Смекни!
smekni.com

Треугольник как сумма цветовых моделей — шпаргалка для дизайнеров и рекламистов (стр. 2 из 2)

Автотипный синтез цвета — получение оттенков цвета на оттиске путем пространственного совмещения растровых или штриховых изображений, отпечатанных красками разных цветов. Изображения состоят из микроэлементов или штрихов с одинаковой толщиной красочного слоя. Микроэлементы могут иметь одинаковую площадь и разную частоту расположения (частотная, стохастическая растровая структура) или разную площадь и постоянную частоту (регулярная растровая структура), а также и разную площадь, и разную частоту (комбинированные растровые структуры). При этом суммарное цветное полутоновое изображение формируется разноцветными растровыми элементами (точками или микроштрихами).

Автотипный синтез цвета носит смешанный аддитивносубтрактивный характер. При освещении оттиска излучение частично поглощается слоями красок (субтрактивный синтез), а после отражения от запечатываемого материала (бумаги) воспринимается глазом интегрально, то есть излучения после отражения складываются (аддитивный синтез). Это приводит к восприятию одного оттенка цвета в пределах достаточно малой, но конечной площади оттиска.

Модель цветового пространства CIE L* a* b* (CIE LAB)

Модель описания цвета CIE LAB была создана Международной комиссией по освещению (CIE) с целью преодоления существенных недостатков вышеперечисленых моделей. Она является аппаратно независимой и позволяет определять цвета без учета индивидуальных особенностей (профиля) устройства (монитора, принтера, печатной машины и др.). В этой модели любой цвет определяется светлотой (Luminance) и двумя хроматическими компонентами: параметром а, который изменяется в диапазоне от зеленого до красного, и параметром b, изменяющимся в диапазоне от синего до желтого. Геометрический образ модели CIE Lab — шар.

Модель CIE LAB не идеальна и не лишена недостатков, как и модели RGB или CMYK, но ее нужно освоить, поскольку в программе Adobe Photoshop она используется в качестве промежуточной при любом конвертировании.

Цветовые пространства треугольника

Треугольник — базовая фигура геометрии. Треугольник, о котором далее пойдет речь, — равносторонний. Этот треугольник был хорошим помощником студентовтехнологов моего поколения, обучавшихся в полиграфическом институте. Недавно мне пришла в голову мысль, что этот треугольник также может стать хорошим помощником дизайнеров, колористов и менеджеров по рекламе. Я дополнил его графически и добавил комментарии, найдя в нем все базовые пространства цвета, используемые в полиграфии, контраст цветов и взаимосвязь оттенков и цветов.

Цветовые пространства треугольника

По вершинам большого треугольника расположены двухзональные цвета: желтый = зеленый + красный, голубой = зеленый + синий и пурпурный = синий + красный. Второй треугольник вписан в первый и по его вершинам расположены однозональные цвета: синий, зеленый и красный. Пунктирами даны высоты (они же медианы и биссектрисы) обоих треугольников. Точка пересечения высот — чернобелый кружок. В скобках даны обозначения цветов, используемые в пакете Photoshop. Рассмотрим предлагаемую схему более подробно:

большой треугольник — субтрактивное пространство цвета CMY (CMYK);

малый треугольник — аддитивное пространство цвета RGB;

оба треугольника в таком сочетании — пространство автотипного синтеза цвета на оттиске (цвета триадных красок — CMY, цвета бинаров — RGB, где R=M+Y, G=C+Y и B=C+M, цвет черной краски — К и цвет белой бумаги — W);

пересечение прямых линий YB и RG, включая точку WK, — психологическое цветовое пространство CIE LAB;

точки пересечения высот со сторонами большого треугольника (середина сторон) — дополнительные цвета: желтыйсиний (YB), голубойкрасный (CR) и пурпурныйзеленый (MG);

точки в середине сторон большого треугольника — цвета светофильтров, применяемых при цветоделении в полиграфии для печати с использованием триадных красок (CMY). Для желтой краски (Y) используют синий светофильтр (B), для пурпурной (M) — зеленый (G), для голубой (C) — красный (R);

в центре треугольников — белый, если цвета созданы источником излучения — Y+M+C или R+G+B; черный, если это цвета красок Y+M+C или R+G+B, хотя достаточно двух красок разных цветов из малого треугольника, чтобы получить черный (серый), — R+B, G+B или R+G;

три внешних треугольника — YGR, GCB и BMR — подсказывают, из каких цветов излучения (из каких зон спектра) созданы двухзональные цвета Y=G+R, C=G+B и M=B+R;

кружок в центре треугольников WK подсказывает самый сильный нераздражающий контраст нейтрального (ахроматического) цвета — это черный на белом фоне. Чуть слабее контраст — белый на черном фоне. В полиграфии такое сочетание определяют термином «выворотка». Остальные контрасты создаются между серым и белым, а также между серым и черным цветами. Их сила зависит от разности по яркости;

прямая CR — самый сильный раздражающий цветной контраст: красное на голубом фоне или голубое на красном фоне;

прямая MG — сильный раздражающий цветной контраст: зеленое на пурпурном фоне или пурпурное на зеленом фоне;

прямая YB — самый сильный нераздражающий цветной контраст: желтое на синем фоне или синее на желтом фоне (это сочетание встречается в знаменах многих стран и организаций);

точка WK (белое, серое, черное) соединяет все цвета треугольников (Y, R, M, B, C, G и Y), создающие контрасты без раздражения с серым, черным (K) и белым (W);

пары цветов каждого из двух главных треугольников хорошо сочетаются между собой даже при самой высокой насыщенности (чистоте) каждого из них — например голубое с желтым или пурпурным, красное с зеленым или синим и т.п.;

соседние цвета на большом треугольнике (вершины треугольника и середины его сторон) плохо сочетаются между собой. На печатном оттиске их контраст слабо различим;

самый гармоничный контраст обеспечивают цвета четырехугольника RYGC — допустимы их парные и тройные сочетания или даже сочетание всех четырех цветов. Эти сочетания характерны для природы: желтого с зеленым (купавка), красного с зеленым (маки), голубого с зеленым (незабудки) и красного с синим (закат на море);

на пересечении высот большого треугольника со сторонами малого треугольника получаем точки серого (если речь идет о красках). Эти три точки ограничивают область, вне которой находятся реальные природные (не созданные человеком) цвета красящих веществ и источников излучения, оттенки этих цветов и их разбеленные и зачерненные варианты, а также серые цвета с цветным оттенком. В природе нет нейтрально белых, серых или черных тонов. Даже снег, мел и сажа имеют цветные оттенки, так как содержат примеси. Область внутри трех точек серого цвета содержит искусственно созданные цвета — белый, серый и черный;

если необходимо расширить названия оттенков цвета, то их можно указать на сторонах большого треугольника между уже названными цветами: между желтым и красным — оранжевый, между красным и пурпурным — клюквенный, между пурпурным и синим — фиолетовый, между синим и голубым — гиацинтовый, между голубым и зеленым — бирюзовый, между зеленым и желтым — салатовый.

Знание и видение цвета

Скорее всего, мы сначала представляем цвет, а потом распознаем его. Это хорошо подтверждается при поиске грибов: лисички спрятаны в желтой свежеупавшей листве, а чернушки — в прошлогодней, почерневшей. Однако достаточно увидеть один гриб, и все остальные сразу же видны, потому что мы уже выделили оттенок гриба и знаем его.

Наш экскурс в мир цвета хотелось бы закончить высказываниями двух мудрецов нашей эпохи — поэта Поля Валери и ученого Карлоса Кастанеды.

Поль Валери: «Мир беспорядочно усеян упорядоченными формами. Таковы кристаллы, цветы и листья, разнообразные узоры из полос и пятен на мехах, крыльях и чешуе животных, следы ветра на песке и воде и т.д. Порою эти эффекты зависят от характера перспективы, от неустойчивости сочетаний. Удаленность создает или искажает их. Время их обнаруживает или скрадывает».

Карлос Кастанеда: «Когда человек не имеет отношения к видению, вещи выглядят в основном одними и теми же в то время, когда он смотрит на мир. Однако когда он научится видеть, ничто не будет выглядеть тем же самым все то время, что он видит эту вещь, хотя она остается той же самой».