Смекни!
smekni.com

Общественный протест как информационный повод для газетных и сетевых публикаций (стр. 8 из 12)

Но вот в следующем материале Ю. Филь, опубликованном под заголовком «Не договорились», компромисс так и не был достигнут. В знаменательный день «подписания мирного договора» ни долгожданный мэр, ни вице-мэр на встречу не явились. Вместо них заключать «мирное соглашение» прибыл Анатолий Мартынов. Автор публикации сообщает, что «в ходе переговоров возник раскол даже между самими членами Протестного комитета. Кое-кто согласился с доводами администрации о целесообразности проведения «цивилизованных» переговоров - за закрытыми дверями мэрии. Но большинство высказалось за продолжение акции до 1 августа текущего года».

О разделении комитета на два лагеря в №132-133 «Ставропольской правды» прошел материал под заголовком «Двойной» протест». В данной публикации говорится о том, что в ходе учредительной конференции было принято решение о создании общественного движения «Протестный комитет», проведены выборы правления и утвержден Устав. По сведениям, полученным от председателя правления Ивана Должикова, была создана общественная приемная и комиссия из трех человек для работы с администрацией по спорным вопросам. Инициативная группа пикетчиков не была допущена к конференции, поэтому на ней не были отражены мнение все протестантов. Как следствие, возник еще один «протестный комитет».

Своеобразным ответом на «Крепостной скандал» стали многочисленные акции протеста жителей Пятигорска против застройки Комсомольского парка. Но если роль в освещении незаконного строительства в городе Ставрополе по большей части взяли на себя печатные СМИ, то проблемы пятигорчан наиболее полно раскрываются в сетевых изданиях.

Публикации о Комсомольском парке, точнее о действиях разворачивающихся вокруг него, берут свое начало с материала, помещенного в издании «Кавказский узел» 13.06.06 г. под заголовком «Митинг в Пятигорске перерос в массовые беспорядки». В нем сообщается, что в Комсомольском парке, у Мемориала участникам Великой Отечественной войны состоялся санкционированный митинг против строительства объектов на территории этого парка. Далее приводятся слова представителя УВД: "После окончания акции протеста возмущенные люди, большинство из которых - мужчины, но были и женщины, пришли к территории, где началось строительство, и начали крушить металлические ограждения. Они повалили все заборы, которыми были огорожены участки". Так же в публикации указывается, что подобный митинг уже проводился 3 мая. Люди писали обращение с просьбой прекратить застройки на имя депутата Госдумы России от Кавминводского округа Ставропольского края Владимира Катренко. Однако строительство домов не прекратилось. Помимо застройки Комсомольского парка, люди выражали недовольство застройкой на горе Машук. Ни оценочной лексики, ни прямой оценки деятельности митингующих в тексте не встречается.

Информация о следующей акции протеста появляется 19.06.06 г. в том же издании под заголовком «В Ставропольском крае жители Пятигорска перекрыли федеральную трассу». В материале говорится о том, что в «около 300 жителей Пятигорска перекрыли федеральную трассу "Кавказ", выражая свое несогласие с застройкой городского "Комсомольского парка". Люди требуют от сотрудников милиции, которые прибыли на место в целях обеспечения порядка, пригласить к ним для переговоров руководство администрации Пятигорска».

Разъяснения о ходе событий 19 июня даются корреспондентом «Кавказского узла» С. Бирюковой в публикации вышедшей 23.06.06 г. под заголовком «Жители Пятигорска добились приостановления застройки Комсомольского парка». Как сообщает журналистка, «итогом протестных выступлений жителей Пятигорска (Ставропольский край) по поводу застройки города стало создание комиссии городской думы по контролю за застройкой города-курорта. Переросшее в сорока минутное перекрытие движения на центральной трассе города проспекта Калинина, вынудило исполняющего обязанности мэра города Павла Минеева пойти на переговоры с пикетчиками».

В тексте не случайно курсивом выделено слово «вынудило», в данном случае автором используется оценочная лексика, что крайне редко встречается в материалах сетевого издания.

С этой же информацией прошло сообщение ИА REGNUM под заголовком «Строительство в парке Пятигорска приостановлено под давлением пикетчиков (Ставрополье)». Согласно сведениям материала, и.о. главы местной администрации, Павел Минеев, «заявил пикетчикам, что городские власти готовы выслушать людей и принять совместное решение. Вскоре после этого митинг был прекращен, и силами милиции люди были отправлены по домам». Но самой важной в этом сообщении является следующая информация: «Решением администрации города-курорта Пятигорска (Ставропольский край) на 10 дней приостановлены строительные работы в Комсомольском парке города. Об этом на встрече с протестным комитетом города-курорта сообщил Павел Минеев».

20.06.06 г. информационное агентство в материале под заголовком «Пикетчики против застройки парка в Пятигорске требуют референдума и расследования прокуратуры (Ставрополье)» сообщило о проведении четвертого митинга против застройки парковой зоны. Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM руководитель протестного комитета, секретарь горкома партии КПРФ Пятигорска Галина Сушко, митинг, как и прежде, организован городским отделением партии КПРФ.

Информация об акциях протеста пятигорчан также встречается в сетевом издании «Кавказский узел» 3 сентября и 4 декабря 2006 года, что свидетельствует о фактическом поражении в борьбе за прекращение строительства в «Комсомольском парке».

Протест жителей Ставрополя и Пятигорска против незаконного строительства, безусловно, потерпел фиаско, но, судя по тому, что публикации на тему общественного протеста до сих пор появляются в печатных и сетевых изданиях, можно сказать, что народ продолжает надеяться на диалог с властью, на то, что чиновники их все-таки услышат.

В ходе исследования было выявлено, что наиболее популярными формами протестного поведения граждан являются митинги и пикеты. Крайне редко жители края прибегают к экстремальным методам, таким как перекрытие дорог и голодовки. Иногда в текстах выступления граждан обозначены обобщенно, как акции протеста.

В процессе анализа материалов был обнаружен случай некомпетентности журналиста. В публикации «Несанкционированный националистический митинг прошел в Ставрополе» (ИА REGNUM 04.11.2006 г.) вначале автор материала называет акцию протеста националистов митингом, затем именует ее шествием.

На основе анализируемых публикаций, правомерно сделать вывод, что изучаемые в работе издания сильно разнятся в освещении протестного поведения граждан.

Так в газете «Вечерний Ставрополь» происходит фильтрация информационного потока, с «повестки дня» снимается любое проявление протеста в сторону органов местного самоуправления, что говорит о тенденциозности данного издания.

Хотя «Ставропольская правда» не проявляет столь явной избирательности в подаче информации, предоставляя читателю различные мнения и оценки событий, но все-таки нельзя сказать о полной беспристрастности этой газеты.

В отличие от предыдущих изданий, журналисты «Открытой газеты» на страницах издания выражают полную солидарность с протестующими и всячески способствуют воздействию общественности на представителей власти.

Что касается сетевых СМИ, то надо сказать, что материалы в них носят новостной характер, оценка протестного поведения граждан в текстах встречается очень редко.

2.2. Общественный протест как причина для диалога разных уровней власти в СМИ

За изученный период на страницах краевых газет и в публикациях сетевых изданий прозвучало немало критических выступлений в адрес органов власти.

Одни из них получили ответную реакцию чиновников, а другие же так и остались без ответа. Стоит отметить, что порой, отклик на критику носит весьма затяжной характер.

Так, например, 17.11.05 г. в «Ставропольской правде» была опубликована статья под заголовком «Операция Ы» или Все на продажу». Ее автор В. Бурдюгов пишет: «фирмы-хапки... в центре города оттяпали полдвора у школы № 2. Начиналось все с вранья: мол, возводят спортивный зал для школы. И вот ударными темпами 12-этажный дом почти построен». «Нужно очень сильно не любить свой город, чтобы идти на поводу у пришлых строительных фирм и их заказчиков. И нельзя сказать, что народ молчит. Люди протестуют. Выходят на пикетирование… но кто их слышит?», - этим риторическим вопросом В. Бурдюгов завершает свой материал. Очевидно, что вопрос адресован городской администрации. В унисон с недовольными жителями звучат слова автора, что ему, «коренному ставропольчанину, не по душе нынешняя архитектурно-планировочная вакханалия».

Комментарий к этой публикации появился в №13 «Ставропольской правды», вышедшем 19 января, под заголовком «Участки изъяли не даром». В данной ситуации нельзя сказать, что ответ не заставил себя ждать.

Разъяснение дает В. Еличеев, заместитель главы администрации города Ставрополя, директор комитета градостроительства В публикации говорится следующее: «Работать в условиях реконструкции было всегда трудно, а сейчас - особенно, потому что многие земельные участки перешли в частную собственность. Любое новое строительство, намечаемое в городе, обязательно проходит несколько этапов подготовки, в том числе выбор площадки для проектирования, согласование участка со всеми городскими инженерно-эксплуатационными и контролирующими службами. Проект застройки защищается на городском градостроительном совете, проходит экспертизу, и только после этого готовятся разрешительные документы. В статье, опубликованной в газете, поднимается вопрос об отторжении части школьных участков для строительства жилых домов. По существу вопроса сообщаем, что в данных случаях решение об изъятии части территории принималось на основании соглашения между министерством образования СК, дирекцией МОУ СОШ № 1 и № 2 и фирмами-застройщиками (ООО СК «Вариант» и «Эвелин»). Этими соглашениями определялась компенсация за изъятие участка - строительство за счет застройщиков спортивно-оздоровительных комплексов для школьников. Обязательства, определенные в соглашениях, выполнены фирмами-застройщиками в полном объеме».