Смекни!
smekni.com

Авторское право для издателей (стр. 7 из 33)

Литературные агенты и другие представители не являются самостоятельными владельцами АП, а лишь представляют авторов, действуя от их имени. Даже при наличии такого литературного представителя, сам автор всегда вправе заключить самостоятельно договора с издательством, который будет считаться действительным.

6.5. Иностранные авторы и их произведения, охраняемые в России

Если произведение иностранного автора не было опубликовано или впервые опубликовано в РФ (или – до 25 декабря 1991 г. – на территории СССР), то оно всегда охраняется в России – наравне с произведениями российских авторов. Однако если произведение иностранного автора было впервые опубликовано за рубежом, за пределами России (за пределами СССР), то оно охраняется АП далеко не всегда. Прежде, чем начинать переговоры с авторами, следует выяснить, охраняется ли произведение АП в России. Если нет – то авторский договор можно не заключать.

В России АП охраняются произведения, если автор жив или умер после 1968 год и если при том эти произведения:

– ранее не публиковались;

– ранее были впервые опубликованы в России или в СССР;

– ранее были впервые опубликованы за пределами нашей страны, но автор – гражданин России (СССР);

– ранее были впервые опубликованы за пределами России (СССР), но автор являлся гражданином страны, которая во время опубликования произведения была связана международным или двусторонним договором по авторским правам с Россией (СССР);

– произведение было впервые опубликовано в стране, которая во время такого опубликования была связана с Россией (СССР) международным или двусторонним договором по АП.

Вообще произведения иностранных авторов, впервые опубликованные до вступления СССР во Всемирную конвенцию по авторскому праву (27 мая 1973 года), как правило, являются на территории России неохраняемыми. Они могут издаваться без заключения договоров, но при этом обязательно указание имени автора, а само произведение не должно изменяться таким образом, который затрагивает честь и достоинство автора.

Когда произведение создано двумя или несколькими соавторами, то оно считается охраняемым, если хотя бы один из соавторов пользуется авторско-правовой охраной.

6.6. Розыск автора

Перед тем, как опубликовать произведение издательство должно разыскать его автора. Для этого следует разослать письма (с уведомлением о вручении) по последнему известному его адресу, а также в издательства, которые ранее издавали произведения этого автора. Можно также обратиться в Союз писателей. В качестве последней меры розыска автора можно прибегнуть к помещению объявления в газете “Книжное обозрение” или ином издании.

Все полученные ответы следует хранить. Публикация произведения автора, который разыскивался издательством, но не был найден, возможна. В том случае, если автор впоследствии объявится, дело может ограничиться выплатой ему обычного авторского вознаграждения. Однако издательство должно будет доказать, что оно принимало разумные меры к розыску автора, т.е. доказать отсутствие своей вины в издании произведений без заключения договора.

Когда автор найден, то, прежде всего, следует выяснить у него, кому в настоящее время принадлежат исключительные АП на издание произведения. Это выяснение надо проводить, даже если произведение не публиковалось. В любом случае автор должен сообщить обо всех договорах, которые он ранее заключил на данное произведение, разумеется, если эти договоры еще действуют. Нелишне будет ознакомиться с их текстом.

Если автор передал неисключительные права на произведение другой организации, то переговоры следует вести с автором, поскольку именно он считается обладателем исключительных прав. Если же имеется действующий договор, по которому автор передал другой организации исключительные права и в договоре указано, что их можно передавать третьим лицам, то разрешение на издание выдает эта организация, а не автор. Если же в договоре о передаче исключительных прав не указано, что организация может передавать полученные права третьим лицам, то разрешение на дальнейшее использование будет действительным, если оно дано и автором, и этой организацией. Если автор имеет литературного агента, то переговоры о заключении договора можно вести либо с этим агентом, либо с самим автором, поскольку он также вправе подписать договор.

Переговоры с наследниками следует вести, если у них есть свидетельства о праве наследования (в которых прямо указаны АП и доли этих прав), а правопреемниками авторов – если есть документы, подтверждающие наличие у них АП. При соавторстве переговоры следует вести со всеми соавторами

7. Авторские договоры

7.1. Виды авторских договоров

Авторские договоры делятся на виды в зависимости от способа использования (издание, постановка, публичное исполнение и т.д.), а также на договоры на готовое произведение и на договоры заказа. В последнем случае издатель стремится подробно указать в тексте договора требования к будущему произведению (жанр, назначение, объем, желательно также краткое изложение содержания). В договоре устанавливаются срок и форма сдачи произведения, порядок устранения замечаний, время, отпущенное на доработку и т.п.

В зависимости от объема передаваемых издателю АП договоры подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав.

Авторский договор о передаче исключительных АП разрешает использование произведения только лицу, которому эти права передаются. Он же вправе запрещать другим лицам подобное использование произведения.

Авторский договор на передачу неисключительных прав разрешает издателю использовать произведение наравне с другими лицами, получившими подобные права.

7.2. Форма договора

Авторский договор, закрепляющий передачу прав на произведение, заключается только в письменной форме. При желании хотя бы одной из сторон он может быть зарегистрирован у нотариуса. Необходимо помнить, что договор может быть изменен, прекращен или расторгнут также письменно.

Никаких обязательных форм авторских договоров сейчас не существует, но по желанию сторон могут применяться прежние типовые издательские договоры.

Любой договор рекомендуется начинать строкой, содержащей указание на место и дату заключения договора, например: “г. Энск, 7 мая 2003 г.”

Место заключения договора особенно важно указывать в тех случаях, когда стороны находятся в разных странах. По общему правилу договор толкуется по законодательству того государства, где он составлен. Дата договора также имеет большое значение, в частности, для определения различных сроков.

Название можно обозначить как “Договор”, или “Издательский договор”, “Авторский договор ”, что с юридической точки зрения не принципиально.

После названия договора обычно следует преамбула, состоящая из одной фразы: “Настоящий договор заключен между издательством таким-то (далее именуемым “Издательство”), от лица которого выступает Иванов Иван Иванович – директор, действующий на основании Устава (или доверенности такой-то, от такой-то даты) и Евдокимовой Людмилой Алексеевной, далее именуемой “Автор”.

При подписании договора, а также в споре, касающегося договора могут быть потребованы доказательства того, что лицо, подписавшее договор от издательства, имело на это право (копия Устава, приказа о назначении на должность директора, копия доверенности). Если со стороны автора договор подписывает не он сам, а иное лицо, то рекомендуется, чтобы издательство ознакомилось с документами этого лица, если же договор крупный, то желательно иметь и копии этих документов.

Договор заканчивается разделом, содержащим сведения о сторонах: для автора – приводятся паспортные данные, включая место жительства (все данные следует проверить по паспорту); для издательства – точное название (по Уставу), номер банковского счета, юридический адрес. Подписи сторон должны соответствовать преамбуле. Вслед за подписью она обязательно расшифровывается.

Договор обычно предусматривает, что он составляется в нескольких экземплярах, чтобы у каждой из сторон был свой. Если у одной из сторон нет экземпляра договора, то такая сторона практически не может защитить свои договорные права, хотя сам договор сохраняет силу.

Издательству желательно вести учет заключенных авторских договоров со сквозной их нумерацией (по годам). Договор без номера или с номером, содержащим добавочную литеру («17а» и т.п.), часто вызывает сомнение в подлинности.

7.3. Предмет договора

Предмет договора должен быть указан как можно более точно. Если произведение уже готово, то должно быть указано точное название, вид, объем и все другие сведения, необходимые для его идентификации. Если произведение еще не создано автором, то следует указать его условное название, охарактеризовать содержание (сюжет), жанр, указать примерный объем. При этом к договору полезно приложить авторское описание произведения. Но если такое произведение будет зафиксировано в договоре не конкретно, то затем, в случае возникновения конфликта, договор может быть поставлен под сомнение, ибо в соответствии с пунктом 5 статьи 31 Закона “предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем”.

После того, как предмет договора будет точно определен, в договор рекомендуется включить статью о гарантиях, которые исходят от автора произведения:

“Автор заявляет и гарантирует, что он является единственным автором произведения, что при создании произведения им не использованы авторские и иные права третьих лиц. Автор заявляет и гарантирует, что в настоящее время он является владельцем прав, предоставляемых им издательству по настоящему договору”.