Приполиграфическомвоспроизведениилюбоеизображение подвергаетсямногократнымискажениям—припересъёмке, проявкеплёнки, изготовленииотпечатков, ихсканировании, цифровой ретуши, растеризации, изготовлениипечатныхформи, наконец, при самойпечати. Дляудовлетворительногорезультатавработесизображениемвравноймереважныкачествоисходногоматериала (изобразительногооригинала), профессионализмиаккуратность издательскихсотрудников, различныесвойстваполиграфических материаловитехнологическиевозможноститипографии.
Впрежниевременакизобразительныморигиналамприменялиськудаболеевысокие, нежели сегодня, требования. Некоторые ограничения (например—поретушиицветокоррекции) диктовалисьтехнологическимиусловиями. Нет смысласпоритьстем, чтовозможностивнашевремясущественно шире; однакоионинебеспредельны, такчтопренебрегатьприотбореизобразительногоматериалахотябыэлементарнымитребованиямиотнюдьневинтересахдела.
Всоответствиисостом 29.115-88: «Оригиналыавторскиеитекстовыеиздательские. Общиетехническиетребования»—вкачестве оригиналовавтороммогутбытьпредставлены:
•Вкачествеоригиналовтехническихиштриховыхиллюстраций«всевидычертежей, ихфотокопиииксерокопии, штриховыенаброскииэскизы, штриховыеизображения, вырезанныеиз книгижурналов».
Вредкомиздательствесегоднянетхотябыпростейшегосканера, котороговполнедостаточнодляоцифровкипрактическилюбогоштриховогоизображения. Поэтомукнигиижурналыможноне резать, апростопринестивиздательство, согласовавудобноедля сторонвремя, заложивнужныестраницызакладкамисномерами (подписями) нужныхиллюстраций. Услугипопересъёмкеилисканированиюизображенияпредоставляютсегоднятакжеивомногихбольшихбиблиотеках.
Еслипозволяютбюджетисрокиподготовкииздания, техническаяграфикаможетбытьсозданапонаброскамавтораилидругимисточникамвспециализированномпрограммномобеспечении. Вэтомслучаерисунки, чертежи, схемы, карты, графикиит. п. будут иметьсоразмерныймасштаб, единуютолщинуосновныхидополнительныхлиний, аналогичныеприёмыштриховкиилизаливки, единоешрифтовоеоформление. Наил. 7.10 вкачествепримераприведеноодноитожеизображение: вначале—втомвиде, вкакомоно воспроизведеноворигинальномиздании, аниже—втом, вкоторомбудетиспользованоприпереиздании.
I I
ПланамфитеатравПомпеях
Виныхслучаяхавторыготовысамипредоставитьцифровыеграфическиеиллюстрации, созданныевтомилииномпрограммном обеспечении (текстовыйредакторMSWord, какужеговорилось выше, внаименьшейстепениподходитдляэтойзадачи). Обращаю вашевнимание, чтовпроцессепереговоровсиздательствомавтору следуетпредварительносогласоватьсоспециалистамииздательства всетехническиеусловияисполненияиллюстрацийиформат (расширение), вкоторомизображениедолжнобытьпредставлено.
Копии, полученныенафотокопировальныхаппаратах, годятся исключительнодляштриховогоизображенияиюлишьприусловии удовлетворительноготехническогокачества (приотсутствиицарапин, интенсивныхсерыхпятен, потерьтонкихштриховипроч.).
Приотборедлявоспроизведениявизданииштриховыхизображений, вособенности—отпечатанныхметодомксилографии, — следуетприниматьврасчётсоответствиеисходныхразмеровизображениявозможнымразмерамрепродукциивкниге. Тонкиеволосныештрихистаройгравюры, вомногомопределяющиееёобаяние, представляютсобойибезтогопрактическинепреодолимуюсложностьприофсетнойпечати. Приуменьшениижетонкиелиниистановятсяещётоньше, штриховкасливаетсявсплошныетёмныепятна, изображениетеряетчастьдеталейилишаетсявовсевыразительности (см. ил. 7.11). Прибольшомформатеоригиналацелесообразноограничитьсявоспроизведениемвизданииегоотдельных фрагментовсувеличением.
Вслучае, еслииллюстрацииилиэлементыкнижногоубранства изготавливаютсяповашемузаказухудожником-графиком, следует иметьввиду, чторазмерыизображенияи, соответственно, толщина штрихаворигиналедолжныбытьпримернона 30-40% большезаданного. Всеграфическиеэлементыисполняютсячёрнойтушьюна плотной (чертёжной) бумагебелогоцвета.
Давнозамечено, чтоконтрастные«цветные»гарнитуры(наприм., ЕлизаветинскаяилиБодони) смотрятсяболеевыигрышнонаодной полосесоштриховымизображением (гравюра, рисунокпером), в которомхудожественнаявыразительностьтакжевомногомопределяетсяконтрастоммеждуштрихами, втовремякакменееконтрастные (вродеЛитературной, АкадемическойилиПетербурга) «дружат» сизображением, имеющиммягкие, незаметныепереходыполутонов (акварель, фотография).
Подобнотекступроизведения, изобразительныйматериалвхорошемизданиитакжеобладаетстилистическойцелостностью. Если большуючастьматериаласоставляют, кпримеру, фотопортреты, включениевчислоиллюстрацийрисунковилирепродукцийсгравированногоизображениядолжнобытьстрогомотивировано (например, еслирисунок—единственноеизвестноеизображениелица илиобъекта). Стилистическаяцелостностьврядеслучаевоказываетсянеменееважна, чемполнотаматериала: если, вдругомпримере, из 20 описанныхвамиобъектоввырасполагаетеизображениями 12-ти, вт. ч. четырьмярисункаминевысокогохудожественного уровня, ужеизвестнымиподругимпубликациям, возможно, целесообразнеебудетограничитьсявоспроизведениемвкнигетолько восьми—наиболееудачныхиродственныхпотехникеисполнения.
Фотографияостаётсянасегодняшнийденьнаиболеераспространённымисточникомизобразительногоматериала. Также, каки техническиеиллюстрации, фотографиимогутбытьизготовлены профессиональнымфотографомспециальнодляизданияивтаком случаесильновыигрываютвовсехотношениях. Еслижефотографии, которыепредполагаетсявоспроизвестивиздании, поразным причинамуникальны, т. е. немогутбытьотснятыилипереснятызаново, тоихиспользованиетакжедолжнобытьмотивировано. Решение: производитьфоторетушьуникальныхфотографийилинет— принимаетсяобычноспециалистамииздательства.
Современныепрограммныесредствапозволяютсегоднясравнительнопростоиэффективнопроизводитьтехническуюретушьизображения: изменитьегомасштаб, кадрировку, улучшитьпередачу полутонов, повыситьконтрастилирезкость, ус 1 ранитьнезначительныедефекты (например, пыльнанегативе). Междутем, результат подобнойработыопределяетсянетолькоквалификациейистарательностьюспециалистов, ноихарактеромсамихдефектов. Художественнаяретушьнесталапроще: длятогочтобыкачественнозаретушироватьсеткуцарапин, изломилиубрать«случайногопрохожего» вкадре, по-прежнемутребуютсячасы, атоицелыесменынапряжённойработы. Можноопределённосказать, чтоврядеслучаев
Ретушь полутоновогоизображения
ФотопортретучиновникапоособымпоручениямИ. И. Стратилатова—почтисто лет. Вверхуслеваонпредставлентаким, какимвыглядитнепосредственнопосле сканирования, вверхусправа—после фоторетуши (худ. Ст. Журавский), авнизуслева—послекомпьютернойретуши (С. Булачева). —Напересъёмкуиретушь однойфотографииухудожникауходилопрежденесколькодней, вотдельных случаях—целаянеделя. Увы! Темпы, в современныхусловияхнеприемлемые...
традиционнаяфоторетушьдаётничутьнехудшийрезультат. Ксожалению, внашевремяэтоискусствопрактическиполностьюутрачено. Наил. 7.12 длясравненияприведенодинитотжеоригиналв исходномвиде (непосредственнопослеоцифровки), послецифровойретуши, атакжепослетрадиционнойобработкиретушёром.
Пожеланияпокадрировкеилиретушифотоизображенияавтору лучшесогласовыватьсхудожественнымредактором (дизайнером) присдачеизобразительныхоригиналов, илипометитьмягкимкарандашомнаобороте(паспарту) оригинала.
Опытныйредактор (атемболее—опытныйхудожественныйредактор) могутоказатьавторусущественнуюпомощьввыбореиллюстративногоматериалаизимеющихсядублейиливариантов. Вотдельныхслучаяхподборматериаламожеттакжеполностьювзятьна себяиздательство.
Несмотрянаоговоркувтекстестандартаотносительнотого, что полутоновыеиллюстрацииизкнигижурналовмогутбытьпредставленывисключительныхслучаях, книгинесли, несутибудутнестинасканированиевовсехслучаях, инойраз—безвсякихоснований, апростопотому, что«обэтомчеловекездесьговорится». Словарный, журнальныйпринципиллюстрированияпрочновошёл всовременнуюкнигу, нередко—вопрекижанруиожиданиям предполагаемойаудиториичитателей. Алисевпору, когдаонаудивлялась, какможночитатькнигубезкартинокиразговоров, быловсегодесятьлет; аведьдаженаучно-популярныеизданиярассчитаны всё-такиначитателяболеестаршеговозраста.
Современныетехническиесредствапозволяютсегодняиспользоватьматериалывэлектроннойформе:сканированныеизаписанныенакакой-либоноситель (наприм., компакт-диск), отснятыена цифровуюкамеруилископированныевИнтернете. Вышеужебыло сказано, чтоприналичииисходногоматериала«наруках»вовсех случаяхбылобылучшедоверитьоцифровкуизображенияспециалистам. Еслижепредоставитьматериалвиздательство—дажена короткоевремя—всё-такинетвозможности, присканированиии записирекомендуетсясоблюдатьследующиеусловия:
•исходныеразмерыизображения (т. е. безуменьшенияилиувеличения);
•вслучае, еслиразмерыизображенияворигиналечрезмерно велики (>АЗ) иегокадрировканепредполагается, допустимоихуменьшениедоформата A3 (дляполноцветногоизображения) иА4 (длячёрно-белого): вбольшинствеслучаевэтогобываетдовольно;
•оптическоеразрешениедлявсехвидовполутоновогоизображения, неподлежащегоувеличению, должносоставлять 300-350 dpi(dotsperinch, т. е. точекнадюйм), дляштрихового (вособенностинебольшихразмеров) предпочтительнее 600 dpi;