В статье также затрагивается вопрос о природе слова, которое С. Карцевский в отличие от морфемы относит к «полным» знакам. В нем «имеется два противоположных центра семиологических функций; один группирует вокруг себя формальные значимости, другой — семантические» (ср. идеи Ш. Балли о «синтаксической молекуле», объединяющей «семантему» и грамматические актуализаторы). «Формальные значимости» (падеж, число, время и др.) всегда «остаются тождественными самим себе», семантическая же его часть во многом меняется в зависимости от конкретной ситуации. Тем самым, сохраняя тождество знака, мы постоянно меняем его значение, что может в каком-то случае привести к появлению омонима, уже слишком далеко отошедшего по значению. С другой стороны, может происходить не только омонимический, но и синонимический сдвиг.
Итак, «обозначающее (звучание) и обозначаемое (функция) постоянно скользят по "наклонной плоскости реальности". Каждое "выходит" из рамок, назначенных для него партнером: обозначающее стремится обладать иными функциями, нежели его собственная; обозначаемое стремится к тому, чтобы выразить себя иными средствами, нежели его собственный знак. Они асимметричны; будучи парными, они оказываются в состоянии неустойчивого равновесия». Такое явление названо в статье «асимметричным дуализмом». Именно благодаря ему «лингвистическая система может эволюционировать: "адекватная" позиция знака постоянно перемещается вследствие приспособления к требованиям конкретной ситуации». При этом можно отметить случаи «адекватного знака» (например, русские повелительные формы типа Молчи\) и случаи асимметрии в ту или иную сторону (см. их синонимы типа Молчать! и омонимы типа Смолчи он). Тем самым С. Карцевский фактически выделяет некоторую центральную область распространения того или иного явления и периферию, характеризующуюся сдвигом.
Таким образом, идеи С. Карцевского, имеющие некоторое сходство с идеями Женевской школы, оказали влияние на становление и развитие Пражской школы. Идея «асимметричного дуализма» была развита В. Скаличкой, нашли также развитие и идеи о центре с «адекватной» позицией знака и о периферии.
Известно, что взгляды ученых, в том числе и лингвистов, формируются на основе их предшественников, которыми могут быть как учителя, так и целые школы и даже направления. Задача историка науки состоит в том, чтобы установить генезис взглядов и идей ученых, логику развития их мировоззрения.
В истории языкознания недостаточно исследованной остается Женевская лингвистическая школа. Название «Женевская школа» употребляется применительно к ученикам и последователям Ф. де Соссюра по Женевскому университету. Она представлена непосредственными учениками Соссюра, основателями школы - Ш. Балли (1865-1947), А. Сеше (1870-1946), С. Карцевским (1884-1955) и их учениками и последователями - А. Бюрже (1896-1985), А.Фреем (1899-1980), Э. Сольберже (1928-1989), Р. Годелем (1902-1984), Л. Прието (1936-1996), Ф. Каном (род. в 1929 г.), Р. Энглером (1930-2004), Р. Амакером (род. в 1942 г.).
В основу научной деятельности Женевской школы были положены и получили дальнейшее развитие следующие положения теории Соссюра: учение о языке и речи, разграничение синхронии и диахронии, понимание языка как системы знаков, принцип произвольности и линейности лингвистического знака, различение внутренней и внешней лингвистики. В то же время в рамках Женевской школы были выдвинуты и получили развитие вопросы теории языка, обусловленные индивидуальными научными интересами ее представителей. Они неоднократно заявляли, что учение Соссюра не является для них догмой, и их научная деятельность является ярким тому подтверждением.
Как справедливо отмечает Ж.Редар, в работах по истории языкознания (Робен, Мунен, Мальмберг, Леруа и др.) либо вообще не уделяется внимания Женевской школе, либо она занимает незаслуженно мало места. Как в зарубежной, так и в отечественной историографии науки о языке нет систематических исследований, посвященных цельному разбору теории языка Женевской школы, в которых лингвистические воззрения представителей этой школы анализировались бы во взаимосвязи и в сравнении с общелингвистическими взглядами Соссюра и с другими современными им школами. Применительно к Женевской школе изучению подвергались лишь отдельные, преимущественно частные концепции некоторых ее представителей. Целый ряд положений Женевской школы получают противоречивое толкование.
1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. Учебное пособие. – М.: Языки славянской культуры, 2005.
2. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. – М.: Академия, 2008.
3. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. – М.: Либроком, 2009.
4. Кузнецов В.Г. Женевская лингвистическая школа. От Соссюра к функционализму. – М.: Едиториал УРСС, 2009.
5. Михалев А.Б. Общее языкознание. История языкознания. Путеводитель по лингвистике. – М.: Флинта, Наука, 2008.
6. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта, Наука, 2007.
[1] Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. – М.: Либроком, 2009. – с. 127.
[2] Алпатов В.М. История лингвистических учений. Учебное пособие. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – с. 159.
[3] Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта, Наука, 2007. – с. 82.
[4] Кузнецов В.Г. Женевская лингвистическая школа. От Соссюра к функционализму. – М.: Едиториал УРСС, 2009. – с. 28.
[5] Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. – М.: Либроком, 2009. – с. 135.
[6] Алпатов В.М. История лингвистических учений. Учебное пособие. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – с. 162.
[7] Алпатов В.М. История лингвистических учений. Учебное пособие. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – с. 163.
[8] Кузнецов В.Г. Женевская лингвистическая школа. От Соссюра к функционализму. – М.: Едиториал УРСС, 2009. – с. 39.
[9] Кузнецов В.Г. Женевская лингвистическая школа. От Соссюра к функционализму. – М.: Едиториал УРСС, 2009. – с. 51.
[10] Алпатов В.М. История лингвистических учений. Учебное пособие. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – с. 165.
[11] Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. – М.: Академия, 2008. – с. 164.
[12] Кузнецов В.Г. Женевская лингвистическая школа. От Соссюра к функционализму. – М.: Едиториал УРСС, 2009. – с. 63.
[13] Михалев А.Б. Общее языкознание. История языкознания. Путеводитель по лингвистике. – М.: Флинта, Наука, 2008. – с. 108.