Смекни!
smekni.com

Научное издание как феномен журнального процесса рубежа ХХ-ХХI веков: взаимосвязь моделеобразующих признаков (стр. 1 из 4)

Харин Николай Васильевич

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Краснодар 2006

Работа выполнена на кафедре теории языка и литературы Армавирского лингвистического университета

1. Общая характеристика работы

Реферируемая диссертационная работа посвящена исследованию взаимодействия составляющих издательского процесса научного произведения «автор-редактор-читатель» в целях определения оптимальных моделеобразующих признаков интерактивной модели «АРЧ», предназначенной для повышения теоретического и практического эффекта от предлагаемой авторской разработки.

Исследование основывается на рассмотрении публикаций научного характера, а круг исследуемых текстов ограничен текстами, относящимися к гуманитарным и социальным наукам.

Авторское творчество – основа научного произведения. Но каждый автор начинал свою научную деятельность с того, что становился читателем, и, в сущности, оставался им навсегда. Трудно представить, чтобы автор научного труда, исследуя какую-то тему, не использовал бы опыт предшественников и современников в интересующем его разделе науки, да и смежных наук. То есть, авторское творчество строится с учетом созданного ранее, и исследование будет тем успешнее, чем полнее будут использованы библиографическая, реферативная и полнотекстовая база данных (БД) по теме, разрабатываемой автором.

Другим фактором, влияющим на эффективность научного произведения, становятся читатели. Чем шире и квалифицированнее читательская аудитория, чем быстрее проявляется интерактивность читателей, т.е. «взгляд со стороны» на исследовательскую работу достигает автора, тем больше возможностей поднять уровень значимости научного произведения.

Необходимым «посредником» между автором и читателем, как и более двух веков назад, когда начиналась российская издательская деятельность и редактирование публикаций, остается редактор, хотя редакторская деятельность, в том числе и возможности литературного редактирования, с появлением электронных устройств значительно видоизменилась. Количественные и качественные изменения, произошедшие в создании и в издании научных произведений, определили необходимость диссертационного исследования.

Актуальность темы диссертационной работы связана с широким вовлечением в систему изучения лингвистики всё нового и нового круга явлений (лингвистических, паралингвистических, полиграфических и др.), что на рубеже XX-XXI вв. вызвано возникновением новых приемов и методов передачи и восприятия информации в современном обществе.

Если в начале ХХ века в России выходило из печати в год около 15 тысяч книг и одной тысячи периодических изданий, то на рубеже ХХ-ХХI веков Российская книжная палата (РКП) в информационном бюллетене «Новые книги России», издаваемом еженедельно, в каждом номере отражает «около 1200 книг и брошюр по всем отраслям науки, техники, культуры и хозяйства». А, к примеру, Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН) выпустил оптические компакт-диски (CD-ROM) с базами данных (БД) по социальным и гуманитарным наукам, которые содержат библиографические описания источников (книг и статей) по всем отраслям социальных и гуманитарных наук, поступившим в фонды библиотеки ИНИОН. Количество таких первичных документов на компакт-диске только за 1996-1998 годы содержит 270 000 записей. Следовательно, можно с уверенностью констатировать невиданный количественный рост научных изданий.

Параллельно с количественным ростом научных изданий формировались и совершенствовались критерии редакторской оценки научной, научно-популярной и справочной литературы. Многие выдвинутые в XIХ веке положения, когда лучшие редакторы рассматривали издание как средство развития читателя, формирования его мировоззрения, стали основой разработанной позже теории литературного редактирования научной литературы.

В диссертационной работе рассмотрены и исторические аспекты изменений в области создания, редактирования и издания научных трудов, и современные возможности использования базы данных (БД) и информационных ресурсов (ИР) опубликованных работ по социальным и гуманитарным наукам.

Объектом диссертационного исследования являются тексты научных публикаций, монографий, учебных пособий и научных изданий из области социальных и гуманитарных наук.

Предмет исследования: взаимодействие автора – редактора – читателя при создании научного произведения с оптимальным использованием лингвистических и паралингвистических средств в семиотически осложненных текстах современных научных изданий.

Цель исследования – осмысление в свете современных филологических представлений авторской и редакторской работы над текстом научного произведения с позиций повышения к ним читательского интереса, а значит, успешного решения задачи увеличения эффективности научных исследований.

Для достижения цели исследования формулируются и решаются следующие задачи:

– отразить динамику взаимодействия звеньев схемы «автор – редактор – читатель» (АРЧ) в свете использования современных информационных ресурсов;

– проанализировать и отразить изменения возможностей подачи и восприятия печатной информации с помощью лингвистических, паралингвистических и электронных средств;

– выделить особую роль искусства шрифта при создании и публикации научного произведения;

– рассмотреть стилистические особенности научного текста в схеме единства авторского творчества, редакторского прочтения и читательского (пользовательского) интереса;

– определить интерактивную модель создания научного произведения, способствующую повышению эффективности использования научных публикаций.

Методологическими основами работы являются результаты:

– анализа научных направлений теоретического и практического аспектов литературного редактирования, как прикладной филологической дисциплины (В.В. Виноградов, Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, К.М. Накорякова, И.Б. Голуб и др.);

– теоретических работ по лингвистике текста и межкультурным коммуникациям (А.А. Реформатский, И.Р. Гальперин, В.Г. Костомаров, Е.Е. Анисимова и др.);

– исследования методологических изданий по типографике и шрифтовой графике Э. Рудера и А. Капра, а также работ по теории и истории шрифта (А.Г. Шицгал, М.В. Большаков, Г.В. Гречихо, С.И. Смирнов, И.И. Птахова и др.).

– анализа научных изданий по информационно-библиотечной деятельности и библиографии (А.И. Ванеев, В.А. Минкина, Л.В. Астахова, М.И. Давыдова, Н.Ю. Соколова, М. Ямпольский и др.)

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что:

– в привычную схему процесса публикации научного исследования «автор – редактор» вводятся новые важные звенья – «читатель (пользователь)» и «информационно-библиографический ресурс»;

– предлагается целостная концепция для научного осмысления функционирования шрифта и паралингвистических средств при создании печатного научного произведения;

– рекомендуется интерактивная модель взаимодействия всех звеньев вышеназванной схемы «автор – редактор – читатель» в целях достижения максимального эффекта опубликованного научного исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: определены оптимальные варианты взаимодействия всех звеньев цепи издания научного произведения, сведенные в модель «АРЧ»; дано определение единых целей авторского творчества и литературного редактирования в процессе создания научного произведения; обоснована значимость влияния читательского (пользовательского) интереса в определении потенциала опубликованного научного исследования.

Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что его общие выводы и частные положения могут быть рекомендованы для использования, как в рамках учебных курсов факультетов журналистики, так и в практической деятельности при редактировании научных изданий. Полученные результаты работы могут послужить основой для дальнейших научных исследований по совершенствованию эффективности схемы «АРЧ» при создании и публикации научных произведений.

Структура диссертации обусловлена характером диссертационного исследования и организована в соответствии с ее целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 230 наименований, и Приложения с 14 иллюстрациями. Общий объем диссертации 169 страниц.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Возможности использования оптимальных вариантов во взаимодействии всех звеньев цепи создания научного произведения (сведенных в схему-модель «АРЧ»), единых целей авторского творчества и литературного редактирования с учетом читательского интереса.

2. Определение отношения понятий «фонема», «графема» и «буква» позволяют описать графическую систему языка. Всесторонний анализ различия языковедческого и типографического подходов к трактовке термина «графема» позволил найти толкование данного понятия для открытия сущности знаковой природы шрифта. Шрифт имеет природу иконического знака, действие которого основано на фактическом подобии означающего и означаемого. Данное утверждение стало возможным благодаря выстраиванию отношений между фонемой, графемой и буквой.

3. Поскольку тропы – это фигуры, которые возникают на стыке двух языков, постольку шрифтовые тропы могут усилить тропы и фигуры словесные. Акцентировать внимание реципиента можно при помощи шрифта, дополняя словесный текст визуальными ассоциациями, используя и семантику цвета. Являясь важным механизмом памяти культуры, шрифт может усилить образное восприятие текста, выполняя коммуникативную функцию, то есть передавая информацию от одного человека к другому. Графемы как знаки письменной речи – словесные знаки, взаимодействуя с буквами определенных шрифтовых гарнитур – визуальными, иконическими знаками, способны создавать резерв возрастания информации.