Смекни!
smekni.com

Миф о "евростандарте". Есть ли в полиграфии универсальный стандарт? (стр. 2 из 3)

Масло в огонь подлила фирма Adobe, снабдив свои программные продукты такими терминами, как Euroscale и все тот же Eurostandard. Euroscale - это профиль цветоделения, на который, по обыкновению, отсутствует какое-либо описание в технической документации. По-видимому, американцы решили за Европу, как она печатает, да еще и забыли ей про это рассказать. А вот использование термина Eurostandard напрямую связано с определением цвета красок. Photoshop, в отличие от многих других программных продуктов, позволяет определить, какие краски имеются в виду. Цвета очень красивые, вот только откуда они взялись, не понятно. Но, тем не менее, теперь мы хотя бы получили подтверждение тому, что "евростандарт" можно использовать в контексте стандарта исключительно на краски. А этого явно недостаточно, чтобы быть стандартом всего процесса печати.

Впрочем, помимо фирмы Adobe, понятия, в основе которых лежит Euro, в своих разработках используют многие компании, тоже не объясняющие, что они под этим подразумевают.

Хотя сравнение и ведется по отношению к некой третьей величине, тем не менее, из приведенных значений очевидно, насколько они разнятся между собой. Какое же из приведенных значений более европейское (или самое стандартизованное)?

В установлении истины в вопросе, что же такое «евростандарт», приняла участие такая уважаемая фирма как Heidelberg, а точнее ее филиал по СНГ. Одно время он активно распространял документ под названием "Стандартные требования к листовой офсетной печати". В отличие от предыдущих, в нем четко указаны плотности красок триады, а также рекомендуемое растискивание при 40% и 80% растре. Приводятся также допустимые отклонения. В общем, то, что и нужно печатнику. К тому же, Heidelberg - крупнейший немецкий производитель печатных машин (а Германия относится к Европе), так что даже ассоциативно все вроде однозначно: что еще нужно для подтверждения чисто европейского происхождения стандарта? Но и тут вышла промашка. При ближайшем рассмотрении оказалось, что все эти нормы - не более, чем рекомендуемые фирмой BASF параметры для красок K+E для трех разновидностей бумаг: мелованной, немелованной и офсетной. А этого мало для "евростандарта". Были и другие рекомендации: от фирм X-Rite и Gretag Macbeth, но на чем они основывались, сказать сложно.

таб. цветовые отличия cielab

Отметим, что ни одну из упомянутых организаций нельзя заподозрить в том, что они пытались умышленно ввести в заблуждение полиграфическую общественность относительно "евростандарта". Быть может, только фирма DuPont особо рьяно проталкивает свой слоган (она до сих пор ассоциирует свои разработки с достижениями всей Европы).

Автор привел на суд читателя несколько источников, в той или иной степени связанных с упоминанием «евростандарта». Возможно, автор разочарует многих, если после всего этого заявит, что «евростандарта» печати никогда не существовало и не существует по сей день. А с учетом мировых тенденций к интеграции, по-видимому, никогда и не будет. Если же приверженцы качественной печати спросят, на что они все это время опирались, просто попросите показать документ об «евростандарте». Автор будет крайне признателен любому, кто это сделает - очень интересно взглянуть на него.

Говоря об отраслевых нормах печати, нельзя обойти стороной труды отечественных ученых. В 1990 г. Госкомпечать СССР утвердил ОСТ 29.66-90 — денситометрические нормы печатания для четырех групп бумаг, — содержащий также допустимые отклонения плотностей плашек по сухому оттиску. Поскольку он, судя по всему, был привязан к краскам торжокского завода, а дальнейшие исследования были прекращены еще в начале 90-х гг. — стать законодателем моды в отрасли ему вряд ли суждено.

SWOP и GRACOL - американские стандарты

В Америке, в отличие от Европы, мы обнаружим сразу два документа, оба из которых в полной мере отвечают сформулированным отличительным признакам к стандартам печати. Это SWOP (Specifications for Web Offset Publications), ведущий свое начало с 1975 г. и претерпевший в 2001 г. девятое издание «for the New Millennium», и GRACOL (General Requirements for Applications in Commercial Offset Lithography) версии 6,0 образца 2002 г.

SWOP начинал с рекомендаций по используемым материалам, изготовлению фотоформ и цветопроб и только с 1986 г. приобрел современный вид, когда в него вошли непосредственно рекомендации по печати. Как следует из самого названия, SWOP — это стандарт для рулонной офсетной печати. Он примечателен тем, что является первым и единственным известным автору полноценным стандартом печати, датированным концом 80-х гг. прошлого века. GRACOL, видимо, был создан по образу и подобию, но уже для нужд листовой высококачественной цветной печати.

В отличие от всего ранее упомянутого, это реально изданные, хорошо оформленные цветные брошюры формата А4, напоминающие толстый журнал. По своей сути, они похожи на «карманные» справочники, или, если хотите, краткие энциклопедии прикладной полиграфии, одинаково полезные как заказчикам, так и дизайнерам и печатникам. Они содержат исчерпывающую информацию для любого, даже неподготовленного человека по всем аспектам технологической цепочки, включают теоретические сведения и практические советы: от допечатной подготовки до финишной обработки. Есть, например, советы, как правильно покупать бумагу. С таким изданием можно хорошо сэкономить на покупке дополнительной профессиональной литературы. А если учесть, что обновленные версии этих стандартов часто переиздаются, появляется еще и отличная возможность быть в курсе последних достижений.

В обоих стандартах для установления качественных характеристик печати используются такие основополагающие параметры как плотность плашек, растискивание, контраст печати и общий лимит красок при заданной линиатуре. Растискивание измеряется при 50% растре, а контраст — при 75%. Приводятся возможные допуски на значения плотности (± 0,1), растискивания (± 3) и контраста (± 5). Естественно, что SWOP рекомендует линиатуру 133 lpi при максимальном лимите краски 300%, GRACOL соответственно 175 lpi — при 320%. У них почти совпадают характеристики «баланса по-серому», всего на 1% отличаясь в полутонах. Рекомендуемое растискивание одинаково для С и М, минимально для Y и максимально для К. Сохраняется единый подход к поддержанию «баланса по-серому», когда растискивание любых двух красок из трех (CMY) не должно отличаться друг от друга более чем на 4% в обоих направлениях от своих эталонных значений.

У этих стандартов есть одно принципиальное отличие. Оно заключается в подходе к определению эталонных плашек. GRACOL использует классический подход, оперируя значениями денситометрических плотностей, в то время как SWOP принципиально не доверяет инструментальному контролю, справедливо полагая, что реальные числовые показания различных приборов могут отличаться друг от друга.

В связи с этим SWOP предлагает использовать эталоннyю шкалу со значениями плотностей (SWOP Hi-Lo Color Reference), которая распространяется отдельно от самого стандарта. Этот эталон цвета представляет собой восемь плашек, соответственно по две на каждый цвет CMYK: минимальная и максимальная интенсивность каждого цвета. Таким образом, одновременно задается как сам цвет, так и возможный интервал его изменения. Денситометр рекомендуется использовать для сравнительной оценки тиражного оттиска и этой шкалы в случае, если по каким-то причинам человеческий глаз подводит.

У SWOP есть еще одна интересная отличительная черта. Начиная с 1999 г. принято решение проводить мониторинг существующих на рынке аналоговых и цифровых цветопроб, осуществлять их сертификацию и рекомендовать к использованию только ее прошедшие.

Следует обратить внимание, что в этих стандартах приводятся денситометрические данные при использовании светофильтров с полосой пропускания так называемого Status T, принятого в Штатах, а также значения абсолютной плотности. В Европе используются приборы с другой полосой пропускания под условным названием Status E. Разница особенно заметна при измерении желтого цвета: значение стандартного желтого в Америке всегда меньше.

Можно было бы продолжить «турне по миру» в поисках стандартов печати и с континентов заглянуть еще и на острова Японии. Но тут автор должен признаться в некомпетентности. Хотя, зная, какого класса в этой стране производят печатные машины, можно предположить, что и в стандартизации они преуспели. Но в данном случае это не так и важно, поскольку даже если в этой стране и существует что-то действительно заслуживающее внимания полиграфистов, эти знания не пропадут и найдут свое отражение в документах, речь о которых пойдет ниже.

Международные организации по стандартизации

Не обязательно углубляться в разные страны, ведь Международная организация по стандартизации — ISO (The International Organization for Standardization) уже много лет разрабатывает нормативные документы для различных отраслей человеческой деятельности с учетом интересов всех стран, состоящих в ней (Россия тоже). Стандартизация организована по областям.

Существует также Европейский комитет стандартизации CEN. Европейские нормы обозначаются буквами EN. Национальные нормы, имеющие противоположное действие, должны быть измены или отменены вовсе. Они проверяются каждые пять лет на предмет их практического значения и необходимости пересмотра. При издании окончательного варианта международного стандарта большое значение придается широкому одобрению проекта специалистами различных стран-участниц. Перед окончательной публикацией проект проходит четыре тура голосований. При этом необходимо одобрение трех четвертей участников. Поэтому принятый документ является поистине интернациональным не только с точки зрения принимавших участие в его разработке специалистов, но и с учетом интересов и национальных особенностей стран-участниц.