Основное активное читательское ядро книжных клубов составляют читатели, которые полностью доверяют редакторам в отборе книг и считают более удобным для себя получать книги по почте, а не ходить за ними в магазин (естественно, при условии основного преимущества членства клуба — высоких скидок на книги).
Почтово-посылочная торговля
Организация книжной торговли по почтовым каталогам в Китае имеет как преимущества так и недостатки. С одной стороны, это гарантия для издателя, которому обеспечен сбыт, особенно при предоплате, и гарантия читателю, получающему заказанную им книгу без необходимости искать ее по городам. Но, с другой стороны, работа по почтовым каталогам слишком неоперативна. Поскольку каталоги выходят с периодичностью два раза в год, а срок подачи издательством информации о книге заканчивается в среднем за полгода до выхода каталога, то быстрая реакция книготорговца на изменение конъюнктуры рынка в данном случае вряд ли возможна.
Решение вышеозначенной проблемы является задачей, прежде всего, самого почтового ведомства, которому необходимо не только сохранять уже имеющиеся наработки, но и развивать и укреплять уникальную почтовую связь с отдаленными от центра регионами Китая.
Следует учитывать и положительный опыт книгораспространения в Китае, как, например, использование системы директ-мейл.
В Китае к адресной рассылке почтовой рекламы (директ-мейл) прибегают компании, которые выработали свою «Формулу успеха», продвигая специфическую книгу на соответствующих ей рынках.26
Книгораспространение по почте — прекрасный вариант для реализации издательствами своих книг, причем в любом ассортименте и объеме тиража. Всеохватность книжного рынка Китая при использовании почтовой связи предоставляет издателям и книготорговцам прекрасную возможность распространения информации с целью ее дальнейшего использования потенциальными читателями обо всех ежегодно выпускаемых книгах.
Интерактивная продажа книгоизданий
Книги и журналы являются идеальным товаром для торговли через Интернет, так как представляют собой информацию в чистом виде. Дело в том, что структура книги (резюме, оглавление, главы, разделы) подобна структуре информационных ресурсов компьютера (директории, каталоги, подкаталоги). Поэтому конкретная книга может быть хорошо и логически полно представлена потенциальному покупателю на страницах Web-сайта. К тому же процедура поиска нужной книги по заглавию, автору или ключевым словам, характеризующим ее содержание соответствует процедуре поиска в базе данных. 27
На сегодняшний день в рунете существуют универсальные и специализированные книжные магазины (последние делятся на сайты определенной направленности и на сайты издательств, открывших виртуальный магазин).
Книжные Интернет-магазины предлагают большое количество разделов каталога, расположенных в алфавитном порядке. Разделы также могут иметь собственную рубрикацию.
В отличие от своих соседей, КНР подошла к Интернету сравнительно недавно. Буквально 3-4 года назад, когда во всем мире, в том числе и в России, уже «гуляли» сети ФИДО, «Спринт» и другие, многие, совсем не посторонние люди в Китае совершенно искренне не имели ни малейшего представления о том, что такое модем.
Китайское правительство подвела к необходимости «прорыва» в этой области сама логика экономических и социальных реформ. Не углубляясь в историю постановлений Госсовета КНР, инструкций ЦК КПК и других направляющих документов «партии и правительства» можно кратко сказать: с самого начала Китай пошел своим путем.
Начав в 90-91 годах практически с нуля, а именно, с внутренней всекитайской системы «Chinapac», китайцы сумели успешно внедрить имеющиеся, большей частью устаревшие технологии и системы передачи данных в новые, более передовые и универсальные. Первое e-mail подсоединение к Интернету было произведено 13 лет назад в Институте физики высоких энергий Академии наук Китая. Там же в апреле 1994 года было установлено постоянное соединение через 64 Кбит/с. спутниковую линию. Оно позволило «запитать» первых провайдеров Интернета, которыми стали научные учреждения. В том же году в Китае полным ходом шла работа по созданию по меньшей мере трех крупномасштабных сетей с возможностью выхода в Интернет: Golden Bridge, SICNet (State Informational Center Network) и CERNet (China Education Research Network). К концу 1995 - началу 1996 года Китай, сделав мощнейший по материальным затратам и беспрецедентный по масштабам скачок в развитии средств телекоммуникаций и компьютеризации, вплотную подошел к необходимости обозначить свою политику по отношению к Интернету.
В начале 1996 года был принят целый ряд постановлений, с одной стороны, — открывающих Интернет для широкой общественности и мира бизнеса (до этого доступ к Интернету имели, в основном, только ученые), а с другой, — жестко регламентирующих порядок и правила предоставления услуг, процесс регистрации пользователей, условия пользования электронной почтой и IP- соединениями. Регламентация диктовалась, прежде всего, политическими причинами: китайские власти пытались таким образом избежать «тлетворного» влияния Запада и блокировать поступление крамольной информации по сетям извне Китая. И, надо сказать, властям это сполна удалось и удается вплоть до сегодняшнего времени. И дело тут не только в системах аппаратного, программного или административного контроля.
«Китайский Интернет» создавался и функционирует, согласно установкам властей, для развития обмена научно-технической, образовательной, коммерческой информацией внутри Китая. Соответственно, обмен этот идет на китайском языке. Развитие китаеязычных, внутренних технологий и программ всемерно поощряется правительством. По существу, речь идет о становлении среди 1/5 части населения планеты своей собственной иероглифической сетевой среды. Интеграция этой среды в мировую, англоязычную, — не является «задачей номер один» для Китая. Иероглифический софт имеет лишь один существенный недостаток: невозможность понимания для не носителей языка. Во всем остальном для всех остальных (носителей) нет никаких неудобств. Существует лишь технически вполне разрешимая проблема выхода на англоязычные и другие ресурсы. 28
Таким образом, создавая совершенно полноценную, современную сеть, Китай изначально, в силу специфики языка и письменности, определенным образом ограничивает обратные связи своего Интернета с мировым. Административные ограничения, накладываясь на эту специфику, дают властям еще и дополнительные гарантии того, что доступ к Интернету не станет инструментом в руках оппозиционных элементов. Практически все пользователи в Китае поставлены в такие условия, что любое нарушение инструкций и запретов несет за собой самые суровые санкции в виде или лишения лицензии на провайдерскую деятельность, или отказа в регистрации. Самое интересное, что доступ к мировым ресурсам физически не ограничивается вообще. С пользователей, в крайнем случае, берется «подписка о неразглашении» (работники СМИ). Правда, для регистрации пользователя требуется справка о благонадежности из полиции. Основная же ответственность за «чистоту» сети ложится на провайдеров. Для них повсеместно определен круг рекомендуемых для подписки и постинга конференций и списков рассылки, обязателен мониторинг входящей/исходящей почты пользователей, жестко регламентируется содержание домашних страниц. Безусловно, при наличии желания и умения, китаец может выйти на мировые ресурсы и взять там ту самую «крамолу» в виде порнографии, речей Далай-ламы или talk'ов китайских диссидентов. Но, делая это, он уже точно знает, чем рискует. И, к тому же, после подавления студенческих волнений у молодежи, традиционно наиболее активной в Сети, резко поостыл интерес к политике.
Оппозиционная информация не представляет особой ценности в среде, в которой рядовые пользователи вращаются
Для коммерсантов в центральных городах Китая под опекой правительственных институтов начинают работать специализированные фирмы электронной коммерции. Данное направление имеет пока статус экспериментального и широко не афишируется. Выход на внешний рынок осуществляется, в основном, через вышеупомянутые «рекомендуемые» конференции и постинг на лояльных серверах Сингапура, Австралии и других стран. Очень активно в последнее время начал развиваться и Web-бизнес. Для последнего очерчен круг предпочтительных отраслей: СМИ, туризм, бизнес-консалтинг, транспортные услуги. То есть те, которые предполагают размещение на страницах более-менее статичной, не часто редактируемой информации и не требуют онлайн-постинга (во избежание все той же крамолы). Кстати, касаясь онлайн-услуг, надо отметить, что в силу этих самых страхов перед оппозицией, предоставление свободного постинга и даже простой feedback на коммерческих и правительственных серверах не в большом почете.
Интернет стал той самой палочкой-выручалочкой для китайских реформаторов, которые, кроме всех экономических, политических, социальных и демографических программ, поставили своей негласной задачей в рекордно короткие сроки вытянуть китайский техно-культурный менталитет на уровень передовых международных стандартов. На службу этой сверхзадачи китайской «интеллектуальной революции», сами того не ведая, поставлены сейчас через иероглифические и английские браузеры серверы Тайваня, Сингапура, вновь обретенного Сянгана, Австралии, США, Канады и других стран. Уже «подтянутые» до нужного уровня массивы информации на китайском и английском языках обогащают континентальных китайцев знаниями в самых различных отраслях и, одновременно, прививают им так необходимые навыки и культуру общения с внешним миром. Электронные бюллетени «китайского Интернета» доносят сообщения: открыт виртуальный магазин китайской книги, открыт доступ в базу данных китайского законодательства, создана страничка гуанчжоуской ярмарки - крупнейшей в Китае. 29