Смекни!
smekni.com

Издательское дело 2 (стр. 18 из 22)

Ризографимеетсущественныеограниченияпопечатиполуто­новогоизображения. Этоважнодлятехизданий, гдевкачествеил­люстрацийиспользуютсяфотографии. Есливыпланируетераз­множитьименнонаризографеоригинал-макеткниги, вкоторой присутствуетполутоновоеизображение, потрудитесьзаранееубе­диться, чтокачествовоспроизведенияиллюстрацийнаэтомкон­кретномоборудованиивасустраивает.

Из-заоперативностиисравнительнойдешевизныметодризо-графииполучилвнашевремябольшоераспространение. При копи-центрахчастоимеютсясвоииздательскиеотделы, силамико­торыхготовятсякпечатинекоторыемалотиражныеималообъёмные издания. Встаётвопрос: вкакоймеренеобходимоучастие«насто­ящего»издательстваприподготовкекпечатикнигистихотворений, сборникарассказовиливоспоминаний, авторефератадиссер­тацииилидажетрудовнаучнойконференции? Ведьсамостоятель­нонабратьивычитатьтекстсегоднямногиеавюрымогутужесами, натипографиювтакомслучаевозлагаетсязадача, нетребующая вродебыслишкомвысокойквалификации: разверстатьтекстна подходящийформатираспечататьготовыймакет. (Вкрайнемслу­чае, выдажеможетесамивывестиоригинал-макет, есливвашем распоряженииимеетсялазерныйпринтер: дляпечатинаризогра­феоригиналывыводятненакалькуилиплёнку, апростонабумагу.)

Да, действительно: внекоторыхслучаяхподготовитьилидаже просторазмножитьмакетнебольшогоизданиявкаком-либокопи-центреможетоказатьсяпроще. Участкиоперативнойполиграфии существуютпримногихвысшихучебныхзаведениях (приэтомв подготовкеизданияониопираются, какправило, намощности«мест­ных»издательств). Стоимостьизготовлениятиражаавтореферата вэтомслучаеможетбытьневысока, аредакционно-техническое оформлениеиздания—соответствоватьуровнюсамого«базово­го»издательства. Однакодлябольшинствакопи-центровподготов­каипечатьтиражейизданийуровнясложностивышесреднего— экзотичныйипотому, какправило, непрофильныйвидуслуг: втипо­графиисегоднягораздочащевсё-такиразмножаютготовыеориги­налы-макеты. Повседневнаяпрактикабольшинствакопи-центров нетребуетналичиявштатеспециалистоввысокойиздательской квалификации. Техническиеспециалисты, укоторыхнетопытара­ботывиздательствах, обыкновенноимеютслабыепредставленияо правилахкнижногонабораивёрстки, техническогоилитературно­горедактирования. Есливсёэтопредставляетсяавторуменееваж­ным, чемпростотаосуществленияегозаветноймечты, возможно, на самомделестоитпопробоватьподготовитьнабор (илидажеориги­нал-макет) самому, азапомощьювизготовлениитиражаобратить­сявкакой-либокопи-центр. Вслучае, есливыпредполагаетеподго­товитьоригинал-макетсамостоятельно, стоитзаранеесогласовать соспециалистаминаиболееобщиеусловия: удойныйформат, коли­чествостраниц, размерыполейит. п.

Особоевниманиеследуетобратитьнаправильностьоформле­ниявыходныхивыпускныхданныхвашегоиздания: кромесведе­нийобавторе, заглавия, названияиздающейоранизации (еслита­коваяимеется) иправенавоспроизведение, ввыпускныхданныхдолженбытьпроставлентиражиздания, номерзаказа, названиеи адреспредприятия, осуществляющеготиражирование; немешает вспомнитьиотом, чтополноценноеизданиедолжноиметьмежду­народныйкнижныйномер(isbn).

Цифровая печать

Сдругойстороны, иныеиздательствасамирасполагаютсегодня участкамиоперативнойполиграфии, болееилименееполными комплексамиполупрофессиональногополиграфическогооборудо­вания. Вэтомслучаеизготовитьнаризографенебольшойтираж брошюрыиликнигиможнопрямовиздательстве.

Высокоекачествосложныхпопечатитиражныхиздании (до 1 тыс. экз.) позволяетполучить цифровая печать—сравнительноновый, перспектив­ныйспособтиражированияпечатнойпродукции. Попринципу, лежащемувосноветехнологии, цифровыепечатныемашинысход­нысцветнымилазернымипринтерами, однакосущественнопре­восходятихпоскорости, качествупечатиимногимдругимпарамет­рам, болееэкономичны. Большоеудобствозаключаетсяивтом, что припечати—практическинаходу, безкакой-либоперестройки— врепродуцируемыйоригинал-макетмогутбытьвнесеныоператив­ныеизменения: замененаиллюстрация, исправленапогрешность, впечатанкакой-либотекст: каждыйэкземпляризданияможетбыть персонализирован. Методомцифровойпечатиможноотпечатать, к примеру, один-пятьпрезентационныхэкземпляровобъёмного, тре­бующегобольшихрасходовиздания, чтобыпродемонстрироватьих потенциальныминвесторамилиспонсорам. Ведьлюбомуинвестору важноиметьмаксимальнополноеинаглядноепредставлениео проекте, которыйемупредлагаютпрофинансировать, атакжеиметь уверенность, чторедакционно-издательская, творческаячастьра­ботызавершенаичтосредстватребуютсянепосредственнодля производстватиража.

Однакосамымраспространённымспособомпечативсовремен­нойполиграфииостаётсявсё-такиофсет—технология, вотече­ственнойпрактикеведущаясвоюисториюсконца 1970-хгодовик исходупрошлогостолетияпрактическиповсеместносменившая традиционнуювысокуюпечать, окоторойсегодня, остаётсятолько вспоминать.

Офсетныйспособпечатибылзадуман, разработанивнедрёнв расчётенапечатьоченьбольшихиогромных (от 50 тыс. донесколькихмиллионов) тиражей. Ещёлетдесятьтомуназадмногие типографиивСанкт-Петербургенепринималикпроизводствутира­жименее 3-5 тыс. экз. какнерентабельные.

Офсетнаяпечать

Стехпорпонятие«малыйтираж»измени­лось: внашевремямножествоизданий (вособенности, научного характера) выходитвсветтиражомдооднойтыс. экз. Однакоуменьшениетиражанеизбежновлечётзасобойповышениестоимости краскооттискаиценыкнигивцелом. Деловтом, чтостоимостьизготовленияофсетныхформ—'постояннаячастьполиграфических расходов, независящаяоттиража, —присреднемибольшомобъёмеизданиясоставляетвесьмазначительнуюсумму. Поэтомупри малыхисверхмалых (меньше 500 экз.) тиражахофсетнаяпечать целесообразналишьвтехслучаях, еслиизданиевсвоёмродеуникально; предназначенодляколлекционеровиценителей; еслионо нерассчитанонакоммерческоераспространениевпринципе (т. е. непредназначенодляпродажи), илиможетбытьреализованониже себестоимости (субытком).

Одновременносвнедрениемофсетногоспособапечативпослед­нейтретиXXвеканасменуручному, механическомуилиполуавтома­тическомунаборупришёлт. наз. фотонабор. Этатехнологияпо­зволялаосуществлятьмашинныйнаборивыводитьфотоформы непосредственнонапозитивнуюилинегативнуюфототехническую плёнку. Значительныекапиталовложения, которыхтребоваловнед­рениефотонабора, оправдывалисьприбольшомобъёмеработыпо заказамиздательств. ВпоследнеедесятилетиеXXвекафотонаборв прежнем, аналоговомвиде, невыдержавконкуренциисостороны цифровыхтехнологий, попроступогиб. Насменуемупришлифо­тонаборныеаппаратыновогопоколения. Однакостоимостьрас­ходныхфото- ихимическихматериаловивыводапозитивовна цифровыхФна* вцеломостаётсявесьмавысокойинеможетоп­равдатьсебяпринебольшихисреднихтиражахбезсущественного увеличенияценынаиздание. Поэтойпричинеоригиналы-макеты сегоднячащевыводятвиздательствахнаобычныхофисныхили чутьболеесовершенныхлазерныхпринтерахнаполупрозрач­нуюкальку. Простаяиэкономичнаятехнология«домашнеговыво­да»позволяетполучитьпозитивыудовлетворительногокачества.

Первыйивторойпечатныелистыиздания: НесинВ. Н. Зимнийдворецв

эпохуцарствованияпоследнегоИмператораНиколаяII(1894-1917). —

СПб.: Издательство«Журнал„Нева"»; «ЛетнийСад», 1999

Монтаж

Копировка

Приэтомлучшихрезультатовудаётсядостичьприиспользованиив наборе (вёрстке) неконтрастных (рубленых) илималоконтрастных гарнитурприсреднихразмерахкегля. Нафотовыводныхустрой­ствахцелесообразновыводитьлишьполутоновоеитоновоеизоб­ражение—диапозитивыобложек, вклеек, фронтисписовит. п.

Технологияофсетнойпечати

Впроцессемонтажапозитивы—прозрачныеплёнки, накото­рыхвзеркальномизображениивоспроизведёноригинал-макетизда­ния, —взависимостиотформатаиздания иразмеровпечатноголиставопределён­номпорядкемонтируют, т. е. расклеиваютналистахболееплотной плёнки (астролона) подве, четыреибольшестраниц. Примеры монтажадвухпервыхпечатныхлистовизданияформата 70хЮ0 в 16°приведенынаил. 8.3 —разумеется, сбольшимуменьшением. Впроцессекопировкисмонтированныефо­тоформынакладываютнасветочувстви­тельнуюметаллическуюофсетнуюпластинивособомустрой­стве—копировальнойраме—экспонируются. Проходячерез прозрачныеучасткифотоформы, светзасвечиваетфоточувстви­тельныйслойпластины; приэтомнепрозрачныеучастки (текстили изображение), остаютсянезасвеченными. «Засвеченную»пластину проявляют, словноогромнуюфотографию. Впроцессепроявкиза­свеченныеинезасвеченныеучасткиформыприобретаютразные физико-химическиесвойства. Припечатинезасвеченныеучастки (печатныеэлементы) пластиныпринимаютнасебякраскускрасоч­ныхваликовпечатноймашины, азасвеченные— (пробельныеэле­менты) —становятсягидрофильными, т. е. принимаютнасебяводуи непринимаюткраску.

Офсетнаяпластина (форма) закрепляетсянаформномцилиндре печатноймашины. Черезпосредствокрасочныхваликовкраскапе­реноситсянапечатнуюформу. Спечатной формыизображение (вобщемсмысле—в томчислеизображениетекста) переноситсянарезиновоеполотно офсетногоцилиндра, асофсетногоцилиндра—набумагу. Про­стейшаясхемапроцессаофсетнойпечатиприведенанас. 263.

Технологияпечатиофсетной, плоскойпосвоемухарактеру, прин­ципиальноотличается, такимобразом, оттехнологиипечативысо-