Контроль качества и цветопроба
Успех в полиграфии в значительной степени определяется восприятием печатной продукции ее конечным потребителем. Типография представляет заказчику промежуточные оттиски, позволяющие спрогнозировать окончательный результат на той или иной стадии производственного процесса. Это достаточно точная имитация будущей публикации – цветопроба.
До появления настольных издательских систем изготовление пробных оттисков являлось прерогативой типографии и требовало существенных затрат труда: необходимо было выполнить набор, скомпоновать и заснять материалы на фототехническую пленку, смонтировать полученные негативы и путем экспонирования на формный материал получить фотомеханическую цветопробу – этот длительный процесс занимал около двух недель. Сейчас, когда печатный процесс основан на использовании PostScript, на рынке представлен широкий ассортимент недорогих струйных принтеров, цветопроба может быть создана на любом этапе технологического цикла: во время предварительного дизайна, сканирования оригиналов, в процессе цветокоррекции, предпечатной проверки и спуска полос.
Цветопроба служит для того, чтобы установить, соответствует ли достигнутый результат требованиям заказчика, и, таким образом, является одним из средств контроля качества. Не всякий пробный оттиск выполняется в цвете. По своему функциональному назначению цветопроба подразделяется на три основных категории: дизайнерская, контрактная и спусковая.
Дизайнерская цветопроба
До появления языка PostScript в функции типографского отдела верстки входила подготовка и вывод гранок – длинных полос сплошного набора на фотобумаге, которые наклеивались на листы белого картона с черными рамками, обозначающими границы печатных страниц. Фотокопии сверстанных полос отсылались заказчику и с его одобрения поступали в отдел допечатной подготовки для фотографирования на высококонтрастную пленку и изготовления печатных форм. За прошедшие годы технология процесса претерпела значительные изменения, однако его суть осталась неизменной: прежде чем отправить публикацию в тираж, необходимо заручиться согласием ее заказчика. Благодаря внедрению настольных издательских систем, функция верстки перешла от типографии к дизайнерской студии, поэтому первые пробные оттиски в наше время изготавливаются именно там. Они позволяют оценить компоновку полос, выбор шрифтов и другие особенности дизайна и не гарантируют точной имитации цветов, которые будут получены при печати тиража.
До недавнего времени пробные оттиски в рекламных агентствах обычно выводились на черно-белые лазерные принтеры, однако с ростом популярности струйной печати они все чаще выполняются в цвете. Данный вид цветопробы предназначен для оценки дизайна, но не для подбора цветов будущего издания.
Контрактная цветопроба
Под контрактной цветопробой принято подразумевать оттиск, точно имитирующий внешний вид будущей репродукции, при изготовлении которого тщательно контролируются все параметры процесса. Она получила такое название потому, что является основой для заключения юридически обязывающего договора между типографией и клиентом. Предъявляя контрактную цветопробу, исполнитель гарантирует, что тиражный оттиск будет иметь аналогичный вид; принимая ее, заказчик удостоверяет свое согласие на достигнутый результат. Данное соглашение ограждает печатников от необоснованных претензий со стороны клиентов, однако если цвета на пробных оттисках окажутся ярче или насыщеннее, чем в состоянии воспроизвести офсет, оно становится для типографии настоящим приговором. К выбору метода получения контрактной цветопробы следует подходить со всей серьезностью.
В прошлом качественное цветопробное оборудование могли позволить себе лишь сервисные бюро и подразделения допечатной подготовки. Однако по мере совершенствования характеристик цветных принтеров и снижения их стоимости постепенно стирается грань между контрактной пробой и обычной цветной распечаткой. Следует заметить, что для получения полноценной цветопробы требуется тщательная настройка устройства под конкретную комбинацию тиражных красок, бумаги и печатной машины.
Изначально контрактная цветопроба представляла собой большой лист, на котором в произвольном порядке размещались отдельные иллюстрации. Это вполне отвечало реалиям того времени, поскольку каждое изображение сначала сканировали, а затем осуществляли монтаж высококонтрастных негативов. Цветопроба предназначалась для одобрения заказчиком каждой иллюстрации (что требовало многочисленных циклов цветокоррекции и повторного вывода пробных оттисков) без учета ее расположения на полосе.
Сейчас контрактная цветопроба представляет собой набор оттисков, в точности имитирующих каждую страницу издания с учетом цветового охвата печатного синтеза. Это позволяет оценить внешний вид изображения в сочетании с текстом и другой графикой, что является важным преимуществом, так как восприятие цвета во многом зависит от окружающих изображение объектов.
Даже если цвета на пробном оттиске в точности подобраны под конкретную печатную машину, он может разительно отличаться от тиражного в том случае, если не учтены параметры растрирования. Растрирование заключается в разбиении сплошного изображения на группы точек, что позволяет создать иллюзию полутонов при нанесении красочного слоя одной толщины. Светлые и темные участки в этом случае различаются соотношением площади точек и незапечатанных элементов. Четыре печатные краски – голубая, пурпурная, черная и желтая – воспроизводят тысячи оттенков и обеспечивают качественную цветопередачу.
В подавляющем большинстве офсетных машин применяются амплитудно-модулированное (АМ) растрирование. При таком подходе точки растра отстоят друг от друга на фиксированном расстоянии, образуя узлы решетки; в светлых областях они исчезающе малы, в темных же занимают почти всю площадь запечатываемого материала. Чтобы создать убедительную имитацию непрерывного полутонового изображения, такого как фотография, печатающее устройство должно иметь достаточно высокое разрешение и выводить как малые точки, отвечающие за детали в светах, так и большие, от которых зависит градация в тенях. Типичный офсет рассчитан на использование АМ-растра с линиатурой от 133 до 200 линий на дюйм (linesperinch, LPI). Вывод точки соответствующего размера под силу далеко не каждому цветному принтеру. Поэтому цветопробу чаще всего печатают на струйных принтерах, в которых применяется стохастическое растрирование.
При стохастическом, или частотно-модулированном (ЧМ) растрировании изображение формируется точками фиксированного размера, нерегулярно расположенными друг относительно друга. В светлых областях они располагаются реже, а в темных – чаще. Это позволяет печатающим устройствам с относительно низким разрешением (например, недорогим струйным принтерам) отображать очень светлые тона за счет увеличения расстояния между точками, однако снижает уровень детализации изображения в светах и тенях. Впрочем, при увеличении разрешения стохастическое растрирование обеспечивает высочайшее качество полиграфической продукции. В традиционном печатном процессе с использованием фотоформ его реализация была сопряжена со значительными трудностями, однако технология прямого выходы из пластины (Computer-to-Plate, CtP) существенно повысила популярность данного подхода.
Несмотря на то, что непрерывные полутона можно имитировать как амплитудно-модулированным, так и стохастическим растром, визуальное восприятие изображения, полученного при использовании каждого из них, заметно различается. Проба, напечатанная ЧМ-растром, часто совсем не похожа на оттиск, полученный на офсете с АМ-растрированием. Особого внимания заслуживает явление интерференции периодических структур, которое, к примеру, выражается в том, что близко расположенные прямые полосы на одежде или ткани на печатном оттиске выглядят волнистыми. (Зачастую его называют муаром; собственно муар возникает при неудачном выборе углов наклона растра.) На цветопробе со стохастическим растрированием этот нежелательный эффект заметить не удастся, так как он возникает при кратности периода повторения того или иного графического элемента шагу АМ-растра.
Если к качеству издания предъявляются особенно строгие требования, целесообразно применение цифровой цветопробы с имитацией структуры растра. Хотя себестоимость таких пробных оттисков достаточно высока, затраты на них ничто по сравнению с убытками, которые влечет за собой снятие публикации с тиража из-за выявленного при печати муара. К тому же, с увеличением разрешения принтеров эта технология становится все более доступной, и хотя она еще не приобрела статус промышленного стандарта, число использующих ее компаний постоянно растет.
Спусковая цветопроба
При выпуске книг, журналов и других многочисленных изданий на листах располагают по несколько полос, после печати их фальцуют, разрезают и подбирают в тетради для переплета. Процедура размещения полос на печатных листах для обеспечения правильного порядка их следования называется спуском полос. Поскольку схема расстановки полос во многом определяется характеристиками печатного оборудования, перед изготовлением пластин типография обычно создает спусковую цветопробу, представляющую собой сфальцованный и переплетенный макет издания. По нему заказчик проверяет порядок полос и наличие вносившейся правки.