Информационные жанры журналистики
Жанр - исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.
Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.
Из фактов компонуется информация.
Существует три ступени стереотипа восприятия информации:
1. Первая ступень - информация, особо не затрагивая сознания, только на краткий миг будоражит воображение реципиента.
2. Вторая ступень - информация, слегка затрагивая сознание и подсознание, только привлекает внимание реципиента.
3. Третья ступень - информация, запечатлевшись и в сознании и в подсознании, вызывает у реципиента активный творческий отклик, завершающийся реальным действием, меняющим облик действительности в позитивную сторону.
Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж.
Хроникальная информация - отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15 строк. Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный.
Расширенная информация имеет объем в 30-150 строк. В отличие от хроникальной информации в нем может присутствовать комментарий. Комментарий - это широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или не конкретизированных сторон. Виды комментария:
1. Расширенный комментарий - пространное разъяснение факта.
2. Комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком.
3. Полярный комментарий - толкование, разъяснение факта различными специалистами, компетентными в этой области.
4. Синхронный комментарий - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.
5. Подробный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших деталей.
Также в расширенной информации могут присутствовать дополнительные детали, герои и т.д.
Заметка - самый древний жанр в журналистике. От хроникальной и расширенной информации заметка отличается авторской подписью, так как основой ее является письмо читателя. Если в информации важен фактор времени, то в заметке сам факт в различных временных измерениях.
Реплика - это краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление. Основной чертой реплики является настроение.
Эпистолярные жанры - это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо - жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ.
Отчет - концентрированная подача какого-либо прошедшего события, мероприятия. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения. Виды отчетов: прямой отчет - непосредственная передача с места события без излишних комментариев; отчет - коммюнике - рассказ о прошедшей политической встрече; отчет-размышление, с элементами комментирования; пространный отчет - передача события, сопровождающаяся расширенными комментариями. Язык и стиль отчета - официально-деловой.
Интервью - некоторые специалисты причисляют этот жанр к самостоятельному, но большинство специалистов считают , что он имеет черты информационного жанра. "Интервью - это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста, беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы."
По исследованиям профессора Барманкулова М. К., интервью делится на две группы: по характеру опрашивающего- интервьюера - журналиста и по характеру опрашиваемого - интервьюируемого- героя. К первой группе он относит: интервью- информацию, интервью-мнение; ко второй - интервью-эмоцию и интервью - социологический опрос.
Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью - интервью-экспресс, блиц-интервью.
Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за "круглым столом" и др.
Репортаж - жанр, оперативно и ярко "передающий" с места событий. Самая основная и специфическая черта жанра - "эффект присутствия" - это когда читатель, слушатель, зритель видит и слышит случившееся событие глазами репортера. Автор сам непосредственный участник события, приобщает к нему всех читателей, слушателей и зрителей.
Виды репортажа: событийный - событие передается хронологически ( также различают до событийный и после событийные репортажи), тематический - событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии и постановочный - ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события.
В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность - то сухим и неинтересным.
Аналитические жанры журналистики
Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе. Индукция, или анализ это когда какая-то проблема рассматривается путем разложения на части, от общего - к частному. Дедукция, или синтез - это когда сначала рассматриваются части проблемы по отдельности, а затем в общем плане.
По сравнению с информационными жанрами , аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений.
К аналитическим жанрам относятся: статья, корреспонденция, обзор, рецензия.
Статья - это локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной ситуации. Масштабные выводы предваряются характеристикой фактических данных и ситуаций, рассмотренных в совокупности. Факты в статье играют иллюстративную роль, в статье важны проблема и явление. В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, используются все виды текстов: повествование, описание и размышление. Виды статей:
1. Передовая - в ней основа директивность;
2. Пропагандистская - важным методом в ней является пропаганда;
3. Научная и научно-популярная статья;
4. Проблемная, требующая от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости.
По данным Ворошилова В. В., "К особому подвиду статьи можно отнести публицистический комментарий, позволяющий оперативно откликнуться на различные события, прокомментировать и оценить их".
Корреспонденция - отображение "кусочка жизни", жанр, построенный на конкретном материале, в котором в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. В корреспонденции в отличие от статьи применяется метод дедукции - синтеза, то есть проблема решается от частного к общему.
Виды корреспонденции:
1. Информационная. Она отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы.
2. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Она критического плана.
3. Постановочная корреспонденция - такой вид отражает злободневную , актуальную ситуацию на основе анализа и синтеза фатов.
4. Корреспонденция - раздумье. Журналист совместно с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает , оценивает целый ряд фактов. Если в статье структура произвольная, то в корреспонденции - специфичная. Она имеет: рубрику, заголовок, головные строки, зачин, основную часть и концовку. По рубрике можно определить характер корреспонденции. Зачины разных видов этого жанра бывают разными: сюжетный, информационный, проблемный. Концовки тоже отличаются характерными чертами.
Рецензия - жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов и даже бытовых ситуаций. Рецензию также определяют как критику "отраженной действительности".
Рецензент обычно оперирует вторичными фактами. Также в рецензии присутствует фактоидный материал и тезисы. Адресатами, к которым обращается рецензент являются реципиент, то есть читатель, слушатель и зритель, а также автор оцениваемого или критикуемого произведения. Из этого вытекают непосредственные задачи рецензии - это воспитательная и эстетическая. Характерная черта рецензии - позиция рецензента - современность. При рецензии могут поэтому решаться и ретроспективные задачи.
Виды рецензии:
1. Литературная.
2. Научная.
3. Театральная.
4. Кино рецензия и т. д.
Обозрение или обзор - жанр, знакомящий аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария. Иначе обозрение можно назвать "панорамой событий".
Виды обозрений:
1. Внутренние - о событиях жизни внутри страны.
2. Международные - о международной жизни; различают по времени: ежедневные, еженедельные, месячные, годичные, также бывают: информационные, проблемные.
По тематике:
1. Политические,
2. Экономические,
3. Спортивные,
4. Сельскохозяйственные,
5. Культурные и т. д.
Особым подвидом обозрения являются обзор печати и обзор писем.
Аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали занимать основную нишу журналистских выступлений в информационно пространстве. Появились газеты, в которых присутствуют в основном только аналитические жанры, это такие, как: "Панорама", "Деловая неделя" и другие.