Смекни!
smekni.com

Иностранцы в Германии (стр. 6 из 7)

Иностранцы в значительной степени содействуют общему благосо­стоянию в Германии. Как покупатели они способствуют экономичес­кой конъюнктуре в стране. Те суммы, что в первые годы пребыва­ния иностранцев в Германии переводились заграницу, сегодня, в основном, тратятся ими на внутреннем немецком рынке, - на при­обретение всего необходимого для жизни, на покупку потребитель­ских товаров длительного пользования, на уплату страховых взно­сов, на покупку недвижимости и производственные инвестиции.

Иностранцы могут претендовать на социальную помощь, на помощь в оплате жилья, на получение денег на детей в семье, и т.д. С другой стороны, они выполняют свои обязанности как налого­плательщики и социально-застрахованные. Общая сумма всех нало­гов и социальных взносов, уплаченных иностранцами в 1992 году, оценивается в 90 миллиардов немецких марок. Турки внесли 450 миллионов немецких марок в фонд солидарности в 1991-1992 гг. (взносы в этот фонд, служащий покрытию части расходов в связи с объединением Германии, были обязательны для всех налогопла­тельщиков). Необходимо упомянуть и долю турок в уплате косвен­ных налогов, налог с оборота, налог на табачные изделия, на бензин и т.д. Общая сумма всех этих налогов, уплаченных турка­ми, оценивается в 8 миллиардов немецких марок.

Общие взносы всех иностранцев, занятых по найму, в государст­венный фонд пенсионного страхования, составили в 1989 году поч­ти 13 миллиардов немецких марок; в то же время общая сумма пен­сионных выплат иностранцам составила лишь 4 миллиарда немецких марок. Таким образом, иностранцы в настоящее время участвуют в финансировании пенсионного фонда.

Иностранцы на рабочих местах.

Большинство иностранцев, работающих в Германии, платит взносы в социальный фонд пенсионного страхования (в 1991 г.: почти 2 миллиона). Это, в основном, рабочие. Но в последнее время наблю­дается небольшое увеличение доли служащих среди иностранцев, занятых по найму. Большинство иностранцев, занятых по найму, - турки (630.000). 325.000 иностранцев, занятых по найму, - из бывшей Югославии, 171.000 - из Италии, 105.000 - из Греции, 93.000 - из Австрии, 61.000 - из Испании, 46.000 - из Польши;, 46.000 - из Португалии, 45.000 - из Франции, 40.000 - из Великобритании. Почти полови­на всех иностранцев работает в обрабатывающих секторах промышленности (производство и обработка стали, маши­ностроение, автомобилестроение, электротехническое, химическое, текстильное и швейное производство). В секторе стали, машино­строения и автомобилестроения занято 237.000 иностранцев эта группа секторов играет одну из ведущих ролей. 21,5 процентов иностранцев, занятых по найму, работает в секторе обслуживания. Около 8 процентов приходится на сектор торговли и столько же на строительный сектор. Все больше иностранцев основывают в Германии собственные пред­приятия, магазины и т.д. За 20 лет доля предпринимателей среди занятых иностранцев в Германии выросла с 1,6 процентов до 5,1 процентов (1988г.). В 1990 году 200.000 иностранцев в Германии принадлежали к социальной группе «предприниматели и члены их семей». Для сравнения: в 1971 году - 51.000. Наиболее популяр­ными среди иностранцев являются: гастрономия, пошив одежды, изготовление обуви, торговля, услуги, транспорт. Наиболее зна­чителен рост количества иностранцев, владеющих малыми предприятиями. Среди частнопрактикующих врачей в Германии доля иностранцев составляет сейчас около 5 процентов, - втрое боль­ше, чем в 1970 году. С 80-х годов наиболее заметна тенденция к основанию собствен­ных предприятий турками, - особенно в земле Северный Рейн-Вестфалия, где сосредоточена большая часть всех турок, прожива­ющих в Германии. Исследования «Центра по изучению жизни турок» показали, что турецкие предприниматели представлены сегодня в 55 секторах (книготорговля, ремонт автомобилей, экспорт-импорт и т.д.). Центр оценивает общую стоимость имущества этих пред­приятий в 5,1 миллиардов немецких марок, а их общий товарообо­рот - в 23 миллиарда немецких марок. Они являются, таким обра­зом, важным экономическим фактором, - не в последнюю очередь, и потому, что создают рабочие места.

Дети иностранцев.

В настоящее время в Германии проживает около 1,3 миллионов де­тей иностранцев в возрасте до 16 лет; из них около 75 процен­тов - из 6 стран. Почти половина - турки (600.000). Ситуация иностранцев в возрасте до 16 лет отличается от ситуации их не­мецких сверстников. Здесь нужно упомянуть трудности с языком, трудности с образованием, а также принадлежность к различным культурным кругам.

В 1990 г. в общеобразовательных школах Германии было 780.000 иностранных учащихся. 30 процентов из них посещали школу типа хауптшуле (неполная средняя школа), 18 процентов - зондершуле (школы для отстающих), и лишь 10 процентов - гимназию. У их немецких сверстников картина иная: 15,5 процентов посещали ха­уптшуле, 3.1 процентов - зондершуле и 22,8 процентов - гимна­зию.

Если сравнивать между собой отдельные национальности, то полу­чается следующая картина: гимназию посещал каждый семнадцатый турецкий школьник, каждый восемнадцатый итальянский школьник и каждый восьмой греческий.

Почти все дети иностранцев, занятых по найму, родились или вы­росли в Германии. Почти все они хорошо или очень хорошо владе­ют немецким языком. Они с каждым годом достигают всё больших успехов в учёбе. В 1990 году 45,9 из них закончили хауптшуле, 25,2 процентов - реальную школу, и 6,4 процентов - гимназию. Для сравнения: в 1983 году гимназию закончили 5 процентов. Доля иностранной молодёжи, не сумевших получить свидетельство об окончании хауптшуле (неполная средняя школа), снизилась с 29 до 22 процентов.

Что касается профессионального обучения, то нужно отметить, что в последнее время выросла готовность иностранной молодёжи прой­ти принятый в Германии полный курс профессионального обучения. В 1985 году в Германии было лишь 51.000 иностранных учеников дуального производственного профессионального обучения; в 1992 году их уже было 108.000. («Дуальное» означает, что речь идёт о сочетании обучения на производстве с обучением в соответствую­щей школе.) Доля иностранцев в общей возрастной группе населения от 15 до 18 лет составляет около 12 процентов; доля же иностран­ных учеников среди всех учеников в системе дуального професси­онального обучения составляет всего 6,6 процентов. В то время как 70 процентов немецкой молодёжи до 18 лет стремилось полу­чить дуальное профессиональное образование, соответствующая доля среди иностранной молодёжи лишь 33,5 процентов. Причины отказа от профессионального образования - в желании многих мо­лодых иностранцев как можно скорее начать зарабатывать деньги. Значение профессиональной квалификации в сегодняшних условиях, когда рынок рабочей силы предъявляет всё новые требования, очень часто не учитывается родителями молодых иностранцев, счи­тающих, исходя из собственного опыта двадцатилетней давности, что простого школьного образования вполне достаточно.

Почти четверть молодых иностранцев, начавших прохождение полно­го курса профессионального обучения, не оканчивает его. Отсутствие же полноценного профессионального образования не даёт найти хорошего рабочего места и мешает процессу социальной ин­теграции. В современных условиях (всё более сложная технология, всё большая потребность в квалифицированной рабочей силе в со­четании с всё уменьшающейся потребностью в неквалифицирован­ных рабочих) молодых иностранцев без профессионального образования меньше шансов на хороший заработок. С другой сто­роны, в связи с уменьшением количества немецкой молодёжи (по причинам демографического характера), у молодых иностранцев ещё никогда не было такого большого выбора мест профессио­нального обучения.


Заключение.

Кинорежиссер Билли Вильдер родился в 1906 г. в Галиции. Ребенком он приехал с родителями в Вену. В 20-е годы он перее­хал в Берлин и оттуда бежал от наци­стов в Голливуд. Он - типичный миг­рант XX в, один из многих миллио­нов европейцев, искавших на чужби­не работу и заработок, свободу или защиту от преследований. Более или менее добровольные передвижения и вынужденное бегство не только перемешали части населения Европы. Они оставляли след в биографиях и коллективной памяти мигрантов. Они оказывали огромное влияние на политику и общество стран, в кото­рые устремлялись потоки мигрантов. Уже в начале вербовки гастарбайтеров в начале 60-х в крупных городах Федеративной Республики Германия возникло невиданное ранее языковое, культурное и религиозное разно­образие. Многие рабочие-мигранты остались к ним либо приехали семьи, либо они обзавелись ими в Германии. Поэтому здесь идет речь не только с иммигрантами, но и с родившимися здесь представителями новых этно-религиозных меньшинств. Сейчас в Германии нет единого мне­ния о том, как будет выглядеть соот­ношение коренного большинства и новых меньшинств. По этому вопросу есть, по крайней мере, две разные точки зрения: одни выступают за далеко идущую ассимиляцию мень­шинств. Именно это желание скры­вается за требованием адаптации мигрантов и их детей к германской «ведущей культуре», о которой веде­тся так много споров. Получается, принадлежность к меньшинству - не более, чем переходная стадия. Противоположная точка зрения исходит из долговременного этнического разно­образия и принимает его. Первая концепция опирается на представление о сравнительно однородной гер­манской нации. Перманентная миг­рация не должна менять ситуации. Основной груз интеграции при этом ложится на мигрантов. Интегрируясь, они получают полные права. Вторая концепция видит довольно «пестрое» население, в котором миг­ранты и их дети не просто интегрированы в результате усвоения немецких ценностей и норм, но привносят собственную идентичность и культуру. На практике это приводит к плю­ралистическому обществу, в котором «другое» не равнозначно «чужому». В этой модели конфликты неизбеж­ны. Следовательно, речь идет не об их предотвращении, а об установле­нии правил их разрешения. Важной предпосылкой этого является равенство реальных возможностей, к которым относится как можно более раннее и неограниченное предоставление иммигрантам гражданских и социальных прав. В политических дискуссиях об иммиграции сегодня и завтра речь идет не только о пере­распределении ресурсов, шансов на участие и жизнь, но также о призна­нии (или непризнании) религиозных и культурных различий. Очевидно, что ассимиляция новых иммигрантов к обществу большинст­ва требует немалых адаптационных усилий. Как правило, они сами рас­плачиваются за риск неудачи. Однов­ременно эта модель пытается сразу ограничить разнообразие Статус кво норм, ценностных представлений и культурного своеобразия целевого общества должен сохраняться, нес­мотря на приток иммигрантов. Это «культурное своеобразие» имеет ши­рокий диапазон - от языка боль­шинства через определенные представления о семье и воспитании до западно-христианских традиций. С сугубо немецкой точки зрения, асси­миляция была бы преимуществом, если бы Германия таким путем могла избе­жать разногласий с фундаменталистской картиной мира или большой асимметрией в правах и обязанностях мужчин и женщин. Однако форсированная ассимиляция означает, что со временем исчезнет большая часть того культурного капитала, ко­торый мигранты привозят с собой в качестве «невидимого багажа». Космополитическая модель исходит из ограниченного набора не обсуждаемых правил игры. Но в реальном мире отдельные этнические группы и их члены обладают большей свобо­дой индивидуальных проявлений. Для разных этнических групп это оз­начает признание их культурной идентичности. Такой подход облегча­ет доступ прежде всего мигрантам первого поколения. А для принимаю­щей страны это означает большее космополитическое разнообразие. Если удается достичь космополити­ческого равновесия, это не только увеличивает привлекательность при­нимающей страны, но и дает ей ряд преимуществ. Если же этого сделать не удается, то социальная цена раско­лотого по этнической линии общест­ва оказывается довольно высокой - особенно в тех случаях когда иммиг­рации сопутствует длительная маргинализация и изоляция.