Смекни!
smekni.com

Публицистика как особый вид творческой деятельности (стр. 2 из 2)

Публицистика - одна из форм познания действительности, опирающаяся на социальную практику человека, поэтому ее фундаментальной функцией является когнитивная функция. Публицистическое познание факта - это его социальное открытие, интерпретация в системе социальных ценностей. Так, например, если ученый в результате проделанных операций даст точное знание о составе воды (вода - это H2O), а художник сравнит звук ручья с голосом девушки, то публицист скорее всего поставит проблему дефицита экологически чистой воды и ее роли в жизни человека и попытается наметить пути ее решения.

К фундаментальным функциям публицистики относится также коммуникативно-информационная функция. Публицистика, с императивным словом обращаясь к людям и решая насущные социальные проблемы, выступает в качестве связующего начала людей в обществе. Публицистика создает необходимые социальные условия для взаимопонимания людей. Она целенаправленно создает логически осмысленную и эмоционально выверенную летопись народа, в доступном, выразительном и образном слове сохраняя ее для потомков.

Функциональные особенности публицистики обусловлены стоящими перед ней задачами - гармонизировать жизнь человека в обществе путем формирования социального сознания и стиля жизни, приемлемых в условиях современного, многополюсного общества. Следовательно, к фундаментальным функциям публицистики относится и социально-преобразующая функция. М.Е. Салтыков-Щедрин назвал художественную литературу «очагом общественной мысли», в котором определяется «будущая физиономия общества». Эти слова в равной степени можно отнести и к публицистике, от которой во многом зависит осуществление идеалов и выработка нравственных ценностей общества. Соприкасаясь со всеми сферами жизни человека, публицистика воздействует на процесс совершенствования как общества в целом, так и отдельных его членов. Оперативно реагируя на болевые точки общества или пропагандируя его достижения, она формирует не просто новый строй мыслей и чувств читающей аудитории, а целостную гражданскую позицию. Так, например, Чарльз Диккенс, известный английский писатель и публицист, рассказал однажды о побудительных мотивах своего творчества:

«Мною владело серьезное и смиренное желание - и оно не покинет меня никогда - сделать так, чтобы в мире стало больше безобидного веселья и бодрости. Я чувствовал, что мир достоин не только презрения; что в нем стоит жить, и по многим причинам. Я стремился найти, как выразился профессор, зерно добра, которое Творец заронил даже в самые злые души. Стремился показать, что добродетель можно найти и в самых глухих закоулках».

Социально-преобразующая функция публицистики неразрывно связана с ее социально-дидактической и социально-просветительской функциями. Платон утверждал, что «человек - это живая недостаточность, человек нуждается в знании, приходит в отчаяние от незнания». Распространение и углубленное разъяснение обществу каких-либо идей, взглядов и знаний, которыми необходимо руководствоваться в процессе социального взаимодействия, анализ социальных фактов - неотъемлемая задача публицистики. Одним из первых русских просветителей, пользовавшихся публицистическим методом распространения знаний, был, как известно, Максим Грек (1480 - 1556) - монах греческого происхождения, который в своих сочинениях рассказывал русичам о достижениях других европейских народов.

Однако публицистика не столько рассказывает, сколько убеждает (социально- персуазивная функция публицистики), предлагая определенную и ясно выраженную точку зрения). Как говорил Демосфен, «если мне удастся вас убедить, вы будете делать то, что я советую вам». В этом заключается смысл публицистики - убедить читателя в правильности того или иного взгляда, той или иной оценки, в правомерности предложенного подхода к решению той или иной проблемы. Без убеждающей силы публицистика лишается своего важнейшего качества. Безусловно, истоки убедительности публицистики в убежденности самого автора. Как справедливо замечает А. Аграновский, «корень публицистики - убежденность автора... Я верю автору, если чувствую: его волнует то, о чем он пишет» [1, 5].

Оформляя идеологию общества или социальной группы, публицистика реализует идеологическую функцию. Эта функция не всегда принимается исследователями в качестве фундаментальной функции публицистики на том основании, что публицистика, как они полагают, не должна быть идеологизированной. Однако, как показывает практика, публицистика, отстраненная от идеологии, - это миф, поскольку человека и тем более публициста невозможно отторгнуть от системы идей и взглядов, исповедуемых той или иной социальной группой, с которой он себя соотносит (или на которую он работает!). Идеология является отражением в сознании человека особенностей его социального бытия. Формируясь в процессе социальной практики человека, идеология принимает на себя основополагающую функцию в выработке аксиологических критериев и в отыскании способов социального воздействия. Сошлюсь здесь и на авторитет А.П. Короченского, который справедливо утверждает, что «ведущие средства массовой информации в любой стране мира являются трансляторами тех или иных идеологических построений» [3, 75].

В качестве основной функции публицистики следует рассматривать и эстетическую функцию, суть которой состоит не только в проверке публицистического текста законами гармонии (как писал Н. Буало: «Огромна власть у слов, стоящих там, где нужно»), но и в том, что она, по определению У. Эко, «открывает нам что-то неведомое и неиспытанное» [13, 98].

К фундаментальным функциям публицистики я бы отнес и языкотворческую функцию. Публицистика не только с удовольствием пользуется новыми речевыми образцами, утверждая их бытование в обществе, но и сама активно создает их. Нет сомнений в том, что этот процесс нельзя оценить однозначно - как положительный или как отрицательный, поскольку в нем есть и то, и другое. С одной стороны, языковое творчество, помогающее создать образ, обогащает национальный язык, с другой - новые слова, новые значения и новая грамматика расшатывают вековые традиции языка.

Все функции публицистики связаны между собой и в совокупности составляют ее функциональную матрицу. Результатом творческой деятельности публициста является публицистическое произведение, чаще всего принимающее форму вербального текста.

Общество нуждается в публицистическом творчестве, обращенном, может быть, как никакое другое, в будущее, - творчестве, в которое человек, говоря словами Эйнштейна, «перекладывает центр своей духовной жизни».

Таким образом, публицистика - это особый вид творческой словесной деятельности, направленной на решение насущных социальных проблем с целью гармонизации жизни человека в обществе. Публицистика находится в одном ряду с журналистикой, художественной литературой и наукой, закономерно как что-то заимствуя у них, так и что-то отдавая, однако публицистика все же не может «числиться как подразделение», воспользуюсь здесь метафорическим определением В.В. Ученовой, ни «по ведомству художественной литературы», ни по ведомству журналистики [10, 55], хотя и имеет к ним непосредственное отношение. При этом необходимо помнить, что в мире культуры нет абсолютно непроницаемых границ.

Аграновский А. Своего дела мастер. М., 1980.

Кармин А.С. Культурология. СПб., 2004.

Короченский А.П. “Пятая власть”? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов-на-Дону, 2003.

Кронгауз М.А. Семантика. М., 2005.

Лекторский В.А. Принципы воспроизведения объекта в знании // Вопросы философии. 1967. № 4.

Мисонжников Б.Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2002.

Прохоров Е.П. Искусство публицистики: Размышления и разборы. М., 1984.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

Словарь иностранных слов. М., 1988.

Ученова В.В. Основные направления разработки теории публицистики. Учебнометодическое пособие. М., 1978.

Ученова В.В. От вековых корней. М., 1985.

Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. М., 1973.

Эко Э. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.