В качестве контрольного и измерительного инструмента при оценке совмещения красок на оттиске используют нониусные шкалы — шкалы с равномерными линейными делениями, которые печатаются с наложением разными красками.
Допуски на совмещение цветных изображений на оттиске не могут быть меньше, чем допуски на совмещение в пределах одного комплекта фотоформ. Например, точность проведения механических операций — пробивки штифтовых отверстий — указывается производителями выводных устройств как 50 мкм. Однако надо учитывать, что печать вносит свои погрешности, например, деформация бумаги, возможности печатного оборудования (точность выполнения различных механических узлов), человеческий фактор — опыт печатника. Для плакатов формата 60 х 90 см несовмещение красок до 0,5 мм незаметно, т. к. плакат рассматривают с большего расстояния, чем, например, иллюстрации в книге. На практике же допуски по несовмещению красок на оттиске более жесткие и определяются требованиями заказчика и характером работ.
3.9.Контраст печати
«Завал» теней изображения на оттиске — самый распространенный и визуально очень заметный дефект при печатании полутоновых одноцветных и многоцветных изображений. Критерием оценки воспроизведения теней на оттиске является контраст печати. Его контроль можно проводить визуально или с помощью денситометра.
При визуальной оценке сравнивается оптическая плотность двух полей — растрового с Sотн = 75 или 80% и плашки. Чем меньше различие в плотности, тем больше завал теней изображения.
При инструментальном контроле контраст печати оценивается относительной величиной — коэффициентом Ширмера (Кш), который определяют по формуле:
Кш = (D плашки - D р.п.)/D плашки
где D p. п. — оптическая плотность поля с растровыми элементами с относительной площадью 75 или 80%.
Чем выше этот коэффициент (и, соответственно, контраст печати), тем выше качество изображения. Однако в идеале он должен быть не больше 0,20-0,25. Нулевое значение свидетельствует о полном затекании краски на пробельные элементы растрового поля, что, в свою очередь, означает потерю всех деталей в тенях изображения.
Контраст печати измеряют для каждой краски отдельно. По нему можно оценить не только качество воспроизведения теней изображения, но также работу печатных секций, качество печатной формы и взаимодействие отдельных красок с бумагой.
Мы достаточно подробно рассмотрели элементы шкалы, применяемой для контроля печатного процесса. Будем надеяться, что это поможет вам разобраться в любой шкале контроля печати, как бы замысловато она ни была построена.
Заключение
Всякая оценка и всякий выбор основаны на методе сопоставления посредством сравнений. Всякое искание, связанное с действием, состоит в легком или трудном выборе. Мы действуем только потому, что мы задаемся какой-либо целью на базе возникших желаний что-либо изменить. Мы ищем что-либо только потому, что мы ощущаем его отсутствие.
Таким образом, наша деятельность направлена от «ничто» к «нечто», и самой сущностью ее является вышивание некоторого «нечто» по канве «ничто». Наши мотивы и процессы, вызванные нашими действиями на базе этих мотивов, не проявляются как сущности явно. Они остаются внешне незамеченными. Мы воспринимаем не сами явления, а их следы и последствия.
Литература
1.А. Солдатов. Словарь-справочник (печатнику-офсетчику). «Книга», М., 1984.
2.Г. Киппхан. Энциклопедия по печатным средствам информации. МГУП. М., 2003.
3.Е. Никанчикова, А. Попова. Технология офсетного производства. Печатные процессы. «Книга», М., 1980 г.
4.Н. Марогулова, С. Стефанов. Расходные материалы для офсетной печати. «Русский университет», М., 2002 г.
5.П. Мюллер. Офсетная печать: проблемы практического использования. «Книга», М., 1088 г.
6.С. Стефанов. Путеводитель в мире печатных технологий. «Унисерв», М., 2001 г.
7.С. Стефанов. Полиграфия для рекламистов и не только. «ГеллаПринт», М., 2002.
8.Стандарт ISO 12647-2 на процессы плоской офсетной печати.