Смекни!
smekni.com

Дуплексные изображения в Photoshop: взгляд технолога (стр. 3 из 3)

По одному из этих изображений сразу можно заметить, как минимум, две допущенные ошибки, которых следует опасаться каждому дизайнеру. Попробуем и мы разобраться с ними.

Ошибка №1. Использование линейной (исходной) градационной кривой.

Линейная градационная кривая подразумевает, что какие-либо воздействия на исходное изображение не проводятся. Возможно, если изображение и было ранее сбалансировано с точки зрения соотношения светов-полутонов-теней, то для него не требуется коррекция и при переходе в Duotone. Это особенно актуально для Monotone - изображений, состоящих из одной краски. Однако достаточно часто дизайнеры не используют градационную кривую по причине банальной "боязни" что-либо испортить, или, как это не прискорбно - по причине полного отсутствия знаний об этой, весьма полезной возможности Photoshop. Здесь важно прислушаться к здравому смыслу и использовать градационные кривые лишь в том случае, если это необходимо для Вашей работы. Но ни в коем случае не "бояться" их применения в случае необходимости.

Ошибка №2. Использование для Duotone нескольких различных красок с исходными (линейными) или одинаковыми градационными кривыми.

Эта ошибка часто является прямым следствием первой, и приводит к тому, что даже при использовании более двух красок - например, трех или четырех, фактически, тональный диапазон изображения при этом не увеличивается. Всего, чего достиг дизайнер в случае первого изображения (вверху) - это добавил легкий рыжеватый оттенок сразу по всем градациям сюжета. Этот же результат с успехом мог быть достигнут и при печати всего в одну краску. Для этого было бы достаточно просто изменить в печати рецептуру используемой черной краски, добавив в нее некоторое количество необходимого нам коричневого красителя (В нашем случае - Pantone DS 21-1C). Выборочность - использование разных красок для разных по градациям участков изображения - это то, что обеспечивают нам градационные кривые. Во втором примере (внизу), к исходному черно-белому изображению были применены две разные кривые. При этом в светах кривыми предусмотрено наличие более светлой краски, которая служит "заполнителем" и определяет общую тональность изображения, а в тенях, уже черной краской прорабатывается "скелет" изображения. Соответствующие кривые, примененные к каждой версии красок наших дуплексных изображений, вместе с результатами их воздействия показаны на рисунке.

Duotone и CMS

При экранном отображении документов Duotone, Photoshop так же, как и для CMYK/Grayscale изображений, проводит экранную имитацию процесса растискивания, возникающего в печати. Растискивание, как известно, процесс неизбежный, который возникает при печати и проявляется как увеличение размеров растровых точек относительно их номинальных размеров. Вследствие этого, изображение после растискивания выглядит более темным, от чего особенно страдают его полутоновые области. Современные графические редакторы позволяют пользователю "предсказывать" ожидаемый уровень затемнения изображения в печати, и позволяют задавать необходимый уровень растискивания печати в опциях Dot Gain целого ряда окон, в меню настроек цвета (Color Settings). Это позволяет дизайнеру увидеть на экране результат печати с учетом растискивания, и, в случае необходимости, произвести осветление изображения еще на стадии допечатной подготовки. Обычно это требуется при слишком сильном растискивании, характерном для немелованных и газетных бумаг.

Это - теория. На практике, все это многообразие настроек может несколько запутать пользователя. В среде современных версий Photoshop возможно задание различного уровня растискивания в отдельности для CMYK и Grayscale - изображений, а также для изображений, содержащих каналы с дополнительными (плашечными) цветами (Spot colors). Как нетрудно догадаться, при экранном отображении документов в цветовых моделях Duotone, Photoshop корректирует их экранный вид в соответствии с уровнем растискивания печати, установленном для spot - цветов. С этим связана небольшая путаница: поскольку Duotone - изображения преобразовываются из исходных Grayscale - картинок, то в случае указания сильно отличающихся значений растискивания для grayscale и для spot - цветов, возможно достаточно сильное изменение изображения на экране при переходе из Grayscale в Duotone и обратно, что может несколько дезориентировать пользователя. Поэтому, до работы с Duotone, по возможности, следует указать равное значение предполагаемого растискивания печати в полях Dot gain окна Color Settings для Grayscale-изображений и для Spot - цветов. Ориентировочное значение растискивания может сильно варьироваться в зависимости от условий печати, и обычно находится в пределах от 15-18 до 25-30 процентов.

Назначение углов наклона растров

Теперь - немного о технологии печати и о растрировании. Читатель, вероятно, знаком с понятием углов наклона растра. Казалось бы, при чем тут дуплексные изображения, и как эти технологические тонкости, которые, на первый взгляд, вовсе не должны волновать простого дизайнера, связаны с тематикой нашей статьи? Дело в том, что при традиционном четырехцветном синтезе, для растровых элементов каждой из красок используется свой угол наклона растра (естественно, в случае использования АМ - растрирования; при использовании FM - растрирования эта проблема отпадет, но добавятся другие; обсуждение их выходит за рамки этой статьи, поэтому сейчас этого мы не будем касаться). Например, это могут быть углы в 15, 75, 0 и 45 градусов соответственно для Cyan, Magenta, Yellow и Black.

Проблемы начнутся при добавлении пятой или последующих красок - дело в том, что для них "не остается" свободного угла наклона растра, так как их одновременно может быть всего четыре. Соответственно, если использовать для пятой краски один из углов наклона растра, который уже был применен для любой триадной краски, возникнет неизбежный муар при их наложении одна на другую. Поэтому, в сложных работах, в которых дуплексные изображения с заказными красками используются наряду с триадными красками, равно как и в работах, красочность которых превышает 4, часто возникает дилемма - какой же угол наклона растра следует выбрать среди четырех доступных, во избежание возникновения муара. В этом случае, для дуплексного изображения необходимо выбрать угол наклона растра той краски, с которой в изображении не происходит его непосредственного наложения. Это наверняка позволит избежать возникновения муара на стадии печати.

В двухцветных работах проблема выбора углов наклона растра уже не стоит так остро. Но это не значит, что для использованных двух красок в качестве углов наклона растра можно использовать любые значения. Здесь следует действовать обдуманно, и стараться назначать для более темных красок (близких к черной) угол наклона растра, традиционно используемый для черной краски - то есть, 45 градусов), для других красок - углы, использующиеся для Cyan или Magenta (например, 15 и 75 градусов соответственно). В большинстве случаев ни для одной краски не следует использовать угол наклона растра, применяющийся для печати желтой краской (0 градусов), так как в случае, если использованная вами в дуплексной работе краска окажется сравнительно "плотной" (например, значительно более темной, чем желтая) то это приведет к возникновению характерных периодических "узоров", похожих на муар. Это связано с оптическим восприятием изображений, размещенных к наблюдателю под углом в 0 градусов, и здесь подробно, по причине ограниченности размера публикации, не рассматривается. Единственным исключением является случай, когда вы печатаете Quadrotone и, соответственно, используете 4 базовые краски. В этом случае, будет необходимо назначить угол наклона растра, равный 0 градусов для наименее оптически плотной краски.

Сохранение и экспорт

По окончании наших праведных трудов, необходимо позаботиться о корректном сохранении нашего документа для дальнейшей его печати. Если предполагается печать прямо из Photoshop, то здесь особых трудностей не возникнет. С другой стороны, если потребуется использование другого программного обеспечения - например, программ макетирования страниц, то, скорее всего, потребуется сохранить документы в формате, отличном от *.psd. В этом случае, хорошим выбором будет формат Photoshop EPS DCS 2.0. (который, в отличие от своего предшественника - EPS DCS 1.0, поддерживает дополнительные краски), или Photoshop PDF. Первый будет хорошим решением для сторонников традиционных технологий, например, для репроцентров, использующих пре-сепарированный вывод (печать с предварительным разделением цветного документа на отдельные цветовые плоскости - по одной отдельной черно-белой странице на каждую использованную краску цветного макета). Второй больше подходит для случаев композитной печати, а также для программ макетирования страниц, которые в полной поддерживают импорт PDF. Хорошие результаты также показывает предварительное преобразование Duotone - документа в цветовую модель Multichannel - такие документы, как показывает практика, оказываются более "портируемыми" при их дальнейшем использовании в других программах.

Примечание. Изображения, использованные при подготовке статьи, являются изображениями из коллекций графических клипартов, распространяющихся по условиям лицензии Royalty-Free. В частности, были использованы материалы из фотоколлекций Corel Photo Stock Library, и других.

Статья в сокращенном виде впервые была опубликована в журнале "Publish", в августе (N8) 2004 года. На страницах RUPRINT.RU статья приводится в полном виде.