Смекни!
smekni.com

Изобретение книгопечатания


В пятнадцатом веке нашей эры, в Страсбурге жил был ремесленник по имени Иоганн. Родился Иоганн в Майнце, но его семья была изгнана из этого города по политическим мотивам после 1420 года. По неизвестным причинам ремесленник сменил патрицианскую фамилию отца Генсфляйш на материнскую - Гутенберг.




В 1434 году в Страсбурге Иоганн Гутенберг был удостоен звания мастера.

Вошел в историю он благодаря изобретению книгопечатания с помощью подвижных металлических литер. То есть наборных шрифтов из металлических подвижных брусков, на которых в зеркальном отображении были вырезаны буквы. Из таких брусков на досках набирались строчки, которые впоследствии переносили специальную краску на бумагу. Это изобретение принято считать технической основой полиграфии.




Наборные доски с подвижными литерами (слева деревянные, справа - металлические)



Авторство изобретения подвижных букв первое время присваивали Иоганну Фусту и Гутенбергу. Однако, позже появились подтверждения того, что Фуст к этому изобретению не причастен.

Первая книга, напечатанная с помощью набора литер, дошедшая до наших дней, была выпущена в 1456 году. Это крупноформатная 42-строчная латинская Библия Мазарини, которую так же называют Библией Гутенберга. Причем, сам мастер только подготовил для этой книги набор досок, а выпустили же Библию Иоганн Фуст, совместно с Петером Шеффером. Напечатана книга была на станке, который Гутенберг вынужден был отдать Фусту за долги.

Честь изобретения книгопечатания оспаривали историки почти всех западноевропейских народов. Наиболее аргументировано отстаивали свою позицию итальянцы. Они считают, что подвижные буквы придумал Памфилио Кастальди, и, не предав этому изобретению особого значения, уступил его Иоганну Фусту, который учредил первую типографию. Однако никаких подтверждений этого факта до наших дней не дошли.

Так что в настоящее время изобретателем книгопечатания при помощи подвижных литер и основоположенником полиграфии принято считать Иоганна Гутенберга, хотя первые наборные шрифты появились еще за 400 лет до его рождения. Китаец Би Шэн выдумал делать их из обожженной глины. Однако такое изобретение в Китае не особо прижилось из-за огромного количества сложных иероглифов, составлявших их письменность. Изготовление таких литер выходило весьма трудоемким, и китайцы продолжили пользоваться ксилографией (печатью с деревянных оттисков, в которых вырезались надписи) вплоть до начала 20 века.

Изобретенный Гутенбергом способ печати просуществовал практически в неизменном виде до девятнадцатого века. И, хотя задолго до него были придуманы такие способы, как ксилография и трафаретная печать, именно книгопечатание с помощью подвижных металлических литер принято считать технической основой полиграфии.

В Россию искусство книгопечатания в тридцатых годах шестнадцатого века привез Иван Федоров - дьякон московской церкви Николая Чудотворца Гостунского. Свое образование Иван получил в Краковском университете, который закончил в 1532 году.




Первое точно датированное русское печатное издание было выпущено им и его помощником - Петром Мстиславцем в 1564 году в Москве. Называлась эта работа "Апостол". Второе издание, "Часовник", вышло через год. И это оказалась последняя книга, напечатанная в московской типографии Федорова.

Не обрадованные появлением полиграфии переписчики устроили массовые гонения печатников. При одном из мятежей сгорела до тла типография Федерова. После этой стории Иван с Петром Мстиславцем бежали из Москвы в Литовское княжество. В Литве их с большим гостеприимством принял гетман Ходкевич, основавший типографию в своем имении Заблудове. Там, в Заблудове Федоров проработал до семидесятых годов, после чего, уже без Мстиславца переехал во Львов, где продолжил печатное дело в основанной им типографии.

Знаменитую Острожскую библию - первую в истории полиграфии полную библию на славянском языке, первопечатник выпустил в городе Остроге (где прожил три года до возвращения во Львов) по поручению князя Константина Острожского в конце семидесятых готов шестнадцатого века.

Кстати, история помнит Ивана Федорова не только как первого русского печатника. Имея разностороннее образование, он неплохо отливал пушки и стал изобретателем многоствольной мортиры с взаимозаменяемыми частями.

Развитие полиграфии, промышленная революция


В 16 веке полиграфия приобрела характер развитой мануфактуры.

Для усовершенствования печатного стана, созданного в четырнадцатом веке Иоганном Гутенбергом, были предприняты многочисленные попытки. Конструкция стана неоднократно менялась. Свою конструкцию предложил, в общем числе, и Иван Федоров.

В начале семнадцатого века возникла идея применения печатного цилиндра, вместо плоского пресса. Такая конструкция могла бы уменьшить ручной труд печатника. Однако идея это не прижилась и была заброшена до девятнадцатого века.

В 1787 году Вильгельм Гааз, сохранив конструкцию печатного стана Гутенберга, создал первый в мире цельнометаллический печатный станок, позволивший улучшить качество оттисков.

В 19 веке мануфактуры уже не справлялись с потребностями современного общества в печатном слове. Для решения проблем необходимо было автоматизировать весь процесс печати.

В 1811 году немецкий печатник Фридрих Кениг, воспользовавшись заброшенной в начале семнадцатого века идеей применения печатных цилиндров, создал первую механическую плоскопечатную машину. Цилиндр в этой машине приводился в движение паром. Такой, принципиально новый способ печати позволил увеличить производительность печатного дела в 10 раз.




Первый завод полиграфического машиностроения Фридрих Кениг и его помощник, Андреас Бауэр основали в 1817 году в помещении монастыря Оберцелль в Германии. На основе этого завода позже появилась фирма «Шнельпрессен-фабрик Кёниг унд Бауэр».

В 1818 году Кених и Бауэр запатентовали двухцилиндровую печатную машину для двусторонней печати.

В России первая печатная машина появилась в 1819 году. Она была установлена в Экспедиции заготовления государственных бумаг.

Первая печатная машина отечественного производства появилась в России в 1829 году в Петербурге.

С развитием общества росла и его потребность в печатных изданиях. И к середине девятнадцатого века объемы печатной продукции возросли настолько, что производительности самых быстрых на тот момент печатающих машин, делающих по 2 000 оттисков в час, не хватало, а увеличение количества машин в типографиях было весьма дорогостоящим.

Для решения проблемы необходимо было избавить печатающую машину от плоских частей. В 1846 году англичанин Огастус Эплгейт перенес печатные формы с плоских формоносителей на цилиндр, а бумагу - на восемь цилиндров, расположенных вокруг него. Таким образом, форма за один оборот большого цилиндра обходила восемь маленьких цилиндров, с лежащей на каждом бумагой, и машина выдавала по восемь листов. Еще одним преимуществом такого способа печати была непрерывность поступления в нее бумаги. Такая машина была способно печатать 12 000 оттисков в час.




Ротационная печатная машина



Созданную Огастусом Эплгейтом ротационую машину впервые применил владелец лондонской газеты «Таймс» Джон Уолтер. В 1862 году она была заменена на более мощную, созданную американцом Робертом Гоэ, которая имела 10 цилиндров для накладки бумаги. За огромные размеры машину Гоэ прозвали «мамонтом». Ее главный цилиндр был радиусом в полтора метра, а накладчики бумаги стояли с двух сторон машины в пять ярусов.

Однако, изобретение Оплгейта имело два серьезных недостатка, существенно влияющих на его производительность:

1) набор было практически невозвожно закрепить на цилиндре так, чтобы при большой скорости вращения литеры не осыпались;

2) бумага подавалась вручную, отдельными листами.

Первый недостаток удалось устранить с изобретением стереотипа – набора, целиком отливающегося из металла.

Форму для отлива сетреотипов придумал Джон Вальтер в 1856 году. Она выполнялась из картона, который в мокром состоянии вдавливали в литеры матрицы, зажатой в стальную раму, а затем вместе с рамой зажимали в пресс и высушивали в нагретом станке.

Второй недостаток устранил в 1863 году Вильям Буллок, который создал машину, печатающую не на отдельных листах, а на бумажной ленте. Кстати, отсутствие ручной подачи каждого листа – не единственное преимущество машины Буллока. Бумажная лента в этой машине могла проходить несколько цилиндров, что давало возможность печатать сразу на двух сторонах и несколькими красками.

Разрезанные листы переходили в фальцовочный аппарат, перегибались нужное количество раз, и готовая газета выбрасывалась из машины.