Смекни!
smekni.com

Библиотечные объединения (стр. 2 из 6)

Показательны в этом отношении методические конференции, на которых достаточно четко сформулировано официальное мнение и принятые конкретные резолюции: "обсуждение вопросов организационного политпросветовского характера не должно входить в работу бибобъединений... Вопросы... политподготовки... должны выпасть из сферы работы бибобъединения... Библиотечные объединения - это орган переподготовки по методической линии... Бибобъединения есть орган методбюро ОНО".[7].

Эта резолюция не имела директивной силы, но она говорит о намерении Главполитпросвета свести функции объединений к чисто методическим.

Окончательно методическая направленность деятельности объединений была закреплена в "Инструкции о работе библиотечных совещаний". Эта инструкция, во-первых, изменила само название объединений, заменив его на "библиотечные совещания". Во вторых, что более важно - четко определило сущность и функции бибсовещаний: "Библиотечное совещание является одной из форм организации методической работы библиотек и систематического повышения квалификации библиотекарей. В его задачи входит: а) проработка методических вопросов библиотечного дела; б) поднятие квалификации бибработников путем разрешения актуальных вопросов библиотечного дела; в) организация плановой помощи городских библиотекарей деревенским".

Выборный президиум как руководящий орган упразднялся.

Таким образом, библиотечные объединения перестали быть профессиональной общественной организацией, окончательно трансформировались в методический орган. Несколько выводов в заключении.

Созданные 20 - е годы библиотечные объединения стремились к профессиональной консолидации и содействовали развитию библиотечного дела в стране. Однако деятельность объединений по защите экономических и юридических прав библиотекарей, попытки улучшить условия их работы и быта встречали противодействие со стороны профсоюзов. Уполномоченные решать некоторые организационно-административные вопрорсы, бибобъединения фактически были лишены самостоятельного статуса и официальных полномочий. Наибольшего успеха они достигли в профессиональном просвещении библиотекарей. Предложенная объединениями децентрализованная система повышения квалификации имела следующие черты:

-повсеместность;

-всеобщий охват;

-непрерывность.

Основной причиной, которая затруднила дальнейшее развитие библиотечных объединений как общественных, профессиональных организаций (точнее - сделало это невозможным) и привела к их трансформации в методические органы, на наш взгляд, является строгая регламентация их деятельности, контроль со стороны органов управления библиотечным делом. Требование унификации форм, методов работы, организационных структур и планов сковывала творческую активность, инициативу библиотекарей. В построении и руководстве работой объединений фактически отсутствовали демократические начала. Объединения не имели самостоятельного статуса, юридических прав и материальной база для реализации задач по управлению библиотечным делом. Недостаточно четко была определена функциональная направленность деятельности библиотечных объединений, что влекло за собой дублирование ими отдельных функций органов политпросвета и профсоюзов.

3. История возникновения и деятельность Общества библиотековедения.

В 1899 году в Петербурге возникло Русское библиологическое общество.

Оно поставило своей задачей содействовать теоретической выработке и практическому применению мер "для облегчения обозрения всех родов литературных произведений", а так же изучение книжного дела "в его прошлом и настоящем". В уставе общества, утвержденном Министерством Внутренних дел и Главным управлением по делам печати, отмечалось, что деятельность общества состоит в устройстве собраний для выслушивания докладов по специальностям Общества, в издании трудов, "имеющих отношение к библиологии" и своего печатного органа, а так же в устройстве публичных чтений. Кроме того, объявлено, что по мере развития средств Общества "учреждает конкурсы, с объявлением и присуждением премий", устраивает съезды, временные и постоянные выставки.

В 1902 году в Обществе была выделена секция библиотековедения. Ее председателем был избран Эдуард Александрович Вольтер, который неизменно находился на этом посту. Секретарем был избран П. М. Богданов. Одновременно организованы секции книговедения, историко-литературная, историко-географическая, историческая, археологическая, филологическая.

Первое собрание секции библиотековедения состоялась 13 ноября 1903 года. В нее вошли члены Общества, а так же представители многих библиотек. Число постоянных членов секции вскоре превысило 40 человек. В печати было дано объявление о свободном доступе всех желающих в состав секции.

Активные участники этой секции и стали в последствии создателями самостоятельного общества библиотековедения. Но уже в период работы секции они многое сделали для объединения библиотечной общественности.

Так, члены секции подготовили обстоятельные доклады о правовом положении русских общественных и народных библиотек, об отдельных вопросах технологии (регистрация произведений русской печати, хранение периодических изданий, устройство каталогов, система классификации, опыт зарубежных библиотек и т.д.).

Большой общественный резонанс имела знаменитая записка о нуждах русского библиотечного дела. В феврале 1905 года секция посчитала своим долгом, как представительницы интересов библиотечного дела, высказать открыто свое мнение о препятствиях на пути развития библиотек.

Секция отвергла предложение включиться в деятельность государственной комиссии по вопросам русского просвещения, ибо, на ее взгляд, будущее библиотечного дела должно зависеть в первую очередь от общественного движения. В мае 1905 года записка была подготовлена, напечатана "с дозволения цензуры" и разослана в редакции газет и журналов, в местные общественные библиотеки.

В этой записке подробно освещалось бесправное положение русского библиотечного дела, анализировались степень закономерности регулировавших его административных распоряжений. Секция выразила твердое убеждение в безусловной необходимости отмены всех законоположений и распоряжений, стесняющих библиотечное дело. Она потребовала также установить явочный порядок открытия библиотек и "водворить" свободу печати. Воплощению в жизнь идей записки 1905 года помешал спад революционной ситуации. Кроме того, сама секция не чувствовала себя достаточно свободной в рамках Библиологического Общества. Идея создания нового Общества назрела.

Самостоятельное общество библиотековедения было создано на учредительном собрании 5 ноября 1907 года в помещении библиотеки Академии художеств в Петербурге. В этом собрании приняли участие 31 человек. 18 марта 1908 года Общество было зарегистрировано. Своей целью оно поставило содействие усовершенствованию библиотечного дела в России.

Проект Устава Общества библиотековедения составил Антон Антонович Гинкен - один из членов секции библиотековедения. Проект был разослан библиотекарям, с приглашением принять участие в создании Общества.

Устав нового Общества определял способы его деятельности, порядок вступления и выбытия членов, размер членских взносов, возможность открытия филиалов. Обществу предоставлялось право иметь собственность, ходатайствовать перед правительством о пересмотре законоположений "по библиотечной части", назначать своим членам и другим лицам денежные премии и другие награды, и спрашивать для них таковые для правительства. Высшим органом общества объявлялась общее собрание его членов, которое тайным голосованием большинством голосов избирало исполнительный орган - совет сроком на два года. В состав совета включались председатель, его заместитель, секретарь, казначей и два члена. Желающие вступить в члены Общества должны были заявить об этом письменно и представить рекомендации не менее двух членов Общества. В состав Общества они избирались тайным голосованием собрания. Число членов Общества быстро росло и в 1916 году насчитывало уже 237 человек.

Общество ставило перед собой три основные задачи:

- знакомство с современным положением дел в русских библиотеках;

- изучение библиотековедения на основе русских библиотек и на основании западноевропейской практики;

- выработка наиболее целесообразных для русских библиотек всех типов и способов деятельности.

Решено было нормализовать организацию библиотечного дела в народных библиотек. С этой целью осенью 1908 года в 3075 библиотеки были разосланы опросные листы, которые дали богатый материал для дальнейшей работы. Эта новаторская для того времени акция была субсидирована одним из основателей общества М. Я. Виллие. Комиссия, проанализировавшая анкеты, выработала "Нормальный план внутренней организации" этих библиотек, уделив особое внимание системе выдачи книг и библиотечной отчетности.

Второй важнейшей проблемой был признан анализ кадрового состава библиотечных работников. В докладе, подготовленном К. И. Рубинским, было признано "полное почти отсутствие в с среде русских библиотекарей людей, хорошо осведомленных в порученном им деле". Причинами такого положения названы "полное игнорирование у нас вопроса о подготовке библиотечных служащих" и "в высшей степени тяжелое материальные условия этой службы".

Особое внимание уделяло Общество учреждению своей специальной библиотеки. Фонд ее был собран из пожертвований.