Смекни!
smekni.com

Авторское право для издателей (стр. 5 из 33)

В 1834 году Оноре де Бальзак опубликовал открытое письмо французским писателям, в котором указал на просчеты законодательства, не способного защитить права авторов. По его инициативе было создано общество писателей, существующее во Франции до сих пор. Заседания первой генеральной ассамблеи Общества, в которое также вошли Александр Дюма, Виктор Гюго и другие французские писатели, состоялись в конце 1837 года.

Однако события, которые подтолкнули к созданию полностью развитой системы коллективного управления АП, произошли в 1847 году, когда два композитора Поль Энрион и Виктор Паризо, а также автор слов Эрнест Буржуе, поддержанные их издателем, предприняли судебный иск против кафе “Амбассадор” на Елисейских полях в Париже, где исполнялась музыка. Эти авторы посчитали вопиющий несправедливостью тот факт, что они должны платить за место и пищу в кафе, в то время, когда никто не имел ни малейшего намерения платить за публичное исполнение их произведений оркестром. Они приняли смелое и логически верное решение о том, что не будут платить до тех пор, пока не заплатят им. Авторы выиграли это дело в суде, и в результате владелец кафе был обязан выплатить им большое авторское вознаграждение. Данное судебное решение открыло новые возможности для композиторов и авторов текстов. Однако в то же время стало совершенно ясно, что самостоятельно они не смогут отслеживать использование произведений и регулировать свои права. Понимание этого привело к созданию в 1850 году Общества по сбору гонорара, которое вскоре было заменено ныне действующим Обществом авторов, композиторов и музыкальных издателей.

С конца 19-го до начала 20-го веков подобные авторские организации были созданы практически во всех европейских и некоторых других странах. Между этими организациями быстро развивалось сотрудничество, и они почувствовали необходимость в создании международного органа для координации своих усилий по организации более эффективной охраны прав авторов во всем мире. В июне 1926 года делегаты из 18 обществ образовали Международную конференцию обществ авторов (СИЗАК).

5.2. Авторские общества и организации в России

В России впервые охрана АП появилась в 70-е годы 19 века и связана с именем великого русского драматурга А.Н. Островского.

В то время существовало положение, при котором любой владелец театра мог ставить пьесу, не выплачивая за нее авторское вознаграждение.

29 ноября 1870 по инициативе А.Н. Островского состоялось первое собрание драматургов. На нем было решено запретить постановку пьес без согласия автора, либо лица им уполномоченного. Необходимым основанием для выплаты авторского вознаграждения собрание признало публичность и платность. 21 октября 1874 года на основе этого Собрания было учреждено «Общество русских драматических писателей» во главе с А.Н. Островским. Оно стало первым в истории России авторско-правовым обществом со своим уставом. В момент основания в него входил 81 член, в том числе такие известные писатели, как И.С. Тургенев, А.К. Толстой, Н.С. Лесков, П.К. Данилевский и другие.

В 1875 в члены организации стали приниматься и композиторы, и она получила называние “Общество драматических писателей и оперных композиторов”.

Во всех городах, где существовали театры, назначались агенты Общества. С каждым плательщиком заключалось соглашение, по которому устроители спектаклей давали подписку об исправной выплате авторского вознаграждения. Если антрепренер переставал платить гонорар, агент имел право через нотариуса запретить ему постановку пьес, принадлежащих членам Общества.

В 1904 в Петербурге образовалась вторая в России организация, охраняющая права авторов – Союз драматических и музыкальных писателей.

В 1930 московское и ленинградское Общества объединились во Всероссийское Общество драматургов и композиторов, которое в 1933 было переименовано в Управление по охране авторских прав при Союзе писателей. В 1938 г. оно стало Всесоюзным управлением по охране авторских прав, т.к. в него влились организации Украины, Закавказья, Средней Азии и Белоруссии.

В 1973 Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве, в связи с чем было создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), которое в 1991 году было преобразовано в Государственное агентство по авторскому и смежным правам (ГААСП). После распада СССР ГААСП был ликвидирован и создано Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС).

5.3. Российское Авторское Общество (РАО)

Как уже говорилось, в 1993 г. в России был принят закон “Об авторском праве и смежных правах” (далее – Закон), которым впервые в нашем законодательстве было установлено, что в целях обеспечения имущественных прав авторов и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, репродуцирование, звукозапись и. т. д.) могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц, на коллективной основе. Поскольку в законе отмечено, что такие организации создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных от них полномочий, в октябре 1993 года российские авторы учредили Российское Авторское Общество (РАО).

Оно явилось правопреемником предыдущих авторских обществ в лице Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС), но, по сути, из государственной организации превратилось в общественную.

Создание РАО было поддержано президентом России и взято под его патронаж, что закреплено в указе “О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав” от 7 октября 1993 г.

Как и любая общественная организация РАО осуществляет свою деятельность, руководствуясь Уставом. В нем, закреплены основные цели и задачи авторского общества, его функции и права, отдельные главы посвящены членам Общества, руководящим и исполнительным органам.

В частности основной целью Общества определена реализация и защита авторских прав.

Основными задачами Общества являются следующие:

а) управление имущественными правами авторов или их правопреемников на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно;

б) содействие авторам или их правопреемникам в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе;

в) представительство законных интересов авторов или их правопреемников в государственных и общественных органах и организациях.

Общество в соответствии со своими целями и задачами осуществляет следующие функции:

а) на основе письменных договоров с авторами или их правопреемниками осуществляет управление имущественными правами на коллективной основе;

б) согласовывает с пользователями размер авторского вознаграждения, а также другие условия, на которых выдаются лицензии; выдает пользователям лицензии на соответствующее использование прав, управлением которых занимается Общество; осуществляет сбор, распределение и выплату авторского вознаграждения;

в) осуществляет расчеты с зарубежными обществами и организациями по договорам и взаимном представительстве интересов в соответствии с действующими законодательством;

г) ведет учет пользователей произведений, регистрирует правообладателей и произведения;

д) совершает любые юридические действия, необходимые для защиты прав, управлением которых занимается Общество и. т. д.

В настоящее время в Российском авторском обществе восемь региональных филиалов с центрами в Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Краснодаре, а также более 200 представителей (инспекторов) РАО во всех республиках, краях, областях и крупных городах России. Эта структура обеспечивает наиболее полный сбор авторского вознаграждения, так как практически все правообладатели, включая музыкальные издательства, передали авторскому обществу свои права. По соглашению о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями представляет на территории России иностранный репертуар.

6. Основные положения об авторском праве

6.1. Объекты авторского права

В ст.6 Закона устанавливается, что АП распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности. При этом назначение и достоинства произведения не имеют значения для признания объекта охраняемым.

По сути, любой результат творческой деятельности человека, выраженный в объективной форме, считается произведением и охраняется АП. Иногда возникает вопрос, как отличить “произведение” от “не произведения”. Последнее не является творческим результатом и не охраняется АП. Обычно считается, что произведение уникально, оно не может быть повторено при параллельном творчестве. Поэтому общепринято, что АП охраняются только оригинальные произведения.

Творческие результаты есть результаты деятельности человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира. Следовательно, само произведение – не материальный, а идеальный объект.

Что касается материального объекта, в котором выражено (или в котором заключено) произведение, то этот объект охраняется правом собственности, а не авторским правом.

Охраняемые произведения. Среди них отметим следующие: литературные произведения (роман, повесть, рассказ, стихотворение, пьеса); музыкальные произведения; произведения живописи, графики, рисунки; фотографии; переводы; географические, геологические и подобные карты; сборники; подборки.