Смекни!
smekni.com

Эволюция роли государства на рынке СМИ (стр. 2 из 2)

Во многих субъектах РФ были приняты региональные законы о поддержке СМИ, которые в большинстве своём предоставляли льготы по налогам, вносимым в соответствующий бюджет, и по арендной плате за помещения, являющиеся собственностью этих субъектов. Положительные последствия принятия этих законов не замедлили сказаться. В 1997-м году было практически остановлено обвальное падение тиражей газет и журналов, наблюдавшееся в тот период и даже наметился их рост. Только подписной разовый тираж периодических изданий на 1 января 1998 г. составил 34,3 млн. экземпляров, что на 3,7 млн. экземпляров больше, чем на 1 января 1997 г. Разовые подписные тиражи периодических изданий при этом составили лишь 12,8% от уровня 1990 года (общероссийских - 6,7%), соответственно, на 1000 человек населения теперь приходилось 206 экземпляров изданий, из них общероссийских - 58 [9, с. 2].

Но, к сожалению, этого оказалось недостаточно. Всё более отчётливо стала выявляться экономическая сторона свободы печати. На практике в экономической сфере выявились немалые трудности функционирования печати. Например, 15% регистрируемых новых изданий ежегодно прекращали своё существование [3, c. 38]. Одной из причин создавшегося положения было то, что вставшие во главе организаций СМИ главные редакторы недостаточно чётко представляли себе, каким образом можно создать рентабельный издательский бизнес. «Не имея подготовки и инструментов для создания медиа-компаний, ориентированных на прибыль, большинство таких коллективов предпочитало искать «спонсора» на федеральном и региональном уровне. На первых порах владельцы не оказывали серьёзного давления на редакционные коллективы... Начало приватизации государственных СМИ совпало с формированием нового класса предпринимателей. Постепенно они поняли полезность СМИ для поддержки своих финансовых и политических интересов» [7, с. 3].

Этот процесс усилился после выборов 1996 года. Именно тогда бизнесмены осознали, что собственные СМИ, особенно в период политических кампаний, приносят серьёзные политические дивиденды в виде личных связей в эшелонах власти и влияния на чиновников самого различного уровня, которые впоследствии можно вновь конвертировать в деньги. На федеральный рынок СМИ вышли такие крупные структуры как ОНЭКСИМ, Газпром, ЛУКОЙЛ, «Мост» и другие, многие из которых действуют на нём и сегодня. А на региональном рынке усилился административный нажим на редакционно-издательские структуры - государство усилило своё присутствие на этом рынке. Хотя и есть примеры присутствия в регионах и крупных компаний.

Именно этот период и стал началом деформирования рынка СМИ. Уйдя от неэкономических условий функционирования в советское время, редакционно-издательские структуры попали в нерыночные условия в современной России. Объявленный 17 августа 1998 г. дефолт привёл к новым серьёзным последствиям для экономических результатов деятельности практически всех организаций СМИ. Начало кризиса практически совпало с началом подписной кампании. Это поставило издателей в трудное положение: было понятно, что средства, полученные за подписку, обесценятся. Увеличение подписных цен обернулось потерей подписчиков, их сохранение на прежнем уровне повлекло убытки. Кризис обернулся резким сокращением доходов от рекламы. Уже к сентябрю все иностранные рекламодатели приостановили размещение своей рекламы. В результате возникшей нестабильности многие рекламодатели предпочли приостановить или прервать свои договорные отношения с газетами: отзывались до 30% рекламных площадей. Возникли проблемы с производством платежей в денежной форме (в значительной мере из-за кризиса банковской системы). Бартерные расчёты также приостановились, так как рекламодатели ожидали переоценки товарно-материальных ценностей, предназначенных для оплаты рекламных услуг. В целом объём рекламного рынка в сентябре- октябре 1998 г. сократился примерно в пять раз, по сравнению с тем же периодом 1997 г. [8, с. 12]. Соответственно, изменился и состав рекламодателей в прессе. На смену крупным компаниям пришёл средний и мелкий предприниматель.

В результате кризиса резко возросла цена на основные производственные ресурсы и услуги, особенно на бумагу. Темпы роста цены на бумагу приобрели столь катастрофические размеры, что редакторы крупнейших российских газет были вынуждены обратиться с коллективным письмом к премьер-министру России с просьбой предпринять срочные меры, в частности, увеличить размер экспортных пошлин на бумагу. Дороговизна бумаги во многих случаях заставляла издания снижать свои объёмы, часто с одновременным увеличением цены, что, естественно приводило к падению читательского спроса. Из соображений экономии некоторым изданиям пришлось отказаться от услуг информационных агентств, провайдеров интернет и электронной почты. Все это значительно сузило поток информации в газеты и снизило их ценность для читателя.

Подводя итоги государственному регулированию рынков СМИ в период «ельцинского десятилетия», необходимо отметить следующее. В этот период было принято около 30 законов, регулирующих сферу средств массовой информации. Зачастую противореча друг другу в некоторых положениях, они всё же смогли создать необходимые условия для свободного функционирования СМИ: отсутствие государственной цензуры, простой механизм создания нового СМИ, недопустимость произвольного закрытия СМИ, определённую доступность информационных ресурсов, доступ к источникам, возможность расследовать и критиковать деятельность органов власти. Тем не менее, в отечественном законодательстве о СМИ остались серьёзные пробелы. Механизмы экономического взаимодействия редакционно-издательских структур и государства так и остались неотрегулированными.

Главным же итогом экономической деятельности СМИ этого периода можно назвать развенчание мифа о том, что неэффективность советской системы можно устранить при условии самоустранения государства из экономики. Применительно к средствам массовой информации этот миф означал признание в качестве ориентира «западную модель» прессы, под которой имелась в виду система коммерческих СМИ с высоким уровнем социальной ответственности. Однако это не произошло. В реальности имело место разделение политической и экономической власти в обществе, которое подтверждается тем, как проходил процесс формирования российской системы массовой информации, существующей структурой собственности на СМИ, а также той ролью, которую масс-медиа играют в политической жизни общества [6, c. 253]. Такое положение сохранилось и при Президенте В.В. Путине ,и в условиях усиливающейся бюрократизации страны, вероятно, останется ещё и в ближайшие годы. Но этот период прагматического характера взаимоотношений государства и СМИ требует отдельного рассмотрения.

Список литературы

Вачнадзе Г. Секреты прессы при Горбачёве и Ельцине. М.,1992.

Дзялошинский И. Неоконченная история затянувшейся болезни//Четвёртая власть. 1996. № 4. С. 7-9.

Доклад о критическом состоянии российских средств массовой информации/четвёртая власть. 1997. № 5. С. 38-42.

4.Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» № 1552-1 от 12.06.1990 г. /http://base.consultant.ru/ cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=ESU;n=59 5.Закон РФ «О средствах массовой информации» № 2124-1 от 27.12.1991 г. // http://basexonsultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90293 6.Засурский И.И. СМИ России в условиях глобальных процессов трансформации : Формирование новой системы информации и её роль в политической жизни страны 1990 - 1998 годов. Дисс. ... канд. филол. наук. Москва, 1998.

Индустрия российских средств массовой информации/Итоговый доклад Индустриального комитета СМИ. М., 2002.

Круковский В. Больные СМИ - плохой советчик обществу//Журналист. 1998. № 11. С.12-13.

9.Отрасль в году минувшем: По материалам коллегии Госкомпечати//Новости полиграфии 1998 г. № 4. С. 2.

10.Средства массовой информации в России. 1997 год (анализ, тенденции, прогноз). М.,1998.