Фрагментарное, «клиповое» сознание, пожалуй, в наибольшей степени выражает сущность поп-культуры. И постмодернизм здесь ценен, может быть, прежде всего тем, что резко, с элементами эпатажа, что также присуще философии, настаивает на собственном объекте исследования. Это само по себе полезнее, чем просто лить «крокодиловы слезы» по поводу очередной гибели культуры. Полезнее осмыслить новое, даже если оно кажется недостойным философского исследования.
Постмодернизм, конечно, не является магистральной линией в философии. Он вполне вписывается в антисциентизм и выступает частью той полярной точки зрения, которая противостоит абсолютизированному рационализму. Поэтому, пусть и в острой форме, он помогает нам помнить о двойственном характере философии, которая не может быть сциентизирована в принципе. Философию нельзя усвоить, не пропустив ее через собственное сознание, а потому факторы, влияющие на приобщение человека к той или иной философской системе, чрезвычайно разнообразны. Именно поэтому ценность философии определяется еще и тем, насколько удается ей выразить сквозь собственное отношение к миру цели и интересы отдельного человека и человечества в целом.
Альтернативность современной культуры, безусловно сопряженная с пересмотром традиций и ценностей, дает повод для пессимизма. Да, действительно, в некотором смысле этот кризис есть. Но ведь результатом кризиса может быть и выздоровление, если уж до конца проводить аналогию с организмом. И оснований для оптимизма здесь не меньше, чем для пессимизма.
Возможно, на нынешнем этапе истории осуществляется глобальный переход к иной культуре, отказывающейся от своих локальных образцов и приближающейся к особому интеграционному образованию, которое не порывает с традиционными ценностями, но и учитывает новые реалии – например, связанные с иными средствами коммуникации. Кроме того, уход от локальных культур – это и отход от часто абсолютизируемых ценностей данного этноса, данного общества и переход к ценностям, общим для всего человечества. Человечество совместно начинает решать ряд проблем, и это поле совместной деятельности породит и иные структурные образования в культурной сфере. Так, например, все большее значение в культуре будет иметь принцип толерантного отношения, т.е. признания другого в самом широком смысле[28][28].
Список литературы
Акопян К. Шлягеризация науки // Отечественные записки: Электронная версия. Адрес: http://www.strana-oz.ru/numbers/2002_07/2002_07.
Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 12–13.
Визель М. Гипертексты по ту и эту стороны экрана // Иностранная литература: Электронная версия. 1999. № 10. Адрес: http://novosti.oriline.ru/magazine/inostran/n10-99/visel.htm.
Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1998. С. 236.
Кардонский С. Кризисы науки и научная мифология // Отечественные записки: Электронная версия. Адрес: http://www.strana-oz.ru/numbers/2002_07/2002_07.
Кнабе Г. Принцип индивидуальности, посмодерн и альтернативный ему образ философии // Русский журнал. Адрес: http://www.russ.ru/edu/99-05-24/knabe.htm.
Кнабе Г.С. Двуединство культуры // Материалы к лекциям по обшей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 17.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.X. Философия. М., 2000. С. 377.
Лотман Ю.M. Культура и взрыв. М„ 1992. С. 13.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996. С. 165–166.
Покровский В. Научная полиция против поп-науки // Независимая газета. 2002. 26 июня.