Забыть ли старую любовь
И не грустить о ней?
Забыть ли старую любовь
И дружбу прежних дней?…
С тобой топтали мы вдвоем
Траву родных полей,
Мы взяли с юных дней.
Переплывали мы не раз
С тобой через ручей,
Но море разлучило нас
Товарищ юных дней…
И вот с тобой сошлись мы вновь,
Твоя рука в моей.
Я пью за старую любовь,
За дружбу прежних дней!…
(Перевод С. Маршака)
1 марта – день святого Давида, национальный праздник Уэльса, когда многие валлийцы, как мы уже рассказывали, носят в петлицах свою национальную эмблему – нарцисс или порей. Но есть и другой день, имеющий огромное значение для нации. Это главное событие года, его кульминация, напоминание о вечнозеленом древе народной жизни. Национальный айстетвод (theNationalEisteddfod) , по утверждению валлийцев, - самое уэльское, что есть в Уэльсе. Валлийское слово еisteddfod означает «заседание», а сам праздник представляет собой состязание народных певцов, бардов. Это один из старейших валлийских обычаем, он был зарегистрирован в VI веке.
Айстетвод – «блуждающий» праздник: он проходит попеременно то на юге, то на севере Уэльса, но время проведения неизменно – первая неделя августа каждого года. На этот самый большой праздник народного творчества в Европе съезжаются валлийцы со всего света. Все процедуры ведутся на валлийском языке – ведь целью праздника является развитие национальной культуры и национального языка, который был запрещен актом о присоединении Уэльса к Англии. Борьба за сохранение древнего культурного наследия велась в различных формах и была подхвачена айстетводом. В программу включается выступления хоров – мужских и смешанных, духовых оркестров, девушек-арфисток, драматические спектакли, выставки живописи, других искусств, ремесел, мероприятий для детей. Выступления проходят в огромном переносном павильоне, который вмещает десять тысяч зрителей – как Альберт – холл в Лондоне! На празднике продаются пластинки уэльской поп-музыки, уэльские биографические справочники, национальный сувениры. Пик торжества – Коронование Барда, о которой мы расскажем чуть позже.
Следующий по значению Международный музыкальный айстетвод (InternationalMusicEisteddfod). Он проводится в Ланголлене в июле. В нем участвуют не только валлийцы, но и представители многих стран, все в живописных и красочных национальных костюмах. Там при огромном стечении участников и зрителей проходят конкурсы народных песен и танцев.
В 1947 году в Южном Уэльсе, в Порткау, появился еще один айстетвод – шахтерский. Он представляет собой важное событие в жизни шахтеров как в культурном, так и общественном плане. Здесь встречаются добрые старые друзья, завязываются новые знакомства. Многие семьи приезжают на целый день и смотрят все конкурсы с начала до конца, то есть часов 10 – 12 подряд – благо еды с собой захвачено достаточно! Айстетвод послужил «стартовой площадкой» для многих певцов и певческих коллективов, получивших в дальнейшем мировое признание.
Ну, а теперь о короновании барда. В центре огромной поляны образован круг из камней, посередине – «алтарный камень». Здесь расположились друиды – конечно, не сами древние священники-судьи, а барды ордена Друидов, почетные граждане - доктора, философы, священники, писатели, политики. Одетые в длинные белые балахоны, они окружают платформу с почетным троном для будущего барда. Трон является призом за победу в поэтическом соревновании – традиция зародившаяся в 940 году. Здесь же нимфы в зеленом, арфистки в голубом, женщины в красном с золотым рогом изобилия из кардифского музея. Сейчас произнесут имя победителя – героя нации. Год назад была определена тема и объявлен поэтический конкурс. В состязании принимали участие профессиональные поэты и любители. Они уже зарекомендовали себя в творчестве и получили поэтический бардовский псевдоним – это обязательное условие. Год трудились поэты, и совету друидов пришлось решать нелегкую задачу: выбрать достойнейшего и обосновать свой выбор. Все произведения тщательно изучены советом заранее, и решение уже принято, но пока держится в тайне. Денежное вознаграждение поэту невилико – всего 20 фунтов, но почет и признательность неизмеримы и бесценны. Идут таинственные приготовления: играют арфы, танцуют эльфы, гигантский меч вынимается из ножен и погружается в них снова. Наконец главный друид трижды обращается к зрителям: «Царит здесь мир?» Они трижды отвечают «Мир!» Трубачи дуют в трубы, гремит орган, луч прожектора, пробежав по рядам, выхватывает победителя. В сопровождении старейших друидов он направляется к трону. Его облачают в пурпурную мантию, отороченную белым мехом, и венчают зубчатой короной, изготовленной специально по этому случаю и специально для него. Звучит поэма барда …
Национальный праздник Ирландии, день святого Патрика, отмечается 17 марта. Как мы уже рассказывали, в этот день в петлице каждого ирландца трилистник. Две трети Северной Ирландии составляют протестанты, потомки англичан и шотландцев, переселившихся сюда в самом начале XVII века. 17 марта они празднуют потому, что «теперь чувствуют себя ирландцами».
Помимо праздников, отмечаемых во всем Соединенном Королевстве, в Ирландии есть еще два, и оба политические. Торжественно отмечается 12 июля, день годовщины битвы на реке Бойн, в которой ирландские протестанты под предводительством короля Вильгельма III Оранского разгромили католиков, поддерживающих изгнанного короля Якова II. Произошло это в 1690 году, но память о битве свято чтится оранжистами. Так называют себя члены ордена, созданного в 1795 году в честь Вильгельма Оранского. Создание ордена преследовало как религиозные, так и политические цели: поддержка протестантизма и защита британского монархизма. В наши дни это ультраправое общество считается тайным, но в маршах оранжистов открыто участвуют видные унионисты, политики, землевладельцы и бизнесмены. По всей Северной Ирландии в июле гремят барабаны и заливаются флейты. Виртуозно раскручивая жезл, впереди каждой процессии выступает церемонимейстер. За ним вышагивают мужчины с наброшенными на сюртуки оранжевыми шлейфами. Вообще зрелище впечатляющее, но для католиков оно выглядит устрашающим.Промаршировав по улицам, строй направляется за город, чтобы провести митинг оранжистов, а потом т повеселиться всласть, размахивая английским флагом, распевая Оранжистские песни, богохульствуя и проклиная католиков. Нередко праздник заканчивается погромами католических районов. «Силы безопасности», теоретически беспристрастные, неизбежно оказываются на стороне унионистов: ведь их задача – любой ценой обеспечить охрану протестантского населения.
Есть еще и третий праздник - День вознесения Святой девы, который, казалось бы, не имеет ничего общего с политикой, но националисты-католики избрали его своим днем. 15 августа происходит нечто подобное маршу оранжистов, но, так сказать наоборот. Это День поминовения 1916 года, когда произошло так называемое Пасхальное восстание в Дублине, одно из самых значительных событий в истории борьбы против колонизаторской политики Британии. Теперь уже другие общины торжествуют, и песни поются другие – националистические, антиоранжистские.
Вот такие бывают праздники… Вековая религиозная и политическая вражда не дает простым ирландцам объединится для борьбы за свои подлинные интересы. Что же касается представителей верхушки, будь они оранжистами или националистами, им это только на руку.
О том, чем паб отличается от клуба и пивной, о возможности выпить кружку пива, бесе-
дуя со знаменитостью, о том, что лучший путеводитель по пабам – книга Дж. К Джерома, об удовольствии посидеть в единственном в мире безалкогольном пабе, а так же о том ,чего нельзя позволить себе в склепах,но можно в пабах. Английский паб очень напоминает клуб, но только тем, кто приезжает в страну впервые. Для самих англичан это абсолютно разные заведения и понятия.
История возникновения пабов, наверное, в какой-то степени банальна. Веками эта прежде маленькая пивнушка или таверна играла важную роль в социальной жизни страны. И в сельской местности, и в городе она была тем центром, где уставшие путники могли передохнуть, перекусить , найти ночлег, тепло и, естественно, выпить кружку пива или чего- нибудь покрепче. В те далекие дни пабы были местом, где можно было услышать последние новости, поспорить на разные темы, просто посидеть послушать, о чем судачат другие, узнать, какие слухи ходят по стране. Сегодня во многих английских пабах вы увидите на стене таблички, сообщающие посетителям о том, что давным-давно (или всего несколько лет назад) именно в этой пивной сиживала некая знаменитость и пила пиво вместе с другими завсегдатаями.
Пиво – излюбленный напиток жителей Великобритании, видимо, и потому, что самый дешевый (более крепкие не всем по карману). Посетители пабов всегда имеют возможность пропустить кружку-другую пива в «своем» пабе или посидеть там, в компании друзей. Каждый паб состоит из нескольких, по меньшей мере, из двух залов. Обычно это небольшие комнаты, в чем, вероятно, и заключается одна из притягательных особенностей паба. Залы называются барами, правда, один из них – «салон» - немного уютнее и комфортабельнее, а, следовательно, чуть дороже. Социальные различия и материальный уровень посетителей заметны и здесь. В одной из комнат, где-то в дальнем углу располагается длинная стойка с высокими стульями или без них; здесь продается не только пиво, но и другие напитки. Бармен наливает их в стаканы либо кружки емкостью в пинту (0,47 литра) или полпинты. Английские пабы традиционно обходятся без официантов, посетители обслуживают себя сами. Атмосфера в пабах всегда отличалась теплотой, уютом и каким-то добросердечием. Сюда приходят представители разных слоев населения, различных классов, политических партий. Они заходят в паб не выпить, а именно пообщаться, повидать друзей, а возможно, просто посидеть поговорить с незнакомым человеком. Кружки пива может хватить на целый вечер. Интерьер английских пабов, особенно в сельской местности, часто воссоздает атмосферу старых пабов: уютные камины, длинные скамейки по обе стороны срубленных столов, стилизованные кружки, низкие потолки.