Введение
<left>
На протяжении всей истории, начиная со времени наших доисторических предков, медведи зачаровывали, развлекали человека, наводили на него страх, а потому были окружены определенной таинственностью. И для этого всегда имелось достаточно оснований.
Медведь сам по себе олицетворяет тайну дикости. Порой медведи передвигаются бесшумно, как призраки, и могут спрятаться так хорошо, что человек, вторгшийся в их царство, не в состоянии их обнаружить. В порыве ярости или в азарте игры они могут ломиться сквозь кусты, сокрушая все на своем пути. При этом они рычат, кашляют, чихают, а лесное эхо лишь усиливает эти звуки, превращая их в нечто сверхъестественное и ужасное.
Жизненный цикл медведей вызывает удивление во многих отношениях. Например, новорожденный детеныш черного медведя размером с белку, но когда он достигнет зрелости, его вес увеличится в пятьсот раз. Мать гризли или полярного медведя может весить в 750 раз больше своего новорожденного малыша, вес которого, вероятно, меньше полутора фунтов (0,68 кг). Такое несоответствие легче представить, если учесть, что женщина-мать весит всего лишь в 15-20 раз больше своего младенца.
Медведица-мать порой похожа на женщину-мать, особенно когда холит и лелеет своего малыша или двух, лежа на спине или сидя на корточках, прислонившись спиной к дереву. Можно привести и другие примеры, когда медведица относится к своим детям с такой же любовью или так же злится, как мать человека. Глядя на ужимки медведя, мы как бы узнаем себя, воображая, что над ними сыграла злую шутку колдунья из волшебной сказки. Антропоморфическое и созданный образ забавляют нас. Не поэтому ли мы получаем удовольствие в цирке, когда медведь танцует, тяжело переваливаясь с лапы на лапу, или ездит на трехколесном велосипеде, балансируя стоит на мяче, ходит по канату или обнимает и "целует" своего дрессировщика.
Какими бы забавными ни были медведи, они все же остаются непредсказуемыми и опасными. Существуют очень известные дрессировщики, которые решительно и бесстрашно могут работать с огромными, чрезвычайно сильными медведями, которых они вырастили и воспитали с самого младенчества. Взрослый же медведь может без особых усилий размозжить голову дрессировщика или одним ударом лапы снять с него скальп. Любой медведь, даже очень выдрессированный, в сущности, всегда остается диким, и дрессировщики предпочитают не будить в нем зверя, поскольку лучше других знают, как обращаться со "своим" медведем в различных ситуациях. Дрессированный медведь, конечно, забавен, но это также и очень грустное зрелище, когда животное существует и живет в неволе и его заставляют выполнять разные трюки, вместо того, чтобы жить, как живут все другие звери на свободе. Для большинства людей такой медведь представляется жертвой злых чар человека, в результате которых этот могучий зверь превращен в жалкое существо по сравнению со своим братом, свободно живущим в дикой природе.
История возникновения.
Îñíîâûâàÿñü íà èçó÷åíèè îêàìåíåëûõ îñòàòêîâ, ïàëåîíòîëîãè ïîëàãàþò, ÷òî ýâîëþöèÿ ïðåäêîâ ñîâðåìåííûõ ìåäâåäåé íà÷àëàñü ñ îëèãîöåíîâîé ýïîõè, ïðèìåðíî 30 - 40 ìèëëèîíîâ ëåò íàçàä. Òîãäà èç ïëîòîÿäíûõ, îáèòàþùèõ íà äåðåâüÿõ è íàçûâàåìûõ ìèàöèäàìè (Miacidae) æèâîòíûõ âûäåëèëàñü îäíà íåáîëüøàÿ ãðóïïà, à çàòåì è âòîðàÿ, êóäà âîøëè åíîòû è íîñóõè îáûêíîâåííûå, à òàêæå òðåòüÿ, îáúåäèíÿþùàÿ ñîáà÷üèõ - âîëêîâ, ëèñèö, êîéîòîâ, ñîáàê.
Âñå òðè âûäåëèâøèåñÿ ãðóïïû - ìåäâåäè, åíîòû è ñîáà÷üè - èìåþò áîëåå âûñîêèé èíòåëëåêò, ÷åì äðóãèå ìëåêîïèòàþùèå. Âîçìîæíî, ýòî îáúÿñíÿåòñÿ òåì, ÷òî ïåðâîáûòíûå æåðòâû áûëè ëåãêî äîñòóïíûìè. Íî íà ïðîòÿæåíèè ìèëëèîíîâ ëåò íåêîòîðûå âèäû æèâîòíûõ ñòàëè áîëåå îñòîðîæíûìè è õèòðûìè. Ïî ìåðå òîãî êàê äîáû÷à ñòàíîâèëàñü ñîîáðàçèòåëüíåå, åñòåñòâåííûé îòáîð áëàãîïðèÿòñòâîâàë ïîÿâëåíèþ âñå áîëåå èçâîðîòëèâûõ è ëîâêèõ õèùíèêîâ. Ìåäâåäè, åíîòû è ñåìåéñòâî ñîáà÷üèõ âûæèëè çà ñ÷åò ýâîëþöèè ñâîåãî ìîçãà.
Íåêîòîðûå ïàëåîíòîëîãè ïîëàãàþò, ÷òî äðåâíåéøèì ñóùåñòâîì, çàñëóæèâàþùèì òîãî, ÷òîáû åãî ìîãëè íàçâàòü ìåäâåäåì, áûë Ursavuselemensis, õèùíèê ðàçìåðîì ñ ñîáàêó, îáèòàâøèé â Åâðîïå îêîëî 20 ìèëëèîíîâ ëåò íàçàä.
Áîëüøèå è óæå áîëåå ïîõîæèå íà ìåäâåäåé çâåðè ñóùåñòâîâàëè îêîëî øåñòè ìèëëèîíîâ ëåò íàçàä è ðàçâèëèñü âî ìíîãèå ðàçíîâèäíîñòè, íåêîòîðûå èç íèõ ïðîñòî ñòàëè ãèãàíòàìè. Îäíàêî ìíîãèå èç ýòèõ âèäîâ âûìåðëè, âåðîÿòíî, èç-çà èçìåíåíèÿ êëèìàòà è ñðåäû îáèòàíèÿ. Ïîëàãàþò, ÷òî ñîâðåìåííûå ìåäâåäè ïðîèçîøëè îò ìàëåíüêîãî æèâîòíîãî Protursus, êîòîðîå ïðåâðàòèëîñü â ðîä Ursus 2 - 3 ìèëëèîíà ëåò òîìó íàçàä. Åãî ïðåäêè ïîøëè ïî òðåì ëèíèÿì: åâðîïåéñêîé, ïðåäñòàâèòåëü êîòîðîé è ñòàë ïðåäøåñòâåííèêîì âûìåðøåãî ïåùåðíîãî ìåäâåäÿ, U. spelaus, è äâóì àçèàòñêèì, îò êîòîðûõ ïðîèçîøëè íûíåøíèå áóðûé è ÷åðíûé ìåäâåäè.
Àçèàòñêèé ÷åðíûé ìåäâåäü