Смекни!
smekni.com

СМИ о СМИ (стр. 2 из 3)

Одна из проблем - в большой мере, возможно, свойственная только России, - заключается в том, что в нашей стране невозможно установить прямую связь ни между экономической независимостью и независимостью политическом, ни между степенью независимости издания и его качеством. Мы не ставим себе задачу сравнивать положение дел в этой области в России и в странах западной демократии, однако, по многим признакам, некоторые из российских проблем свойственны и этим странам. Поэтому предлагаемый анализ может оказаться интересным и полезным не одним только странам трансформационного пространства, но и нашим западным коллегам - журналистам, политикам, экономистам. Учитывая это, мы решили в первую очередь отдать предпочтение уяснению для себя и наших коллег следующих главных, как нам представляется, проблем:

- что есть независимость для СМИ, чем она характеризуется и до какой степени возможна;

- от чего зависит независимость;

какой аспект независимости первичен - политический или экономический;

возможна ли полная независимость прессы в условиях современной России;

- насколько важна дозировка государственных и частных СМИ и какие издания (электронные СМИ) - государственные или частные - могут потенциально рассматриваться как более независимые;

есть ли в России или в других странах - на постсоциалистическом пространстве или в развитых демократиях Запада - издания совершенной, "эталонной" свободы и независимости.

При анализе этих и других связанных с ними проблем оказалось, что они, как правило, не предполагают прямолинейных и однозначных ответов и требуют при исследовании многовариантного подхода. Этим, в частности, объясняется и методика, избранная для подготовки настоящего доклада. Был изучен значительный массив литературы на избранную и близкие к ней темы, российской и зарубежной, включая периодику (в основном российскую), откуда и взяты основные факты и цифры. Периодические издания различных направлений были также и одним из главных источников основных идей доклада. Другим важнейшим источником нужно считать опрос ряда российских профессионалов, имеющих значительный опыт работы в российской (и советской) журналистике. По понятным причинам опрос проводился на условиях строгой анонимности.

Ответы опрошенных, не в последнюю очередь в связи с характером их основных занятий, отличались значительным разнообразием - хотя вопросы всем были предложены приблизительно в одинаковых формулировках. Это обстоятельство существенно повышает интерес к содержанию ответов, но зато усложняет создание чего-либо похожего на статистическую выборку. Однако, учитывая характер проблемы, создание подобной выборки или вообще какого-то числового ряда или таблиц не кажется нам в данном случае ни необходимым, ни целесообразным. Гораздо правильнее и интереснее представляется возможность зафиксировать и обсудить наиболее яркие мысли, оценки и толкования. Многовариантность мнений при этом необходима и неизбежна, даже если мнения иногда противоречат одно другому. Противоречивость вполне объяснима и нормальна для демократического общества, но она встречается далеко не всегда. Гораздо чаще приходится сталкиваться с множеством оттенков и акцентов в Формулировании и толковании индивидуальных мнений - причем толкований оказывается в некоторых случаях больше, чем мнений, даже если эти мнения выражены одними и теми же словами.

Данное обстоятельство затрудняет обобщения, но в то же время свидетельствует о сложности самого явления и подчеркивает необходимость весьма осторожно и внимательно относиться к оценкам этого явления и тем более к рекомендациям по исправлению и улучшению положения со свободой и независимостью печати. Нет нужды лишний раз говорить о том, что такие рекомендации очень часто распространяются на положение дел в других сферах общественной жизни и, как правило, затрагивают институты и органы власти, личности высших руководителей и их должностные прерогативы, а также законы, нормы и их толкования.

Объективные сложности и понятный и необходимый субъективизм отдельных мнений ведут к тому, что эта проблема может быть запутана окончательно еще на стадии формулирования и изложения. Поэтому мы сегодня не ставим себе целью найти то единственно верное ее решение, которого, вполне вероятно, в природе и не существует, а попытаемся обрисовать нынешнее общее состояние со свободой и независимостью СМИ и по возможности перечислить влияющие на него факторы, опираясь на собственный ограниченный опыт в журналистике, а также на более репрезентативный опыт и мнения наших коллег из России и других стран.

Как понимать "независимость СМИ"?

В этом вопросе обнаруживается огромное множество направлений и оттенков на фоне единства в глобальном понимании общей проблемы. Независимость в журналистике чаще всего толкуется как свобода излагать свою позицию, свое мнение публично, не испытывая постоянного влияния (давления) со стороны и не подчиняясь такому давлению. Однако в деталях проявляется очень существенный, важный и значимый разнобой. Начать надо с вопроса о том, кто является первичным носителем и передатчиком полученной информации, ответственным за ее опубликование и желающим ее опубликовать, а затем несущим ответственность за последствия, если эти последствия наступают - рядовой журналист, главный редактор издания (канала телевидения) или его владелец (включая и государство) - и кто, следовательно должен ощущать при этом независимость и свобод и пользоваться ими?

Все опрошенные нами журналисты, как оказалось, считают, что полной свободы и независимости просто не может быть, более того, полная свобода не нужна и, даже более того, - она опасна, ибо фактически рождает анархическую вседозволенность. Большинство отмечает, что такой вседозволенностью характеризовались годы правления президента Ельцина. Отсюда можно было бы сделать вывод, что свобода и независимость возможны, хотя бы в несколько извращенном виде. Однако просьба уточнить высказываемое мнение с учетом этой детали вела к парадоксально отрицательным ответам. С точки зрения профессионалов российском (советской) журналистики, свобода анархического толка не означает - и мы к этому мнению присоединяемся - истинной и реальной независимости прессы, тем более, что и анархическая вседозволенность, при ближайшем рассмотрении, должна быть кем-то оплачена, а общество оплачивать ее не склонно.

В то же время из триады главных участников процесса обнародования информации в СМИ никак нельзя исключить возможность конфликта мнений, интересов и, следовательно, возникновения внутренних (в рамках этой триады) взаимных зависимостей. Например, несогласие между главным редактором и владельцем издания вполне может возникнуть даже при установившемся вполне нормальном "общем взаимопонимании" между ними, но в этом случае подчинение мнения главного редактора мнению (воле, желанию) владельца означает превращение редактора из творческого работника в наемного сотрудника, выполняющего требования изданной кем-то "должностной инструкции" и не более того.

Редактор издания (программы), находящийся в таком положении, не может считаться "слугой общества". Действительно, приходится встречаться с таким мнением: журналист - ремесленник и делает порученное ему дело, ради которого он нанят и за которое взялся за определенную плату. Но такая точка зрения высказывается крайне редко. Чаще приходится сталкиваться с прагматичной, хотя и несколько усложненной схемой, очень соответствующей сегодняшней российской реальности: необходимо различать и отделять друг от друга независимость издания и независимость отдельного журналиста, работающего в этом издании. При этом, как полагают и некоторые из наших экспертов, и авторы ряда публикаций, вполне можно представить такое положение (некоторым кажется, что оно существует в современной России), когда газета или журнал не могут считаться независимыми, но отдельный журналист сохраняет в своих публикациях свободу мнения и независимость позиции. В таком случае, разумеется, возникает новый поворот проблемы с главным редактором - по логике и по его должностному статусу он при таких условиях не сможет оставаться независимым. Эксперты фиксируют такой конфликт внутри издания как довольно частый, но нравственные его оценки расходятся.

Далее, зависимость главного редактора от издателя (владельца) может быть идеологическая - когда издатель диктует свою волю, но не включает финансовые рычаги воздействия - или чисто экономическая: при конфликте на профессиональной почве владелец увольняет редактора. Следует заметить, что такой конфликт может возникнуть на разной основе, и чисто идейной, и чисто коммерческой, если, например, вместо важного и интересного материала владелец издания требует (он, в свою очередь, может быть вынужден сделать это) поставить большой блок рекламы. Конечно, подобные каждодневные проблемы могут на практике решаться достаточно легко, тем более что и редактор, и журналист в целом заинтересованы в притоке рекламы в их издание не меньше владельца. И все же многие согласны с мнением бывшего министра печати РФ М.Федотова, отмечавшего усиление тенденции в законодательстве обеспечить приоритет интересов владельцев СМИ. Это означает усиление зависимости СМИ от финансово-имущественного фактора, и при этом журналистика как творческая профессия приносится в жертву интересам владельца имущества (редакции, брэнда).