстрого и простого процесса размножения печатных работ.

Вместе с тем возникают неограниченные возможности и для “интеллектуального пиратства”. Вот только два примера из российской прессы. В 1998 году в московских магазинах появился в продаже песенник «Любимые романсы» содержащий в числе прочих и семь произведений Александра Вертинского. Эти песни были включены в сборник без разрешения наследников автора (Лидии, Марианны и Анастасии Ветринских). «Книгоиздатели допустили и другую, весьма оскорбительную ошибку. Опубликовав ноты романса «Попугай Флобер», они указали, что стихи написал неизвестный поэт, а музыку – Пьеро. Хотя все музыкальное произведение принадлежало Александру Ветринскому». («Московский комсомолец», 22 марта 1999 года).

Другой пример литературного воровства: Юрий «Лонго выпустил свою книгу под названием «Белый маг». У весьма занимательного литературного труда имелся лишь один существенный недостаток – примерно 100 страниц текста были заимствованы из книги «Белая магия, или Чудодейственный ключ». («Московский комсомолец», 18 декабря 1998 года)

В первом случае по предъявленным искам к издательству «Феникс» (Ростов-на-Дону) наследницы Вертинского получили 200 минимальных размеров оплаты труда, а во втором – пострадавшая от плагиатора автор книг по оккультизму Эльвира Самофалова – 50000 рублей.

В случае неправомерного использования произведений авторы ищут защиты в суде, а также добиваются новых форм правовой охраны. Законы об АП постоянно пересматриваются, чтобы идти в ногу с техническим прогрессом.

Ясно, что АП играет важную роль в сложном мире современных средств общения. Оно является краеугольным камнем и в издательской деятельности.

2.2. Первый закон об авторском праве

1 января 1709 в английской Палате общин был заслушан проект закона “О поощрении образования путем закрепления за авторами или приобретателями копий печатных книг прав на последние на время, устанавливаемое отныне”. 10 апреля 1710 г. Проект стал законом, известным под названием “ Статут королевы Анны”. Это был первый в истории закон об АП, который впервые закрепил личное право на охрану опубликованного произведения.

Но в нем охранялись только книги, и ничего не говорилось о других печатных изданиях, а также о гравюрах и иных художественных произведениях. А скоро стало очевидным, что он не обеспечил достаточные права даже авторам книг. В нем, например, не было ни слова о публичных исполнения, о произведениях драматургии и переводах.

Английский художник Хогарт, рисунки которого неоднократно подделывались, возглавил борьбу с целью узаконить охрану интересов художников, которая в 1735 году успешно завершилась принятием Закона о граверах.

2.3. Развитие авторского права в разных странах

Второй известный прецедент в области АП – это постановление французского Королевского советы 1777 г. Вышедшее незадолго до Французской революции, оно признает АП во Франции. Новые законы были приняты уже Конвентом в 1791-1793 годах. Они установили право на использование произведения и исключительное право на его воспроизведение.

В США в Законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 указывалось, что “нет собственности, принадлежащей человеку более чем та, которая является результатом его умственного труда”. А в 1790 году был принят первый федеральный закон об охране книг, карт и схем. Однако, защита АП на произведения иностранных авторов осуществлялась лишь в тех случаях, если автор не только публиковался, но и жил в Америке. С 1790 года и почти до начала 20 века именно Соединенные Штаты имели репутацию "государства-пирата" в области прав писателей. Конгресс США поддался давлению мощной книгоиздательской индустрии Америки, которая разбогатела на пиратских изданиях литературных произведений европейских авторов.

В Германии в XVIII в. появилось понятие “литературная собственность”. Указ, изданный в Саксонии 27 февраля 1786, представлял авторам защиту от незаконного использования их работ, определенно признавал право автора на охрану произведений, приобретенных у него издателем.

В Дании и Норвегии декрет, принятый в 1741 году и действовавший до 1814, предоставлял авторам и их законным правопреемникам пожизненное право собственности на произведения.

В Испании в 1762 был принят закон об АП с указанием на то, что привилегия на издание книги будет предоставляться “только ее автору”.

2.4. Современное состояние авторского права в странах мира

В авторско-правовом законодательстве западных стран преобладают два основных философских подхода:

1. Концепция англосаксонского или общего права. Ее смысл в том, что права автора трактуются как имущественные права. Это позволяет автору свободно передавать права на использование произведения любому лицу, например издателю. Полная передача АП пользователю широко распространена среди издателей учебной и научной литературы на Западе. Именно эта концепция лежит в основе авторско-правового законодательства в Великобритании и США.

2. Концепция авторского права, названная французским термином droitd’auteur («право автора»), широко применяется в законодательстве континентальной Европы. Она в большей степени ориентирована на право автора как создателя произведения и включает понятие «моральные (личные) права автора».

Таким образом, применительно к законодательству целого ряда зарубежных стран термин “авторское право” является не совсем точным. Поэтому используется термин “правообладатель на произведение”, которым может быть как автор, так и другие лица.

В большинстве стран указывается, что авторско-правовая охрана предоставляется произведениям литературы, науки, искусства (например, в законе об АП ФРГ). Однако, в странах, где законы об АП принимались не так давно, даются более узкие и конкретные перечни категорий охраняемых произведений.

Так, например, Закон Великобритании 1988 года дает определение АП как разновидности имущественного права. Им охраняются оригинальные произведения литературы, музыки, драматургии, изобразительного искусства. А также звукозаписи, фильмы, теле- и радиопередачи, типографские компоновки изданных произведений (ст.1). Моральные права автора были введены в британское авторско-правовое законодательство в том же 1988 году. Законы Великобритании предполагают прекращение действия авторского права одновременно с прекращением срока его охраны.