Вводное обучение на современном оборудовании - дело достаточно новое; богатые методические разработки прошлых лет здесь подходят плохо, потому что они делались для традиционных технологий и машин большого формата. Курс подготовки печатника в техническом училище был рассчитан на 2-3 года. Во многих статьях мы уже проводили мысль, что с внедрением новых технологий полиграфия утрачивает черты клановости и превращается в ремесло, доступное каждому. Во всем мире этот процесс шел плавно в течение нескольких десятилетий, а у нас он приобрел черты революционного скачка. Может быть, кто-то из читателей этой статьи увлекался фотографией в доперестроечное время и помнит, какой эпопеей была самостоятельная обработка цветной пленки и печать. А теперь цветная фотография доступна любой домохозяйке. Нечто аналогичное происходит и в полиграфии. Современные печатные машины и материалы имеют большие технологические запасы, поэтому не требуется отточенного десятилетиями мастерства, что бы получать приемлемое качество. (СНОСКА. Об этом подробнее авторы уже писали в своей прошлой статье "Оперативная полиграфия" в журнале "Publish" #2 за 1999 г, www.publish.ru).
Как показывает наш опыт, при правильной постановке дела обучить ремеслу печатника можно любого смышленого человека практически с нуля за 2-3 дня. С другой стороны, печатная машина, конечно, не ксерокс и в работе печатника всегда присутствует элемент искусства (тем больший, чем менее данная машина приспособлена для данного вида печати).
Опора на собственные силы
Наш особый российский менталитет частенько толкает нас к проблемам на ровном месте. С детства мы знаем, что у нас самое лучшее в мире образование, и что никакие буржуи нам не указ. Зачем сдавать импортный телевизор в ремонт, если мы заканчивали технический вуз (например, по ракетостроению), и у нас дома есть паяльник? То же самое отношение наблюдается и у некоторых полиграфистов. Наладчику, несколько десятков лет обслуживавшему Ромайоры и Доминанты, трудно внушить, что эксплуатация современных машин требует иного подхода. Что, например, красочные валики современной машины могут выйти из строя лишь оттого, что их пару раз забудут смыть на ночь. Печатник, годами выполняющий эту процедуру раз в неделю, и то с большой неохотой (после нее только руки надо полчаса отмывать от краски), не сразу привыкнет к тому, чтобы выполнять ее ежедневно, по несколько раз за смену. Даже наглядная демонстрация того, что на новом оборудовании это совсем не требует залезания руками в краску, и выполняется в полуавтоматическом режиме за 2-3 минуты, действует только до отъезда инструктора.
Поэтому, на наш взгляд, даже многолетний стаж печатников не может заменить вводного обучения. Более того, часто обучить молодого новичка "с нуля" легче, чем седовласого мастера. Ну привык он тушить окурки в корыте увлажнения во время работы, и ничего с этим не поделаешь. При обучении печатников со стажем нередко приходится не только объяснять отличия современной машины от Ромайора, но и отучать их от приобретенного годами специфического отношения к работе и к технике.
Вводное обучение в подарок
Некоторые фирмы, в том числе очень крупные и известные, иногда вставляют в договора пункт о том, что вводное обучение персонала проводится бесплатно. Это, конечно, прекрасно, но это может считаться заботой о клиенте только в том случае, если речь идет о достаточно простой технике, которую он в противном случае способен освоить самостоятельно. Если же рассматривать такой подарок в отношении печатной машины или фотонаборного аппарата, это не только не достоинство сделки, а, напротив, ее минус. Как известно, в зубы дареному коню не смотрят, поэтому непонятно, как заказчик сможет требовать выполнения этого пункта договора.
Отсюда рекомендация покупателям - не поддавайтесь на эти уловки. Если Вам предлагают такой подарок, требуйте, чтобы в контракте была заложена позиция с явно указанной стоимостью вводного обучения, а в следующей строке - скидка на эту же сумму, но уже без конкретной привязки к обучению. Далее нужно оформить приложение, в котором будет раскрыто содержание этого пункта - объем и подробная программа обучения. Это позволит в дальнейшем потребовать от продавца полноценного и добросовестного выполнения всех пунктов контракта.
В погоне за сиюминутной выгодой
Часто мы сталкиваемся с давлением руководства типографии, когда нас просят совместить процесс обучения с производством тиражной продукции. Действительно, казалось бы, что же тут плохого? Эффективное использование материалов, экономия времени. Более ответственный подход к делу - печатаем не на макулатурной, а на дорогостоящей бумаге, не в мусорную корзину, а для заказчика. Это должно заставлять печатника серьезнее следить за своими действиями. Казалось бы одни преимущества для покупателя. Но на самом деле извлечь выгоду из этой ситуации скорее сможет продавец. Как всегда при погоне за двумя зайцами, приходится делать выбор между своевременной сдачей данного тиража и качеством обучения. И, естественно, выбор обычно бывает в пользу печати тиража. Инструктор со словами "смотри и запоминай" отодвигает печатника от машины, быстренько сам прогоняет тираж, показывает его руководству как результат обучения - и все, его обязательства выполнены. Ведь фактически уже началась коммерческая эксплуатация машины.
Как известно, в каждом тираже найдется своя "закавыка" - или плашка во весь лист, или выворотки по четырем цветам шестым кеглем, или пленки кривоватые, или бумага попадется капризная. Если на учебном тираже можно временно закрыть глаза на отдельные проблемы, чтобы не нарушать методичности обучения, то на коммерческом заказе эту проблему придется решать, хоть кровь из носу. В результате лимит времени, отведенный под обучение, может быть потрачен на борьбу с конкретным тиражом, а не на разбор всего перечня операций, которыми должен владеть печатник. Очень важные моменты могут быть объяснены мимолетом и не подтверждены практической работой обучаемого (некогда, идет тираж), поэтому они не зафиксируются в его памяти. К тому же на обычном тиражном оттиске (который может быть произвольным по сложности) иногда бывает трудно контролировать навыки и способности печатника. Например, если он хорошо напечатает самостоятельно простую двухцветную работу, это еще вовсе не означает, что в дальнейшем он также успешно справится с более сложной цветной печатью или сплошными плашками.
Правда, иногда покупатель оборудования решает проблему срочной печати заказов очень просто. Достоверно известен случай, когда наших коллег насильственно удерживали в течение трех месяцев, пока они не отпечатали большой заказ, под который и было, собственно, куплено оборудование. Дело было в одной из бывших братских республик, находившейся в состоянии войны с другой бывшей братской республикой. После того, как заказ был выполнен, нужда в типографии отпала, поэтому покупателю не требовалось обучать своих печатников и ставить технику на обслуживание.