Следует учитывать, что для большинства наших учителей свойственно
адаптивное поведение авторитарного типа, характеризующееся доминированием социализации над адаптацией и приводящее к кризису
индивидуальной и групповой идентификаций. Современная система
образования нуждается в новой генерации педагогов – «переходного»
(демократического) типа личности, поэтому особую остроту приобретает
вопрос о том, как наиболее гуманно помочь педагогу авторитарного типа
адаптироваться к работе и жизни в демократическом обществе «переходного
типа».
Положение С.Л. Рубинштейна о двух способах жизни послужило методологической основой для построения двух моделей адаптивного поведения молодых специалистов: модельного авторитарного адаптивного поведения, в основе которой лежит «первый способ существования человека» и модель «переходного» (демократического) адаптивного поведения, основанного на «втором способе жизнедеятельности».[17]
• Модель авторитарного адаптивного поведения, характеризуется процессами, определёнными С.Л. Рубинштейном как первый способ жизни, при котором учитель находится «внутри» самого профессионального труда и способен относиться лишь к отдельным фрагментам и характеристикам этого труда, а не к труду в целом.
В поведении доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам как бы вынуждающим учителя в каждом конкретном случае поступать определенным образом. Специфика профессионального самосознания в модели авторитарного адаптивного поведения обусловлена многообразными ситуациями, требующими от него развитого умения скоординировать свое автономное действие с действиями других людей (администрация, коллега, родители, ученики и др.), используя адаптивные стратегии, которые в различных ситуациях передавались исторически от поколения педагогов к другому (штампами, стереотипами). Молодой педагог при авторитарном адаптивном поведении во всех адаптивных ситуациях руководствуется принципом минимизации социально-психологических, информационных затрат и усилий, пытаясь получить при этом максимально возможный приспособительный результат. Между авторитарным адаптивным поведением и «пассивной формой адаптации», описанной Г.Е.Зборовским, можно провести аналогию. «Пассивная форма адаптации проявляется в «молчаливом» принятии норм и ценностей, хотя безусловно она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.»[18]
Авторитарное адаптивное поведение молодого специалиста в системе образования – это пассивное, комфортное принятие целей и ценностных ориентации группы (коллектива, администрации и т.д.), подчинение принципам и законам системы образования (среде), отсутствие у педагога стремления к независимости от воздействий из вне, неспособности к гибкому поведению и спонтанности.
• Модель «переходного» (демократического) адаптивного поведения, характеризуется процессами, определёнными С.Л. Рубинштейном как второй способ жизни, при котором педагоги характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом. Этот прорыв даёт молодому специалисту возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее будущее не только в системе образования, но и в обществе. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия педагогического процесса, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать адаптационные барьеры, как стимул для дальнейшего развития, - как, преодоление собственных пределов, У молодого специалиста «переходного» (демократического) типа адаптивного поведения в процессе адаптации активно проявляются: самообразование, саморегуляция, самореализация. Решающим элементом в адаптивном поведении молодого специалиста является возможность и необходимость делать выбор, а значит ощущать свою свободу, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и произойдёт, с другой.
«Переходное (демократическое) адаптивное поведение молодого специалиста в системе образования — умение работать в условиях совместной деятельности, адекватно реагировать в экстремальной ситуации и в условиях новой социальной среды конструктивно разрешать межличностные конфликты, уметь прогнозировать изменения социальной среды, преодолевать адаптационные барьеры, не в падая в состояние фрустрации, и искать новые способы их преодоления.
Здесь, вероятно, имеет смысл уточнить, что в процессе адаптации молодого специалиста в системе образования происходит его личностное и профессиональное развитие. Личностное развитие подразумевает выработку адаптационных стратегий, высвобождающих внутренние ресурсы, включающие способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, активно на неё воздействовать, отстаивая свою независимость от внешнего давления и возможность творческого проявления. Профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе и того, и другого лежит принцип саморазвития. Модель «переходного» адаптационного поведения предполагает умение тогда, когда действия педагога строятся без прототипа, что подразумевает умение самостоятельно продуцировать цели и задачи, зачастую идущие вразрез с общепринятыми в данной учреждении (системе образования) взглядами, и добиваться их достижения. Педагог выбирает наиболее мобильные и пластичные стратегии адаптации психологического типа, ибо в них человек в основном опирается на максимальную мобилизацию собственных психических ресурсов.
Можно предположить, что молодите специалисты, обладают некоторым набором однотипных личностных ресурсов, занимают сходные социальные позиции. Всё это справедливо для стабильной ситуации в обществе. Но в трансформирующемся обществе события сменяют друг друга, социальная реальность преобразуется на глазах. При этом сознание людей, их картина мира и категории её описаний перестраиваются значительно медленнее. Тем самым сохраняется прежняя структура педагогов «авторитарного типа» адаптивного поведения, но вместе с тем появляются новые категории педагогов «демократического типа», либо актуализируются те, что раньше находились в латентном состоянии. Проблема личной идентификации молодых специалистов особенно резко актуализировалась. Преобладающая в российской системе образования самоидентификация в процессе адаптации делает молодых специалистов «уязвимыми».[19]
Это влечет к кризису идентичности молодых специалистов. Отсутствие самоидентификации в период адаптации ведёт к нивелированию ценностей работы педагога, поведение молодого специалиста приобретает ситуативный характер, отсутствуют стратегии адаптации в системе образования. Престиж системы образования, как идентификационной основы исчезает. Актуальными становятся риски «опоздания», «опережения» или «отсутствия» самоидентификации. Основные проблемы адаптации кроются в «кризисе» самоидентификации и в моделях адаптивного поведения молодых специалистов, когда детерминируется главным образом противоречия между требованиями профессиональной деятельности и профессионального сообщества, и возможностями и способностями личности, индивидуальным стилем деятельности и общения, педагогическим опытом. Наиболее "глубокая" специфика приспособительных отношений молодого специалиста в системе образования настоятельно требует не только рассмотрения типов адаптивного поведения, но и учета целого ряд немаловажных обстоятельств.
Адаптация молодого специалиста в системе образования проявляется как на индивидуально - групповом уровнях, так и на уровне всего социума. Содержательно адаптация молодого специалиста в системе образования, рассматриваемая с позиции деятельностного подхода, отчасти связана с преодолением и предупреждением разнообразных адаптивных барьеров, противоречий и конфликтных ситуаций, образующихся между молодым специалистом и педагогическим коллективом или администрацией, или молодым специалистом и обучающимися и их родителями. Все многообразие актуальных, индивидуально значимых социальных противоречий и конфликтов варьируется и интерпретируется в круге важнейших личностных проблем: дефицита индивидуальных жизненных ресурсов, проблем индивидуального развития, нарушения социально-психологического баланса идентичности личности. Разрешение этих проблем может осуществляться в контексте удачной или неудачной адаптивной деятельности.
Разумеется, мы назвали здесь лишь наиболее общие, типичные проблемы адаптации, с которыми рано или поздно сталкивается любой молодой специалист. Однако велика вероятность, что в случае с конкретной личностью молодого специалиста на авансцену приспособительного процесса, к системе образования выйдет какая-то эксклюзивная социальная, психологическая, информационная, коммуникативная или экономическая адаптивная проблема. Взаимодействие молодого специалиста и системы образования основывается на непрерывном обмене деятельностью и информацией.
Важнейшее условие адаптивной деятельности молодого специалиста заключается в том, что её существенным условием и причиной выступает не только внешняя преобразовательная деятельность, но и внутренняя психологическая активность, находящая отражение в процессах субъективной интерпретации. Источником эволюционного развития психики служит взаимодействие молодого специалиста с системой образования, вызывающее потребность в адекватном отражении индивидуальным сознанием значимых параметров внешней среды. Информация в этом случае определяет направленность и характер адаптивной деятельности. С информационных позиций личность молодого педагога начинается с того самого момента, когда он в процессе социализации обретает способность выбирать из глобального информационного потока необходимую для его жизнедеятельности информацию, с умения, творчески ее использовать при адаптации к разнообразным условиям деятельности в системе образования.