Смекни!
smekni.com

Шелкография в рекламной полиграфии 2 (стр. 2 из 2)

2.2 Лакирование

Самой, пожалуй, интересной областью применения шелкографии для декорирования оттисков является их лакирование. Вообще лакирование в последнее время вошло в моду. Более того, уже устоялся термин "глянцевые журналы", означающий как раз то, что их обложки покрыты лаком. Существует множество технологий лакирования, и одна из самых любопытных - шелкография.

Сплошное лакирование. Самый простой вид лакирования, при котором вся поверхность оттиска покрывается лаком. Как правило, именно так поступают с обложками журналов. Задач у такого лакирования две: защитить оттиск от мелких повреждений (он меньше царапается и истирается) и сохранить товарный вид обложки. Кроме того, обложка выглядит более респектабельно, а само издание ассоциируется с престижем и солидностью. Естественно, для придания той самой солидности подвергать лакированию можно и буклеты, и даже листовки. Особым шиком в последнее время становится использование не глянцевого, а матового лака, придающего лакированной поверхности ни с чем не сравнимое ощущение бархатистости - и при этом очень хорошо подчеркивающего изображение.

Выборочное лакирование. Лаком покрывается только часть изображения - та, на которую хочется обратить максимум внимания потребителя. Различных вариантов выборочного лакирования может быть множество: с его помощью усиливают блики, передают блеск металлов и драгоценных камней, выделяют иллюстрации на странице и многое другое. Особенно интересные результаты можно получать, комбинируя глянцевый и матовый лаки, а также лаки с матовым ламинатом, трафаретными красками, в том числе флуоресцентными.

Декоративное лакирование. В трафаретный лак можно включить самые разные добавки, специально разработанные для этой цели. Они называются глиттерами (в русском языке используется прямая калька с английского слова glitter. Ближайший эквивалент - блестка, но он в терминологии специалистов почему-то не прижился).

2.3 Ультрафиолет и шелкография

В последнее время получают все большее распространение краски и лаки, отверждаемые под действием ультрафиолетовых лучей: считается, что они закрепляются почти мгновенно. И хотя на самом деле это не совсем так - закрепление все же длится секунды, а полное - до нескольких часов, для пользователя это близко к истине. УФ-краски и лаки удобны при изготовлении продукции в очень сжатые сроки, а также в тех случаях, когда лак или краска наносятся толстым слоем, а сушить некогда или негде. Потому что, если недосушенные оттиски с трафаретной машины складывать в стопу, то, скорее всего, они склеятся.

Наличие быстро схватывающегося УФ-покрытия на офсетном оттиске также можно считать прогрессивной технологией: если использовать обычный лак, то до высыхания он может слегка растворить лежащий под ним слой краски (особенно если она немного недосушена) и испортить изображение. Так что при размещении заказа не лишним будет поинтересоваться, какую технологию трафаретной печати используют в типографии, и отдать предпочтение тем, кто применяет УФ-сушку. Впрочем, и тут есть варианты: как правило, использование УФ-технологии может оказаться несколько дороже, а если предстоит печать на ткани или обычном сером картоне, то УФ-технология здесь не так актуальна.

Заключение

Если мы посмотрим на разнообразие в применении шелкографии – это заставит размышлять нас о многогранности шелкографии и о тех трудностях, которые могут возникнуть при таком ее применении. От этого лучше понимаешь, что шелкография - это слишком обширное ремесло, которое имеет разнообразные преимущества:

  • простота процесса;
  • оборудование, доступное по низкой цене;
  • возможность печатать на материалах различного типа;
  • значительная толщина наносимой краски и специфически шелкографическая яркость красок;
  • долговечность запечатанных материалов;
  • экономия при печатании маленьких и средних тиражей;
  • особые решения, невозможные с помощью других способов печати, и, при равной стоимости, лучшее покрытие, яркость и устойчивость запечатанных материалов.

Трафаретная печать — это метод воспроизведения текста и графических изображений при помощи печатной формы (трафарета), через которую краска проникает на печатный материал. Этот способ печати с форм, печатающие элементы которых пропускают через себя краску, а пробельные её задерживают.

Шелкографией называют способ трафаретной печати, в котором в качестве формного материала используются специальные нейлоновые или металлические сетки. Обычно пробельные элементы формируют непосредственно на сетке фотохимическим способом. Для изготовления печатной формы может быть использован как сухой плёночный фотослой (капиллярная плёнка), так и жидкая фотоэмульсия, высушиваемая на сетке после нанесения. В обычном состоянии фотослой смывается водой. Смытые участки сетки становятся печатающими элементами.

Своё название «шелкография» этот способ получил из-за патента процесса трафаретной печати, выданный в 1907 году под названием англ.Silkscreenprinting — печать шелковым ситом. Считается, что этот способ печати возник в глубокой древности, но современный вид трафаретная печать приобрела в середине прошлого века. Благодаря особенностям технологии шелкография позволяет печатать как на плоских, так и на цилиндрических поверхностях. Сейчас трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и других отраслях промышленности.

Преимущества:

  • простота процесса;
  • оборудование, доступное по низкой цене;
  • возможность печатать на материалах различного типа;
  • значительная толщина наносимой краски и специфически шелкографическая яркость красок;
  • долговечность запечатанных материалов;
  • экономия при печатании маленьких и средних тиражей;
  • особые решения, невозможные с помощью других способов печати, и, при равной стоимости, лучшее покрытие, яркость и устойчивость запечатанных материалов.