Смекни!
smekni.com

Телевизионная журналистика (стр. 6 из 6)

Таким образом, если эффективность телевидения зависит от факторов внетрудовой сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам связано в первую очередь с характером их профессиональной деятельности, статусом личности, т.е. с его трудовой сферой. Это обуславливает выбор целей деятельности телевидения и критериев его эффективности. Функции, которые выполняет телевидения, оказываются различными для разных групп населения в зависимости от образа жизни, информационных потребностей аудитории.

Всеобщей тенденцией, которая сопутствует распространению урбанизированного образа жизни и внедрению всеобщего среднего образования в нашей стране, является увеличение разнообразия информационных потребностей, и обращение все большей части населения к различным каналам телевидения. С одной стороны, это создает предпосылки для возрастания эффективности системы массовых коммуникаций, а с другой, повышаются требования к содержанию и оперативности передаваемых сообщений.

Рассмотрение проблемы эффективности телевидения с точки зрения удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории дает возможность более точно определить роль каждого конкретного канала массовой информации в едином информационном пространстве, выявить резервы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективной деятельности такой информационной системы как телевидение.

.2 Формы и средства повышения эффективности тележурналистики

Телевидение - мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. По мере расширения технических возможностей роль телевидения возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей оно остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.

В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы телевидения, его включающих.

Важное место в арсенале средств, активно содействующих росту эффективности телеинформации, занимают вопросы подбора и расстановки кадров. Хорошо подготовленные и профессиональные выступления на телевидении несомненно более действенны и эффективны, нежели материалы с низким профессиональным уровнем подготовки.

Одним из наиболее важных, на наш взгляд, путей повышения действенности телевидения является вовлечение в творческую работу аудитории. Её участие в формировании информационного пространства - это высокая степень обоснованности, реальности и правдивости телевизионной продукции, это глубина и эмоциональность, острота и неординарность мышления, изложения материала.

В результате поиска путей вовлечения человека в формирование единого информационного пространства рождаются новые формы работы телевидения. Журналист, получив отзыв, включает автора в изучение поднятой проблемы, помогает ему удостовериться в правоте или ошибочности своих заключений. Общение в рамках информационного пространства журналиста и аудитории позволяет вскрыть всю глубину и сложность проблемы, не обходя при этом «острых углов». Подобного рода сотрудничество тонко и ненавязчиво воздействует на решение важнейших социальных, экономических и политических задач.

Таким образом, изучение корреспонденции, привлечение к широкому участию в телевизионных выступлениях представителей аудитории - надежный путь повышения действенности, а, следовательно, и эффективности телевизионной информации.

Заключение

Одно из направлений повышения эффективности телевизионного вещания состоит в творческом осмыслении и использовании исторического опыта, оценки достоинств и негативных сторон в работе российских тележурналистов.

Всестороннее восприятие исторического опыта отечественной тележурналистики может помочь журналисту точнее определить свое собственное место, свои профессиональные задачи, свою роль. Журналист должен постоянно учитывать, с одной стороны, интересы аудитории, а с другой - цели, поставленные руководством вещательной компании. В отечественной тележурналистике традиционно считается, что и то и другое, в общем совпадает как в прошлом тоталитарном обществе, так и при современной ориентации телевидения на реальные интересы зрителя. Но это слишком поверхностный взгляд. Анализ прошлого, настоящего и перспектив тележурналистики позволяет лучше представить себе, что может телевидение, и какую роль играет журналист в реализации этих возможностей.

Как же можно использовать исторический опыт тележурналистики в перспективе? Если в качестве концептуального положения использовать принцип: все новое - это забытое старое, то можно попытаться предложить наполнить старые формы работы ТВ-журналиста новым содержанием через современные жанры телевизионной публицистики.

Почему бы, например, не воссоздать такие передачи как Кинопанорама, Музыкальный киоск, Алло, мы ищем таланты, Международная панорама, различные телемосты и вести их в жанре ток-шоу или дискуссии. Аналогично можно дать второе рождение (может быть, под другим названием) телепередачам Мастер - золотые руки, А ну-ка парни!, Семь раз отмерь, Артлото и сделать из них грандиозные шоу.

Если говорить о других функциях телевидения - воспитательной, образовательной и просвятительской, то неплохо было бы вспомнить такие передачи как телеальманах Подвиг; программы Шпаргалка, От всей души, Лица друзей и внести в них «свежую струю».

Характерной особенностью развития российской экономики на современном этапе является тот, что происходит все более тесное переплетение рынка и коммуникаций. Именно поэтому телевидению следует приступить к разработке новой категории журналистики и освоить новую тематику для домашнего экрана в более крупных масштабах, чем это делается сейчас - телешопинг.

Нужно сформировать три уровня деловой информации: для крупных промышленно-финансовых деятелей, для представителей среднего класса и для миллионов рядовых зрителей, желающих знать, что происходит в области, от которой зависит благосостояние всех и каждого в отдельности. Следует искать адекватные каждому адресату формы подачи материалов, обеспечивая телевидению заинтересованную аудиторию.

Это возможно при многих условиях, но главными из них, на наш взгляд, являются профессиональная и этическая основа журналистской деятельности. А они тесно взаимосвязаны между собой, в каком бы жанре или передаче ни работал тележурналист.

«Наблюдение за событием, диалог в кадре, спровоцированная ситуация, монолог журналиста - все это мы находим в экранных произведениях различных жанров. Выбор метода тесно связан с общим идейно-творческим замыслом, с позицией журналиста».

Эта позиция - не в словестных оценках, а в стремлении к достоверности и полноте представленных фактов и мнений, позволяющих зрителю самостоятельно делать выводы.

Традиционно механизм развития, изменения такого сложного объекта как аудитория телевидения раскрывается системой показателей, создание которых опирается на выявление его целостности и четкое представление его структуры и функций. К первой группе характеристик аудитории относятся качественно-количественные признаки, с помощью которых описывается внутренняя структура аудитории, относительно независимая от системы телевидения. Вторая специфическая группа характеризует аудиторию в её непосредственных взаимоотношениях с телевидением выражается рядом качественно-количественных характеристик, описывающих процесс потребления массовой информации. Третья группа связана с изучением воздействия телеинформации на сознание аудитории.

Современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов - телевидения и аудитории, в рамках которого каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятельность, предполагает активность также и в партнере. Лишь в этом случае аудитория включена во всю систему общественных отношений. Телевидению же для установления диалоговых отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса.

Список литературы

Андроников И. Слово написанное и сказанное//Соч. в 2 т. М., 1975. Т.2.

Багиров Э., Кацев И. Телевидение - ХХ век. - М., 1968.

Багиров Э.Г., Борецкий Р.А., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики. - М., 1987.

Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. - М., 1988.

Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2 т. - М., 1998.

Голядкин Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. - М., 1996.

Егоров В.В. Телевидение России между прошлым и будущим. - М., 1995.

Ермилов А. Видеть и слышать//Телевидение и радиовещание. - 1988. - №7.

Кузнецов Г.В. Журналист на экране. - М., 1985.

Кузнецов Г.В. ТВ-журналист. - М., 1980.

Николов Е. Искусство видеть мир. - М., 1971.

Олешко В.Ф. Заложники гласности. - Екатеринбург, 1992.

Олешко В.Ф. Социожурналистика. - Екатеринбург, 1996.

Саппак В. Телевидение и мы. - М., 1988.

Сенкевич М.П. Культура телевизионной и радио речи. - М., 1996.

СМИ и общество//Журналист. - 2000. - № 9.

Телевизионная журналистика. Под ред. Г.В. Кузнецова и др. - М., 1998.

Урвалов В.А. Очерки истории телевидения. - М., 1990.

Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. - М., 1993.

Шаболовка-53: страницы истории телевидения. Под ред. Ю.А. Розова.- М., 1988.

Шаповал Ю.Г. Изображение и слово в журналистике. - Львов, 1985.