Прямые инвестиции делятся на две группы:
трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное- нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающим для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;
транснациональные вложения - прямые вложения, часто в соседней стране. Цель - минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.
Черты, характерные для прямых инвестиций:
· при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;
· большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;
· более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала.
Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:
· организация новых предприятий;
· скупка или поглощение уже существующих компаний.
«Портфельные» инвестиции - такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов).
В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух причин:
· из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;
· по причине наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы. Имеются в виду лицензионные и соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание.
Повышение роли портфельных инвестиций в последнее десятилетие связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.
Прочие инвестиции - группа инвестиций, в которую в основном входят международные займы и банковские депозиты.
Формы заграничных капиталовложений в изложенной схеме все равнозначны. Между тем не до конца ясно, какие формы инвестиций важнее с точки зрения управления реальным производством. В основе этих разночтений, которые выходят на уровень законодательных актов и правительственных постановлений, лежит, как правило, личный или групповой интерес соответствующих финансово-промышленных кругов. Но все более признается приоритетное значение прямых инвестиций как наиболее удачно объединяющих национальные (или государственные) интересы различных слоев общества. К тому же они преимущественно связаны с конкретными международно-оперирующими факторами, финансово-промышленными группами, поэтому они более управляемы, их «правила игры» более определенны, что особенно важно с позиций обеспечения реальных конкурентных стандартов для национальной экономики.[2]
Отраслевое распределение иностранных инвестиций в России в настоящее время характеризуется значительной неравномерностью. Интерес для иностранных инвесторов представляет весьма ограниченное число отраслей. В основном это отрасли, где уровень развития и так выше среднего по стране. Как следствие, иностранные инвестиции не только не смягчают, но наоборот, усиливают диспропорции, сложившиеся в экономике страны.
Роль иностранного капитала в экономике современной России ярко характеризуется следующими данными: в 2002 г. приток капитала из-за рубежа достиг рекордной отметки почти в 20 млрд долл., но доля иностранных инвестиций во вложениях в основной капитал в том же году едва превысила 3% (55,3 млрд руб.)[3]. Несколько больший вклад в развитие основных фондов ежегодно вносят инвестиции совместных предприятий (10—12%). Но информации о распределении долей между российскими и иностранными участниками нет.
В любом случае, если учесть, что на вложения в основные фонды приходится порядка 98—99% всех ежегодных инвестиций в нефинансовые активы, а также то, насколько остра сейчас потребность отечественной экономики в капитале, становится ясно, что масштаб участия иностранного капитала в финансировании реального сектора российской экономики в настоящее время недостаточен. Большая часть ресурсов из-за рубежа приходит в кредитной форме и предназначена, прежде всего, для финансирования импортных операций и поддержания необходимого уровня оборотного капитала в собственных структурах.
Особняком стоит ряд крупных сделок последнего времени (например, слияние ТНК и «Бритиш петролеум», проекты серии «Сахалин»), которые можно считать первым шагом к действительно крупномасштабному инвестиционному сотрудничеству с западными партнерами в производственной сфере. В нынешних условиях даже одной такой сделки достаточно для того, чтобы заметно повысить показатель притока иностранного капитала в Россию (слияние ТНК и «Бритиш петролеум», по ряду оценок, уже привело к поступлению в Россию дополнительно более чем 2 млрд долл. иностранных инвестиций, в то время как общий приток капитала по этой и сопряженным с ней сделкам может составить 7—10 млрд).
Очевидно, что будущее инвестиционного сотрудничества России с миром — за сделками именно такого масштаба. Но пока они единичны, и вклад иностранного капитала в рост нашей экономики незначителен. Более того, в своем нынешнем виде отраслевая структура распределения иностранного капитала в России служит фактором, способствующим развитию ряда диспропорций в отечественной экономике, которые будут описаны ниже.
В 2002 г. доля торговли и общественного питания в капитале, привлеченном из-за рубежа, составила 44,5% и впервые превысила долю промышленности (37,1%). Показательно, что более половины доли торговли пришлось на ее внешнюю составляющую (22,4% всех иностранных инвестиций), а 87% вложений в сектор сформировали прочие инвестиции. Эта тенденция сохранилась и в первом полугодии 2003 г. В промышленность поступило 34,2% всех иностранных инвестиций, а в торговлю и общественное питание — 44,9%, из них 28,9% пришлись на капиталовложения во внешнюю торговлю, доля кредитов в которых составила практически 100%.
Начало XXI века вообще стало переломным моментом в динамике отраслевой структуры иностранных инвестиций в России. В 90-е годы в качестве основной сферы применения зарубежного капитала выступала промышленность, что объяснялось притоком капиталовложений, связанных с приватизацией промышленных предприятий, но по мере того как основная их масса была распродана, на первое место стала выходить сфера услуг. В настоящий момент, помимо торговли, зарубежные капиталы активно идут в общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка (6,9% в 2002 г., 8,5% в I полугодии 2003 г.), транспорт и связь. Из отраслей промышленности иностранных инвесторов сегодня привлекают цветная и черная металлургия (12,5% инвестиций в 2002 г., 15% в I полугодии 2003 г.), топливная промышленность (9,8 и 8,3% соответственно), пищевая промышленность (6,1 и 3,5%).
Сохранение за промышленностью стабильной доли в притоке капитала из-за рубежа связано с финансовой поддержкой и частичной модернизацией производств, которые уже находятся в сфере внимания зарубежных инвесторов. Вкладывать средства в другие предприятия отечественного реального сектора, производственные фонды которых сильно изношены и нуждаются в коренной модернизации, иностранным инвесторам просто невыгодно. Тем более что вложения в эту сферу сопряжены с серьезными рисками, и часто требуются значительные первоначальные капиталовложения. Достаточно проблематичными выглядят и перспективы создания промышленных предприятий «с нуля», поскольку условия их функционирования в России до сих пор представляются недостаточно предсказуемыми.
В свою очередь, сфера торговых операций сегодня выглядит более доступной, менее зарегулированной и капиталоемкой, а также более прибыльной. Кредитуя поставки импортной продукции в нашу страну, иностранцы создают дополнительные конкурентные преимущества для товаров из своих стран, способствуя завоеванию ими все большей ниши на российском рынке. С российской стороны существенный вклад в этот сценарий развития событий вносит политика поддержания завышенного курса рубля, которая снижает конкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с импортными.
Складывается довольно своеобразная ситуация: российское правительство благодаря солидной валютной выручке от продажи нефти поддерживает стабильный курс рубля и преподносит это иностранным инвесторам как явный признак финансовой стабилизации, а те в свою очередь, адекватно истолковывая последствия укрепления национальной валюты, наращивают инвестиции. Но не в реальное производство, где хотело бы видеть их наше правительство, а в финансирование импорта и торговлю, где отдача от капиталовложений выше.
В структуре накопленных иностранных инвестиций промышленность пока сохраняет первенство благодаря лидерству на протяжении всего прошлого десятилетия. В начале 2003 г. на этот сектор экономики приходилось около 37% всех накопленных зарубежных капиталов, из которых больше половины было сконцентрировано всего в двух отраслях — в нефтедобыче (1 1,2%) и пищевой промышленности (9,1%). Менее существенными, но все же значимыми реципиентами выступали машиностроение и металлообработка, цветная и черная металлургия, химия и нефтехимия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Обращает на себя внимание и тот факт, что 60% всех инвестиций, накопленных в промышленности, было осуществлено в прямой форме. Особенно ярко эта закономерность проявилась в нефтедобывающей и пищевой промышленности.