•ОфицйнаСане(ЭрикШрикерман, пс, 1990) иОфицинаСерйф (Э. ШрикерманиЮстванРоссум, ITC, 1990) —пара«машинописных»шрифтов, одинизкоторыхрубленый, другойимеетярковыраженныезасечки; кириллическаяверсияэтогомодногошрифтаразработанадизайнеромТ. Сафаевым («ПараТайп», 1994); гарнитуры удобнывработе, обладаютхорошейёмкостью, имеютмножество начертаний-оттенковпонасыщенности, экспертныефонтысострочнымицифрамиикапителью. ПТОфицинаСанеиспользуетсявнаборе этойкниги.
•ФранклинГдтик(МоррисБентон, ATF, 1904). Кириллическая версияразработананаосновегарнитурыПСFranklinGothic(Виктор Карузо, ITC, 1990) И. СлуцкеромиТатьянойЛысковой («ПараГраф», 1995). Имееткрупноеочколитеры (чтопозволяетиспользовать егонамелкихкеглях), несколькооттенковпонасыщенности, экспертныеначертания. Всовременнойкнигешрифтсмотритсяпросто иестественно, хотядлянаборахудожественнойлитературыподходит, вероятно, вменьшейстепени.
•Миньон(РобертСлимбах, «AdobeSystems», 1989) —шрифт, выполненныйвнеогуманистическомстиле (вотечественнойтрадицииподобныешрифтыпринятобылоназыватьмедиевальными); кириллическаяверсиягарнитуры, выпущеннаяфирмой-производителемв 1994 г., помнениюэкспертов, вхудожественномсмысле уступаетлатинской—вчастности, из-занепривычногодлярусской графикирешениябуквЛ, л, ид.
Антиква—шрифт, вобщихчертахразработанныйтипографами XIV-XVвв. наосновегуманистическогописьма, вXXвекеполучает новоеразвитиевработахсовременныххудожниковшрифта. НаиболееизвестнымиотечественнымигарнитурамиэтоготипаявляютсяМысль, разработаннаяИ. Слуцкером, СветланойЕрмолаевойиЭммойЗахаровой (нпо«Полиграфмаш, 1986) наосновегарнитуры Политиздатовской(ВераЧиминова, 1966), игарнитураЛазурского (В. Ефимов, нпо«Полиграфмаш», 1984, воссозданнаянаоснове оригиналовшрифтаВ. В. Лазурского, 1962).
Средипрочих«привычных»гарнитуротечественногопроисхождениябольшинствобылотакжесоздановXXвеке. Восновемногих изнихлежатболееилименееизвестныелатинскиепрототипы.
Вкнижно-журнальномнабореэтоговременииспользовались гарнитурысловолитниБертгольдаЛитературно}/ (Латинская, 1901) иАкадемическая(1910); Обыкновеннаяновая(группахудожников подрук. АнатолияЩукина, ЛабораториянаборныхшрифтовНИИ издательскойтехники, 1940); Журнальнаярубленая(А. Щукин, там же, 1940-56), Букварная(ЕленаЦарегородцена, 1958); Балтика (ВераЧиминова, И. Слуцкер, 1951-52) идр.; внабореподарочных изданийхудожественнойлитературы, литературыпоискусствутрадиционноприменялисьвыразительныеЕлизаветинская(словолитня Лемана, 1904), Банниковская(ГалинаБанникова, 1946-51), Светла-
222
Главаседьмая. Художественноеоформлениекниги
на(МихаилРовенский, 1976-1981); вболеепоздниегоды—гарнитураЛазурского.
ЧтокасаетсягарнитурыТайме(ВикторЛардент, СтэнлиМорисон, 1932), рекомендованнойостом 29.124-94 длянаборанаучнойлитературыкакнаиболееинформативной, то, кромеширокоизвестной цифровойверсииТаймеНьюРоманфирмы«Монотайп», справедливостирадиследуетназватьещёдве, возможно, болееудачные— Тайме 10 («Линотайп», 1993) иПТНьютон(В. Ефимов, А. Тарбеев, 1990). Последняя, также, какбольшаячастьвсехперечисленных вышегарнитур, разработанывцифровойформевнпп«ПараТайп».
Размершрифта. Выборразмерашрифта, иливеличиныкегля длянабора (точнеесказать—вёрстки) текста, нередкопорождает виздательствахгорячиеспоры. Многиеавторыпредпочитают, чтобытекствкнигебылнабран«покрупнее»: одни—всилувозраста иослабленногозрения, другие—опятьжеврасчётенато, чтобы книгаполучилась«потолще». Чемруководствуются, приступаякрешениюэтойпроблемы, специалисты?
ост 29-124-94 «Изданиякнижные. Общиетехническиеусловия» средигигиеническихтребованийкоформлениюкнижныхизданий ограничиваетминимальнуювеличинукегляшрифтаосновноготекставлитературно-художественныхизданиях 9 пунктами, внаучно-популярных, научных, справочных, нормативныхипроч. изданиях длявзрослыхчитателей— 8 п. Вэнциклопедияхисловаряхдопускаетсяиспользованиеиболеемелкого— 7 п. —шрифта. Втоже время, припечатинагазетнойбумаге, обладающейпониженнойбелизнойи, соответственно, контрастом, минимальнодопустимыекеглишрифтовосновноготекстаувеличиваютсяна 1 п.
Кромесоображенийчистоэкономическогохарактера, заставляющихиздателязаботитьсяоповышенииёмкостикнижнойполосы, набортекстаболеекрупнымкеглемнередкодоставляетмного проблемпривёрстке: буквыразъезжаются, словапереносятсянеудовлетворительно, зрительнотеряютсямежсловныеинтервалы. Можноопределённосказать, чтовеличинакегляобъективносвязанасформатомнабора (следовательно, исформатомиздания). Чем меньшеформат, темменьшедлинастрокиитеммельчедолженбыть набрантекст.
Свеличинойкегляизвестнымобразомсвязанинтерлиньяж— расстояниемеждудвумястрокамиповертикали. Слишкомплотный (также, какислишкомжидкий) интерлиньяжотрицательносказываетсянакомфортностичтения, понижаетудобочитаемостьтекста. Прииспользованиималыхкеглейинтерлиньяжобычноувеличиваютна 1-2 п.
Следуетиметьввиду, чтовысотаочкалитеры, т. е. видимоеизображениебуквыилизнака—величинанеравнозначнаядляразных шрифтов. Тексты, набранныеоднимитемжекеглем, норазными шрифтами, могутобеспечиватьразнуюудобочитаемость (ил. 7.8). Длямножестваразработанныхзапоследниедесятьлетцифровых гарнитурнетединыхрецептовпоопределениюразмерашрифта. Поэтомувконкретномслучаеоптимальнаявеличинакеглядляосновногоивспомогательноготекстачастоустанавливаетсяспециалистамиэкспериментальнымпутём.
СучётомэтойпроблемывпервойтретиXXв. американскимитипографамибыларазработанаособаягруппат. наз. удобочитаемых шрифтовтипаСенчури—СенчуриСкулбук(М. Бентон, atf, 1915-1923), Эксцельсиор(С. Гриффит, 1931) ит. д. ВРоссииперваяизназванныхгарнитурлеглавосновурисункагарнитурыШкольной (группахудожниковподрук. Е. Царегородцевой, оншнииполиграфическогомашиностроения, 1949-1961), втораяпослужила прототипомдляЖурнальной(ЛевМаланов, Е. Царегородцева; там же, 1951-1953). Шрифтыэтойгруппыобладаютширокимипропорциями, низкимконтрастомштриховикрупнымочкомлитеры, чтопозволяетиспользоватьихбезущербадляудобочитаемостина самыхмелкихкеглях.
Сдругойстороны, любителямсэкономитьзасчётиспользования слишкоммелкихкеглейследуетучитыватьпроблемувоспроизведенияшрифтаприофсетнойпечати. Слишкомконтрастныешрифты (возможно, внаибольшейстепени—прекраснаягарнитураБодо-ни), созданныеврасчётенапечатьподвысокимдавлением, при офсетномметодепечатитеряютвсякуюпривлекательность: навыводеоригиналов-макетовнакальку, изготовлениипечатныхформи самойпечатитонкиештрихи«съедаются», текствыходит«слепым». Выводитьжеоригиналы-макетыкнигнафотовыводномустройстве,
* Вэтойкниге, кпримеру, основнойтекстнабранна10/i2 (т. е. высотакегляравна 10 п., интерлиньяж— 12 п.), атекстыраздела«Авторуназаметку»— 9/i2. Интерлиньяжостаётсянеизменным, однакорасстояниемеждустроками зрительноувеличивается (засчётуменьшениякегля).
Гарамон | 123 | а | 6 | в | Д | е | ж | 3 | 11 | к | л | м | и | о | и | р | с | т | У | ф |
Кэзлон | 123 | а | 6 | V, | Д | е | ж | 3 | II | к | лм | // | о | и | V | с | г | У | ф | |
Баскервилл | 123 | а | 6 | в | д | е | ж | 3 | 11 | й | Л | м | II | 0 | п | р | с | г | У | ф |
Бодони | 123 | а | 6 | i; | д | е | ж | :$ | II | /.■ | л | .1/ | II | о | II | |> | V | 1 | у | ф |
Футура | 123 | а | 6 | в | д | е | ж | 3 | и | к | п | /и | ч | о | п | р | с | т | У | ф |
Оптима | 123 | a | 6 | И | д | е | Ж | 3 | и | К | Л | м | // | о | II | р | с | т | У | ф |
Миньон | 123 | a | 6 | В | д | е | Ж | 3 | и | к | л | м | // | 0 | п | р | с | т | У | ф |
ОфицинаСане | 123 | a | 6 | В | д | е | ж | 3 | и | к | л | м | н | 0 | п | р | с | т | У | ф |
Академическая | 123 | a | б | В | д | е | ж | 3 | и | к | л | м | и | 0 | п | р | с | т | У | ф |
Литературная | 123 | a | 6 | в | д | е | ж | 3 | и | к | Л | м | II | о | п | р | с | т | У | ф |
Обыкнов. новая | 123 | a | 6 | в | д | е | ж | 3 | 1! | к | л | м | II | 0 | п | I» | с | г | У | ф |
Петербург | 123 | a | 6 | в | д | е | ж | 3 | 11 | к | л | м | И | 0 | II | р | с | т | У | ф |
Школьная | 123 | a | 6 | в | д | е | ж | 3 | и | к | л | м | и | 1) | п | р | с | т | У | ф |
Букварная | 123 | a | 6 | в | д | е | ж | 3 | и | к | л | м | н | 0 | 11 | р | с | т | У | ф |
Балтика | 123 | a | 6 | в | А | е | ж | 3 | и | к | Л | м | II | о | п | р | с | т | У | ф |
Газетнаярубл. | 123 | a | 6 | в | д | е | ж | 3 | и | к | л | м | н | о | п | р | с | т | У | ф |
Эксцельсиор | 123 | a | 6 | в | д | е | ж | 3 | и | к | л | м | 11 | о | )1 | р | с | I | У | ф |
Журнальная | 123 | a | 6 | в | д | е | :з | и | к | л | м | и | 0 | п | р | с | г | У | ф | |
Елизаветинская | 1 23 | a | 6 | в | д | е | ж | ;t | II | к | л | м | II | о | п | |> | с | т | У | ф |
Светлана | 123 | a | r, | 1? | А | е | ж | 3 | и | к | л | м | 11 | о | II | р | с | т | У | ф |
Мысль | 123 | a | 6 | в | д | е | ж | 11 | к | л | м | и | о | и | р | с | т | У | ф | |
Лазурского | 123 | a | б | в | А | е | ж | 3 | и | к | Л | м | н | 0 | п | р | с | т | У | ф |
Тайме 10 | 123 | a | 6 | в | д | е | ж | 3 | 11 | к | л | м | II | о | п | р | с | г | У | ф |
Ньютон | 123 | a | 6 | В | д | с | ж | 3 | 11 | к | л | м | и | 0 | 11 | |) | с | г | У | ф |
Гельветика | 123 | a | б | в | д | е | ж | 3 | и | к | л | м | н | 0 | п | р | с | т | У | ф |
Ариал | 123 | a | б | в | д | е | ж | 3 | и | к | л | м | н | 0 | п | р | с | т | У | ф |
Некоторыетекстовыегарнитуры