Имеется ряд примеров совместного инвестирования средств в российские предприятия отечественных и зарубежных банков. При этом информационное обеспечение и непосредственное финансовое обслуживание проектов обычно берут на себя российские банки. Ряд крупных европейских банков и Токобанк выдали синдицированный кредит Норильскому горно-металлургическому комбинату объемом $40 млн. (доля Токобанка - $5 млн.).[27] Ряд крупных российских и иностранных банков намерены участвовать в крупномасштабной программе “Росэкспортлеса”.[28]
Крупнейший акционер таиландского Bangkok Bank of Commerce Public Company Ракеш Саксена приобрел значительную долю в уставном фонде банка “Эффект-кредит”. Сотрудничество планируется наладить по трем направлениям: выход на международный рынок с обычными и форвардными контрактами на российские ценные бумаги, консалтинговые услуги по российскому корпоративному бизнесу, диверсификация кредитного портфеля “Эффект-кредита” за счет зарубежных активов[29].
В связи с увеличением внешнеторгового оборота не может не развиваться сотрудничество российских и иностранных банков в области международных расчетов. Можно выделить несколько направлений этого развития:
· установление корротношений;
· стандартизация расчетов (принятие российскими банками тех или иных стандартов, используемых иностранным партнером);
· использование гарантий и платежных обязательств российских банков при осуществлении расчетов.
Развитие сотрудничества в этом направлении имеет большое значение для России, т.к. недоверие западных банков к гарантиям российских финансовых институтов делает невозможным эффективное обслуживание внешней торговли, в частности, приводит к необходимости осуществлять предоплату за импортируемые товары.
Нормальное обслуживание внешней торговли невозможно также без освоения российскими банками международных стандартов в этой области.
Мосбизнесбанк и испанский банк “Бильбао Вискайя” заключили соглашение о сотрудничестве в рамках программы “TWINNING” Мирового банка и ЕБРР. Цель проекта - общее повышение стандартов банковского дела России путем передачи технологий работы ведущими западными банками и модернизации российских банковских систем. Одновременно, совместно с одной из крупнейших западных аудиторско- консалтинговых фирм “Deloitte & Touche” будет идти работа по внедрению международных учетных стандартов[30].
К настоящему времени ряд российских банков смогли добиться признания своих гарантий при совершении внешнеторговых операций.
Межкомбанк и ЕБРР заключили соглашение, в соответствии с которым ЕБРР будет подтверждать (для бакнов-корреспондентов Межкомбанка) гарантии и аккредитивы российского банка по экспорту и импорту на сумму до $5 млн.[31]
АвтоВАЗбанк и немецкий Bayerische Vereinbank AG подписали соглашение о предоставлении немецким банком клиентам АвтоВАЗбанка кредитов общей суммой до DM20 млн. под гарантию российского банка[32]. Можно отметить, что в данном случае немецкому банку стоило проявить большую осторожность.
КБ “Нижегородский банкирский дом” и ассоциации французских банков CIC подписали в октябре 1995 г. соглашение, в соответствии с которым гарантии нижегородского банка будут приниматься во Франции[33].
Индийская государственная Корпорация страхования экспорта (Export Guaranty Trade Corp.) включила Инкомбанк в список компаний, которые признаются и рекомендуются ею для участия в обслуживании экспортно-импортных операций. Это фактически означает предоставление Инкомбанку безлимитных возможностей для использования аккредитивов банка[34].
Такие российские банки, как ОНЭКСИМ Банк и “Менатеп” также имеют соответствующие соглашения с зарубежными банками-корреспондентами о признании их обязательств.
Ряд крупных российских банков заключили соглашение с крупнейшим бразильским банком Banco do Brazil о сотрудничестве, предусматривающее, в частности, предоставление гарантий и кредитов при совершении двусторонних торговых операций[35].
Кроме успешных примеров сотрудничества имеются и конфликты между российскими банками и иностранными финансовыми структурами. Эти конфликты связаны с пересечением интересов на привлекательных (для инвестирования) объектах внутри России, а так же с нежеланием западного финансового сообщества допускать российские банки на свой рынок.
Например, конкурентная борьба за обладание акциями привлекательных предприятий развернулась между швейцарской трейдинговой компанией Euromin и банком “Менатеп”. Так, при проведении инвестиционного конкурса за право обладать крупным пакетом акций Самарской металлургической компании (крупнейший производитель алюминиевого проката в Европе) администрация предприятия и Euromin были уверены в победе швейцарской компании. Однако неожиданно конкурс выиграла дочерняя структура “Менатепа” АО “Литмет”. Борьба, тем не менее, закончилась тем, что “Менатеп” отказался от акций, которые перешли к Euromin.[36] По-другому складывается похожий конфликт “Менатепа” и Euromin из-за Челябинского электролитного цинкового завода, в который швейцарцы успели сделать существенные инвестиции. “Менатеп” владеет 24% акций предприятия (Euromin - 35%), в результате чего полного контроля над заводом не имеет ни банк, ни Euromin. Интересно, что первоначально “Менатеп” хотел уступить швейцарской компании принадлежащие ему акции, но затем изменил свое решение после того, как другая трейдинговая компания Glencore (конкурент Euromin) выразила желание купить их[37].
Недавняя отмена запрета на работу иностранных банков с российскими резидентами может обострить конкурентную борьбу между российскими и иностранными банками. Так, представитель филиала Citibank в Петербурге подчеркнул, что “филиал открыт для всех крупных промышленных предприятий региона”.[38] Однако следует отметить, что дочерние структуры иностранных банков в России нацелены прежде всего на работу с иностранными фирмами. Например, представитель Chase Manhattan Bank N.A. (дочерний банк одноименного американского банка) заявил, что он не видит пересечения интересов с российскими банками и рассматривает их как партнеров и клиентов, через которых американский банк будет работать в России[39]. Те иностранные банки, которые намерены внедриться на российский банковский рынок, обычно предпочитают работать через контролируемые ими российские банки.
Некоторые иностранные банки, формально не работая на российском внутреннем рынке, тем не менее вторгаются в сферу интересов российских банков. Это касается иностранных компаний, контролируемых российским капиталом, совместных предприятий и торговли в рамках СНГ. Например, голландский ABN Amro Bank, создав дочерние банки в России, Казахстане и на Украине, ставит своей задачей осуществлять платежи между бывшими советскими республиками, обслуживать торговые операции в рамках СНГ[40].
Первые иностранные компании, начавшие целенаправленное внедрение на российский рынок, - это крупнейшие транснациональные корпорации, производящие недорогую продукцию массового спроса и считающие, что они должны присутствовать на всех крупных рынках. В качестве примеров можно привести McDonalds, Mars, Coca-Cola, Funai и т.д. После массовых поставок товаров такие компании обычно приступают к их производству внутри страны. Это диктуется высокими таможенными пошлинами и необходимостью размещать производство ближе к потребителям.
Другая группа компаний, активно внедряющиеся на российский рынок - это те фирмы, которые сотрудничали с СССР в 70-80-е годы, например, ABB, Siemens, Nokia. Высокий интерес к России проявляют также компании, специализирующиеся на добыче и\или торговле сырьевыми ресурсами, особенно те, которые имеют опыт работы в развивающихся странах, например, Exxon, Amoco, Chevron, Conoco, Trans World Metals.
Тем не менее, обычно происходит изолированное проникновение иностранной фирмы на российский рынок, без разработки глобальной стратегии работы в России. Лишь немногие иностранные компании решились не только осуществить отдельные проекты в России и странах СНГ, но и создать масштабную сеть своих производственных структур (для этого требуются как инвестиции в производство, так и создание всей необходимой инфраструктуры, характерной для ФПГ).
Так, швейцарско-шведская машиностроительная группа ABB произвела инвестиции в десятки предприятий бывших коммунистических стран и теперь существенная часть ее ФПГ находится в Восточной Европе (включая Россию). В 1994 г. эти предприятия произвели продукцию на $1.66 млрд.[41] Характерно, что ABB намеревался приобрести некоторые российские банки[42] и учредил шведско-российский инвестиционный фонд[43].
В настоящее время ABB владеет акциями 20 российских предприятий, специализирующихся в самых различных областях: контрольно-измерительная аппаратура, производство газовых турбин, электрогенераторов, кабелей, оборудование для нефтехимической промышленности[44]. Консорциум ABB-Chevron принимает участие в реконструкции ведущих нефтеперерабатывающих заводов России: “Киришинефтеоргсинтез”, “Пермьнефтеоргсинтез”, “Куйбышевнефтеоргсинтез”, “Нижнекамскнефтехим”, “Ангарская нефтехимическая компания”, Московский НПЗ.