Общественно-политические, нравственный и философские проблемы в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Доклад по литературе выполнили ученицы 10 «В» класса Гритчина Г., Клевцова Т.
Многопрофильная школа – гимназия №70
Краснодар 2000г.
Роман «Война и мир»,созданный в 60-е годы прошлого века, породил множество толков, суждений и пересуд. Это произведение было написано в период формирования новой, пореформенной эпохи русской истории. Правительство Александра II отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, и они бунтовали; вернуло из Сибири декабристов, но осудило на двадцатилетнюю каторгу Чернышевского; государство было подорвано неудачами Крымской войны – в России «все переворотилось и только начинало укладываться». Несомненно, что все это не могло не найти отражения в произведении такого великого писателя, как Л.Н. Толстой. Но в своем историческом повествовании Толстой очень скуп на так называемые локальные черты, мелкие признаки времени, хотя они иногда встречаются и вполне достоверны. Главное для него: внутренняя жизнь людей, их отношения. Именно на этом уровне раскрываются проблемы общества – нравственные, философские и даже политические. И все это написано простым, доступным каждому языком.
«Война и мир» – это грандиозное исследование полувековой истории России, в ее острых столкновениях и сопоставлениях с Европой, постижение национального своеобразия характера русского народа и всего строя его жизни. Она нашла множество откликов как среди современников автора, так и среди его потомков. Например, Н.Н. Страхов в своих «Критических статьях» так писал об этом произведении: « Какая громада и какая стройность! Ничего подобного не представляет нам ни одна литература. Тысячи лиц, тысячи сцен, всевозможные сферы государственной и частной жизни, история, война, все ужасы, какие есть на земле, все страсти все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все радости и горести, доступные человеку, всевозможные душевные настроения, от ощущения вора, укравшего червонцы и своего товарища, до высочайших движений героизма и дум внутреннего просветления, - все есть в этой картине. А между тем ни одна фигура не заслоняет другой, ни одна сцена, ни одно впечатление не мешают другим сценам и впечатлениям, все на месте, все ясно, все раздельно и гармонирует между собою и с целым. Подобного чуда в искусстве, притом чуда, достигнутого самыми простыми средствами, еще не было на свете».
Действительно, художественное описание и общий взгляд на жизнь, философия истории тесно связаны в «Войне и мире», и ,сливаясь в единое целое, они создают картину реального общества со всеми его проблемами и недостатками.
Громадный массив действующих лиц «Войны и мира» ярок и разнообразен. Но сразу ощущается его деление на две большие группы. В одной из них – люди глухи к велению совести, зовам сердца, свою пустоту прячут за благозвучными, лицемерными речами. Бесчислен этот ряд: Курагины, Друбецкие, Куракины, многие другие завсегдатаи светских гостиных, в частности салона Анны Павловны Шерер во главе с ней самой. Толстой непримирим к ним. Авторским ироничным комментарием сопровождается почти каждое их слово и движение.
Антинациональность, полная оторванность от народной среды, закоренелый легитимизм – таковы политические черты высшего дворянского общества. Под внешней респектабельностью скрывались интеллектуальное убожество и нравственный распад. По существу в первых сценах романа да еще в картине бала у Нарышкиных Толстой исчерпывает все содержание и формы жизни высшего дворянско-аристакратического общества. Он не в состоянии ничего прибавить, найти хоть какую-нибудь живую краску в его мертвенном облике.
Предельная эгоистичность, корыстолюбие и карьеризм, интриганство и приспособленчество, светское злоязычие, нередко переходящее в клевету, душевная опустошенность, лицемерие и ханжество, ставшие привычкой, свобода лжи, неспособность к каким-либо глубоким переживаниям, насмешливое отношение ко всякому искреннему движению души – вот черты нравственного облика высшего общества. Его сущность Толстой видит в паразитизме и праздности.
На самом верху дворянско-помещичьей России стоит фигура Александра I. Подобно тому как Пушкин рисует Екатерину II в «Капитанской дочке» в ее официозном облике, образ царя нарисован таким, каким он представлялся тогда воображению восхищенного им большинства дворян.
Для придворных кругов Александр – существо необыкновенное по своей физической и душевной красоте, - «наш ангел», как называет царя благоговейно замирающая при этом Анна Павловна Шерер. Для дворянской массы и купцов это царь-батюшка. Для Николая Ростова император – человек, за которого он готов умереть. Андрей Болконский и Пьер Безухов также могли испытывать в отношении к Александру I известные иллюзии, которые, как об этом свидетельствует в своих «Записках» декабрист Якушин, были присущи в эту пору передовому кругу дворянской молодежи.
Но в облике толстовского Александра отчетливо проступают черты двуличия, позерства и той жеманной чувствительности, в которой льстецы усматривали проявление «высокой души царя». Истинную цену сентиментальной слезливости Александра Толстой показывает сопоставляя сцены умиления царя при виде страданий раненого солдата со страшной картиной тифозного госпиталя, где трупы лежат рядом с живыми людьми.
Тщеславие императора звучит и мотиве «Я и Наполеон», и в самолюбивом повторении понравившейся фразы при известии о вторжении Наполеона.
Подлинный облик злопамятного и двуличного Александра особенно ярко выступает в историческом эпизоде приезда его в армию после разгрома Наполеона: Кутузова царь заключает в объятия, сопровождая их злобным шипением: «старый комедиант». Образ императора Александра I соответствует исторической истине, как и облик всего царского окружения: от всех этих бенигсенов, вейротеров, пфулей и вольцогенов веяло антирусским, антинародным духом. Верхушка нации, то есть как раз те люди, которых автор относит к первой группе, омертвела; по определению Толстого, она живет «искусственной жизнью».
На другом полюсе – обитатели старых дворянских усадеб, сохранившие добрые национальные традиции, живущие в непосредственной близости к народу, в слиянии с природой. Писатель испытывает к ним откровенную симпатию, хотя не замалчивает господствующих здесь сословных предрассудков. Особенное внимание уделено старому князю Болконскому и чете Ростовых: их теплым чувствам к детям, любви к родному краю, к серьезным интеллектуально-нравственным запросам, а в годину военных испытаний – патриотическому порыву. В повседневной жизни с ее обычными человеческими горестями и радостями, не затемненными корыстолюбивыми, эгоистическими расчетами или «вопросами», сохраняется непосредственное и такое же естественное, как сама эта жизнь, нравственное чувство. Немудрено, что именно эти семьи – в центре внимания. Следует добавить, что в развитии непосредственного нравственного чувства в «Войне и мире» намечается возможное решение моральной проблему вообще. Человек добр по природе своей, и если в жизни он руководствуется естественным своим чувством, то он будет добрым, хорошим и для других, говорит Толстой своим изображением ростовской «породы». Однако он сам правдиво показывает, что естественная доброта и благодушие старого графа, облаченные в привычку к наслаждению жизнью, разорили семью. Стало быть, не всякое наслаждение разумно. Проявление, например, чувственности, страстей ведет к горю; примеры тому – проигрыш Николая и увлечение Наташи Анатолем. Человек должен уметь сдерживать себя и , совершив ошибку, своим нравственны чутьем понять ее, чтобы исправить.
Взаимоотношения и борьба двух антагонистических классов феодально- крепостнического общества составляют основу исторического развития России крепостнической эпохи. В «Войне и мире» Толстой дал широкий, развернутый образ дворянской России, показав ее сверху донизу. Как отмечалось, он не ставил перед собой задачи изображения другой – крепостной, крестьянской – Руси. Однако ее жизнь и страдания не могли не найти отражения в произведении, основным историческим содержанием которого является такое событие в жизни России, как война 1812 года. Он не был бы великим художником, если бы не воссоздал в своей эпопее национальный облик русского народа, не передал бы исторические черты крепостного крестьянства, составляющего большинство нации, не раскрыл бы содержание и формы проявления основного конфликта крепостной эпохи. Художник на редкость многомерно отразил народное бытие: в его конкретно-бытовом течении, создании разнообразных типов крестьян, в авторских толкованиях сомой сущности тех, кто с честью выдержал испытания войны, в лирико-философских отступлениях – раздумьях писателя о массе и личности в истории. Бесспорно, что основная часть грандиозного романа – описание дворянства в его сложной духовной дифференциации. Однако и в этом русле «мысль народная» торжествует. Все события, явления, предметы как бы высвечены исходящими от нее лучами. Рисуется ли светская жизнь, салонные развлечения, строятся ли стратегические планы командованием, передаются ли душевные борения мыслящей личности, эта мысль всегда присутствует «за кадром». Все и вех художник оценивает в свете правды, коллективной мудрости широких трудовых слоев населения. Авторский голос средствами смелых ассоциаций «оркеструет» лейтмотив романа.
Пропасть, разделяющую две половины единого целого – крепостную и дворянскую Россию – удается переступить лишь наиболее нравственно развитому и духовно просветленному из героев Толстого – Андрею Болконскому. Накануне Бородинского сражения Болконский начинает преодолевать сословный взгляд на народ; он ставит себя в один ряд с ним. Успех битвы при Бородино «зависит от того чувства, которое есть во мне, в нем < офицере Тимохине >, в каждом солдате».