Контраст будет более заметен, если два дополнительных цвета расположены рядом друг с другом. Если же цветные краски разделены другим цветом, например цветом печатной поверхности, то влияние контраста будет меньше. Действие контраста будет уменьшаться также в следующих случаях:
когда контрастирующие цвета обведены контуром;
когда краски имеют разные свойства или разную поверхность (блестящую и матовую).
Контрастные сочетания пригодны для печатной продукции рекламно-плакатного типа; они могут быть использованы и при оформлении обложки, если она имеет плакатный характер.
Сочетание дополнительных цветов будет производить более спокойное впечатление, если один из цветов взят чистым, а другой — осветленным или затемненным. Можно взять также два затемненных или два осветленных цвета (темно-красный и темно-зеленый, светло-красный и светло-зеленый), что даст более спокойную гармонию.
Помимо осветленных (с примесью белого) и затемненных (с примесью черного) цветов могут быть взяты и так называемые ломаные цвета, то есть цвета с примесью серого цвета разной светлоты.
Для получения трехцветной гармонии к номеру одного из желаемых цветов прибавляют 33 (результат деления 100 на 3), а затем к номеру второго цвета еще раз прибавляется 33. Например, если первый цвет – оранжевый (17), то вторым цветом будет ультрамариновый (17+33=50), а третьим — зеленый (50+33=83). С красным (25) будут гармонировать синий (58) и желто-зеленый (92).
Число трехцветных гармоний может быть значительно увеличено, если брать не только чистые цвета, но сочетания чистых цветов с осветленными, ломаными или затемненными.
Затемнение часто производится путем добавления не черной краски, а небольшого количества краски дополнительного цвета.
Одна краска может дать следующую шкалу тонов:
1-я ступень — чистая краска;
2-я ступень — сильно осветленная краска;
3-я ступень — незначительная добавка белил ко 2-й ступени;
4-я ступень — добавление дополнительного цвета;
5-я ступень — 4-я ступень, осветленная, как 2-я;
6-я ступень — примесь черной краски к 1-й ступени;
7-я ступень — значительная примесь черной краски;
8-я ступень — 7-я ступень, осветленная, как 2-я;
9-я ступень — дальнейшее примешивание черной краски при одновременном сильном осветлении до получения серого тона;
10-я ступень — незначительная примесь белил.
Количество ступеней может быть, конечно, увеличено.
Очень спокойное сочетание при трехцветной гармонии дают все три цвета, осветленные или затемненные.
Сочетания цветов будут гармоничны и в случае неполной трехцветной гармонии, когда взяты два из них, например оранжевый (17) и ультрамариновый (50), и т.д.
Для определения гармонии четырех цветов к цифровому обозначению выбранного цвета прибавляют цифру 25. Например, гармонично сочетаются желтый (8), пурпурно-красный (33), синий (58) и сине-зеленый (83) цвета.
Из четырех цветов, составляющих гармоническое сочетание, могут быть взяты два или три (неполные четырехцветные гармонии). Такие неполные гармонии дают, например, пурпурно-красный (33) и синий (58); синий (58) и сине-зеленый (83). Сочетание трех цветов: пурпурно-красного (33), сине-зеленого (83) и синего (58); или же желтого (8), сине-зеленого (83) и синего (58) и т.д. — также будет гармоничным.
Оствальд считал, что краски, лежащие в цветовом круге рядом, будут дисгармонировать. С этим нельзя согласиться. Правда, зелено-желтая и желтая, а также желто-зеленая и зелено-синяя действительно часто кажутся дисгармоничными, особенно при большом количестве желтого цвета. Но зеленая и синяя, синяя и фиолетовая, фиолетовая и красная, красная и оранжевая не дисгармонируют. В помпейской стенной живописи часто встречается сочетание желтого с зеленым, а в стенных росписях Египта — сочетание синего с зеленым.
Дисгармония двух цветов может быть уменьшена путем уменьшения площади, занимаемой одним из них, а также путем внесения нейтрализующих элементов (разделяющий черный контур, серое поле и пр.). Неприятное впечатление, производимое дисгармонирующими красками, может быть также уменьшено путем их затемнения. Очень часто дисгармонирующие краски дают совершенно иной эффект при многократном ритмическом повторении.
Гармониями между производными одного цвета называются сочетания двух или нескольких ступеней одного и того же цвета, например сочетание чистого цвета и осветленного или чистого и затемненного. Эти сочетания в большинстве случаев дают спокойный, приятный эффект. Они могут дополнять гармонии другого вида. Так, например, гармонию четырех цветов можно построить следующим образом: использовать два гармонирующих цвета и добавить к ним еще два цвета тех же тонов с осветлением или затемнением. При трех цветах можно использовать два гармонирующих и дополнительно один осветленный или затемненный.
Обычный прием оформления — печатание темной краской на бумаге того же цветового тона, но светлой (обложка) — также построен на гармонии между производными. В производстве переплетных крышек этот принцип гармонии имеет место при блинтовом тиснении, так как в результате воздействия штампа материал переплета приобретает более темный оттенок своего же цвета.
Гармоническое сочетание определяется не только характером выбранных цветов. Большое значение имеет степень насыщенности и светлоты каждого цвета (чистый, осветленный и т.д.), а также порядок, в котором расположены цвета. Очень важна, кроме того, величина цветового пятна, то есть то, в каком соотношении взяты все цвета. Если взять, например, комбинацию большого желтого пятна с маленьким фиолетовым, то она будет производить совершенно иное впечатление, чем комбинация большого фиолетового пятна с маленьким желтым.
Равноступенный круг
В своей теории цветовых гармоний Оствальд исходил из положения, что гармония есть закономерность. По Оствальду, «нас должна интересовать только закономерность, красота же явится при этом сама собой, как дополнение». Следует, однако, заметить, что закономерность станет гармонией лишь тогда, когда она может быть воспринята зрением.
Со свойственной немцам педантичностью Оствальд упрямо игнорировал выработанные многовековой практикой сочетания цветов, известные, например, по лучшим образцам орнамента. Так называемому живописному цветовому кругу (составленному путем смешения пигментов), который Оствальд иронически называл «исторически-антикварным», он противопоставлял свой теоретически составленный «физиологический» цветовой круг. Оствальд трактовал цвет совершенно абстрактно, рассматривая не цвет природы, вещей, а искусственно созданные «карточки», не существующие нигде, кроме специальных лабораторий и «стандартов».
Если сравнить «живописный» круг с кругом Оствальда, то можно увидеть, что в первом холодные цвета занимают гораздо меньшее место, в то время как во втором представленные с большим многообразием оттенки зеленого цвета занимают значительную часть круга. В круге Оствальда цвета распределяются главным образом по парам, в то время как «живописный» круг соединяет их по цветовым триадам, которые являются наиболее известными цветовыми гармониями.
Примером цветовых триад являются очень часто встречающиеся в орнаментике, а иногда и в живописи сочетания: красный, синий, желтый и оранжевый, зеленый, фиолетовый. Эти трехцветные комбинации использовались в самые разнообразные эпохи и у совершенно различных народов, так что их случайность или возможность заимствования исключаются. Это заставляет думать, что составление триад подчиняется какому-то закону, основанному на физиологических и физических явлениях, которые не теряют своего значения в столь разнообразных условиях. Попытки определения закономерности составления цветовых триад предпринимались неоднократно, но пока не увенчались успехом.
Это не значит, что цветовые триады являются чем-то «абсолютно» гармоничным, так как на эстетическое восприятие всегда серьезно влияют самые разнообразные факторы. При составлении цветовых триад далеко не безразлично, какие именно оттенки имеют красный, синий, желтый или оранжевый, зеленый, фиолетовый цвета. Иногда такая комбинация может оказаться и неудачной. Поэтому огромное значение имеет расположение цветов в круге.
В круге Оствальда, а также в ряде других цветовых кругов, по концам одного и того же диаметра расположены дополнительные цвета. Но дополнительность цветов (в противоположность контрастным цветам) глазом непосредственно не воспринимается, а может быть обнаружена только на опыте смешения цветов. Поэтому построение круга по этому принципу (чисто теоретическое!) не воспринимается глазом как закономерное.
В свое время делались попытки построить круг, в котором триады образовывались бы по принципу музыкальных трезвучий — исходя из длины световой волны. Такие попытки были заранее обречены на неудачу ввиду резкого различия в физиологии слухового и зрительного аппарата.
После этого был выдвинут новый принцип построения цветовых гармоний, основывающийся на ощущении удаленности или близости между цветами («психологическое расстояние»). В обыденной жизни мы говорим о цветах близких (похожих) и далеких (сильно различающихся). Оценка сходства или различия цветов индивидуальна, но у одного и того же человека она почти постоянна. Вместе с тем психологами найдена единица измерения психологического расстояния: оценка расстояния между двумя цветами может считаться пропорциональной наименьшему количеству едва отличимых друг от друга переходных цветов между двумя данными цветами.
На основании «психологических расстояний» было сделано несколько попыток расположения цветов на цветовом круге. Построение делалось опытным путем, цвета брались близкие к полноцветным. Гармонические триады, полученные из равноступенного круга, очень удачны; во всяком случае замена хотя бы одного цвета (даже соседним) серьезно ухудшает качество сочетания. Интересно отметить, что в равноступенном круге по концам одного и того же диаметра оказываются контрастные цвета. На круге Оствальда контрастные цвета лежат не напротив друг друга, а со сдвигом на один цвет. Так, к желтому (00) контрастным будет не сине-фиолетовый (50), а синий (58), контрастным же к сине-фиолетовому — красновато-желтый (08).