Смекни!
smekni.com

Основные принципы взаимодействия этнологии, культурологии и журналистики: теоретический аспект (стр. 2 из 2)

В.М. Березин, определяющий категориальное содержание культуры с точки зрения ее функционирования в журналистике, уделяет особое внимание важной для нас проблеме роли журналистики в межнациональных отношениях. Он подчеркивает, что культура как коммуникация — «это пласт, срез подобного информационного изобилия, в котором человек создает, структурирует себя посредством ассоциаций, вызванных этими элементами инфосферы. Это происходит в первую очередь с помощью ассоциаций, связанных с нравственным, эстетическим опытом человечества, традициями народной, национальной, в том числе — религиозной культуры» [6, 145]. Таким образом, ученый обращается к самобытным началам, являющимся ключевыми в понимании образа нации. Актуализация этого фактора способствует не только пониманию этноса через материальную (опредмеченную) культуру, но и, что, на наш взгляд, наиболее важно в аспекте межнациональных отношений, через осознание духовной сферы, которая предопределяет мировосприятие нации.

Культура, в свою очередь, также является функциональной категорией. Ей присущи следующие свойства: социальность — «в ней всегда обязательно присутствует момент взаимодействия людей, она создается в обществе, является его функцией»; преемственность — «культура не может существовать без передачи опыта от поколения к поколению, которая обеспечивает ее развитие»; знаковость — «вся культура может быть представлена как знаковая система, любой ее объект в процессе создания наделяется знаково-символическим смыслом» [12, 200].

Журналистика, репрезентируя особенности национальной культуры, придает смысловую значимость не только этнокультурной сущности нации, но и непосредственно тому образу этноса, который отображается в журналистском материале. В своем исследовании «Вопросы литературы и эстетики» М. М. Бахтин пишет о том, что «ни одна культурная ценность <...> не может и не должна остаться на ступени простой наличности, голой фактичности психологического или исторического порядка; только систематическое определение в смысловом единстве культуры преодолевает фактичность культурной ценности», и далее: «факт и чисто фактическое своеобразие не имеют права голоса; чтобы его получить, им нужно стать смыслом» [4, 9-10]. Адаптация суждений М. М. Бахтина к проблеме взаимодействия журналистики и культурологии приводит к выводу, что журналистика — способ ретрансляции национальных культурных ценностей этноса и своеобразный инструмент, способный в контексте межэтнических отношений актуализировать духовно-нравственное содержание жизни этноса. Наряду с этим журналистика усиливает функциональную роль культуры в обществе и укрепляет ее свойства:

репрезентация этнокультуры акцентирует ее социальность, т. е. посредством отражения в тексте национальных духовных доминант этнической группы повышается эффективность процесса межкультурной коммуникации, а понимание этнокультурной природы этноса ведет к стабилизации межнационального диалога;

журналистика «обеспечивает» культуре преемственность, выступая письменным (устным) источником ее передачи последующим поколениям;

семиотическая природа культуры, не всегда понятная в процессе бытового общения, акцентируется посредством этнокультурной представленности в журналистике; авторский комментарий расшифровывает символичность национальных поведенческих особенностей, ритуалов, обычаев, межличностного взаимодействия членов этнической группы.

Таким образом, журналистика способна отразить «дух», «душу», «характер» нации, категории, которые этнопсихолог Г. Г. Шпет выделяет как основные применительно к нации. Суждения и выводы, представленные в его знаменитой работе «Введение в этническую психологию», помогают нам продемонстрировать значимость репрезентативных возможностей журналистики в этнокультурном аспекте. Г. Г. Шпет пишет: «Каждый исторически образующийся коллектив — народ, класс, союз, город, деревня и т. д. — по-своему воспринимает, воображает, оценивает, любит и ненавидит объективно текущую обстановку, условия бытия, само это бытие — и именно в этом его отношении ко всему, что объективно есть, выражается его “дух”, или “душа”, или “характер” в реальном смысле» [16, 479]. Журналистика, обладая большим арсеналом методов и приемов, способна передать «характер» этноса, показать его «дух» и «душу». Следуя за положениями, выдвигаемыми ученым, скажем, что репрезентация национальных культурных ценностей средствами массовой информации учит «читать “выражение” культуры и социальной жизни так, чтобы и смысл их понять, и овевающие его субъективные настроения симпатически уловить, прочувствовать, со-пережить» [Там же, 480]. Этнопсихологическая точка зрения Г. Г. Шпета неразрывно связана с культурологическим содержанием его теории, поскольку он акцентирует сущностные основы жизни народа, которые составляют культурный базис этноса: «’’Духовный уклад” народа есть величина меняющаяся, но неизменно присутствующая при всяком полном социальном переживании», «определяющие источники всякого конкретного переживания лежат в духовном укладе, который предопределяет действия и переживания (курсив наш. — Е. Р.) не только индивида, но и всякой группы» [Там же, 574].

Список литературы

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. 240 с.

Аратюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология : учеб. пособие для вузов. М., 1998. 271 с.

Ахмадулин Е. В. Основы теории журналистики : учеб. пособие. Москва ; Ростов н/Д,

320 с.

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 809 с.

Бердяев Н. А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990. 205 с.

Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003. 149 с.

3дравомы1слов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 286 с.

Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие : учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2000. 431 с.

Кондаков И. В. История культурологической мысли // Культурология. XX век : эн- цикл. : в 2 т. СПб., 1998. Т. 1. 447 с.

Леонтьев Д. А. К операционализации понятия «толерантность» // Вопр. психологии. № 5. С. 3-16.

Мастюгина Т. М., Перепелкин Л. С. Этнология. Народы России: история и современное положение : учеб. пособие. М., 1997. 320 с.

Набок И. Л. Педагогика межнационального общения. М., 2010. 304 с.

Платонов Ю. П. Психология национального характера : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2007. 240 с.

Послание Президента Федеральному собранию [Электронный ресурс]. URL: http:// президент.рф/news/17118 (дата обращения: 7.04.2013).

Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики : учебник для студентов вузов. М., 2009. 351 с.

Шпет Г. Г. Предмет и задачи этнической психологии // Сочинения. М., 1989. 601 с.