Пути самоактуализации
В последней книге Маслоу "Дальние достижения человеческой природы" описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации. Это нельзя назвать образцом логически ясного мышления, но это – кульминация размышления Маслоу о самоактуализации.
1. "Прежде всего, самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием". Обычно мы сравнительно мало сознаем, что происходит в нас и вокруг нас (например, при необходимости получить свидетельские показания об определенном событии большинство версий расходится). Однако у нас бывают моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса, и эти моменты Маслоу называет самоактуализирующими.
2. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу роста. Нам часто приходится выбирать между ростом и безопасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет свои позитивные и негативные аспекты. Выбирать безопасное – значит оставаться при навес гном и знакомом, но рисковать стать устарелым и смешным. Выбирать рост – значит открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизвестном.
3. Актуализироваться – значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под самостью же Маслоу понимает сердцевину, или эссенциальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, самоактуализация – это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.
"Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешь прислушиваться к себе, к собственной caмости, в каждый момент жизни".
4. Честность и принятие ответственности за свои действия – существенные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других. Каждый раз, когда мы ищем ответы внутри, мы соприкасаемся со своей внутренней самостью.
5. Первые пять шагов помогают развить способность "лучшего жизненного выбора". Мы учимся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу полагает, что это ведет к лучшим выборах того, что конституционно правильно для каждого индивидуума. – выборам в искусстве, музыке, пище, как и в серьезных проблемах жизни, таких как брак или профессия.
6. Самоактуализация – это также постоянный процесс развития своих потенциальностей. Это означает использование своих способностей и разума и "работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать". Большой талант или разумность – не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть, со средним талантом, сделали невероятно много.
Самоактуализация – это не "вещь", которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.
7. "Пик-переживания" – переходные моменты самоактуализации". Мы более целостны, более интегрированы, больше сознаем себя и мир в моменты "пика" В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более способны конструктивно использован нашу энергию.
8. Дальнейший шаг самоактуализации – это обнаружение своих "защит" и работа отказа от них. Нам нужно лучше сознавать, как мы искажаем образ себя и образы внешнего мира посредством репрессий, проекций и других механизмов защиты.
Креативность
Креативность – универсальная характеристика всех самоактуализирующихся людей. У каждого из моих испытуемых я обнаруживал ту или иную форму креативности, которую можно назвать оригинальностью, изобретательностью или творческой жилкой. Креативность самоактуализирующихся людей имеет ряд специфических особенностей. В полной мере оценить все своеобразие творческих способностей этих людей можно только в контексте других их особенностей, о которых речь пойдет ниже. Креативность этих людей – это не креативность Моцарта, это не гениальность, не специфический дар. Гениальность практически не связана с личностными качествами гения, она непостижима. Глядя на гения, нам остается только констатировать, что он наделен гениальностью, что она свойственна ему от рождения. Способности такого качества не нуждаются в поддержке психического здоровья, и потому мы не станем их рассматривать. Креативность самоактуализирующегося человека сродни креативности ребенка, еще не испорченного влиянием культуры. Креативность – фундаментальнейшая характеристика человеческой природы, это возможность, данная каждому человеку от рождения. По мере социализации большинство из нас утрачивает способность к невинному и наивному восприятию жизни, очень немногие люди выносят ее из детства или, уже повзрослев, вновь обретают ее. Сантаяна называл эту способность "вторичной наивностью".
Креативность не ищет себе подтверждений, она не обязательно проявляется в музицировании, стихосложении или занятиях живописью. Это скорее особый способ мировосприятия, особый способ взаимодействия с реальностью. Креативность помогает здоровой личности выразить себя вовне, ее следы можно обнаружить в любой деятельности самоактуализирующегося человека, даже в самой обыденной, в самой далекой от творчества в обычном понимании этого слова. Чем бы ни занимался креативный человек, что бы он ни делал, во все он привносит присущее только ему отношение к происходящему, каждый его акт становится актом творчества. В этом смысле звания творца может заслужить любой самоактуализирующийся сапожник, портной или кондитер. Даже отдельный акт зрительного восприятия, акт видения может быть креативным.
Я выделил креативность в отдельную характеристику только в демонстрационных целях, понимая, что она неотделима от прочих характеристик самоактуализирующегося человека. Очень может статься, что креативность в данном случае – лишь одно из проявлений или одно из следствий особой эффективности восприятия, о которой мы говорили выше. Мы вправе сказать, что самоактуализирующиеся люди отличаются более точным и правдивым видением мира и именно потому они креативны.
Часть 2. Принципы самоактуализации и творчество журналиста.
Журналистское творчество и самоактуализация Маслоу.
Журналистское творчество подразумевает под собой бесконечный процесс самоактуализации журналиста. Журналистика, как и любой другой креативный вид деятельности связан с личностным и профессиональным ростом, углублением знаний, совершенствованием навыков. Всякий раз, начиная разработку новой темы, журналист принимает вызов неизвестных факторов, которые будут препятствовать его работе. В этой повседневной реальности реализуются принципы достижения самоактуализации – постоянный выбор между борьбой или бегством от проблемы, вхождение в самую суть темы. Кроме того, что уж таить, большинство известных профессионалов журналистики уже давно не разделяют свою жизнь и свою работу, которая из тяжелого труда стала для них отдыхом. По Маслоу именно такой подход к труду, к делу характеризует самоактуализирующихся, а следовательно и креативных людей. В связи с этим, нельзя проигнорировать параллель между путями достижения самоактуализации по Маслоу и путями становления профессиональности журналиста. Рассмотрим их по порядку:
«Самоактуализация - это переживание, сопереживание». Можно долго спорить о том, должен ли журналист полностью погружаться в проблему, растворяясь в собственной эмпатии, однако, нет никаких сомнений в том, что проявление эмпатии – одно из необходимых качеств журналистской работы. Об этом мы можем прочитать в любом пособии по технике журналистского творчества. В частности, госпожа Калинина в своей работе «Основы журналисткой деятельности» пишет: « Только проявляя свою эмпатию журналист может добиться необходимых результатов во время интервью. Невольное или специально вызванное сопереживание – залог установления контакта между Вами и интервьюированным. Поддерживая собеседника, вы облегчаете ему труд рассказчика, демонстрируете свое уважение и заинтересованность, что крайне важно, особенно при общении с замкнутыми, не уверенными в себе людьми».
Продолжая проводить аналогию с теорией Маслоу, мы должны обратить внимание, как созвучны необходимость постоянного выбора для самоактуализации и для журналистики. Работа журналиста – это постоянный выбор, поиск компромиссов, или борьба. Идя против своих страхов, защитных механизмов психики, против смущения и зажатости – журналист не только восходит на новую ступень самоактуализации, но и повышает свой. Специфика журналисткой работы решает за журналиста выбор между прогрессом и регрессом в пользу первого. Нельзя игнорировать и чисто технический аспект журналистского творчества, и связанную с ним постоянную проблему выбора эстетического, морального, логического. В какой последовательности представить факты? Какую из двух идей выбрать? Стоит ли раскрывать тот или иной факт, или безопаснее промолчать о нем?