Изучение башкирского языка как государственного и как языка межнационального общения народов расширяет коммуникативные и познавательные возможности учащихся. Изучение башкирского языка есть одновременно вхождение в культуру башкирского народа, познание через него культуры других народов и мировой культуры.
2. Идея формирования языковой личности предполагает построение концепции лингвистического образования на основе новейших достижений психологической и педагогической науки: личностно-ориентированной педагогики, деятельно-развивающей системы обучения, ноосферного интегрированного образования (воспитание научного глобального сознания, экологического, гуманитарного мышления, способности к самоопределению), гуманитарно-информационной модели образования как основы социолизации личности. «Язык – мощный фактор социализации, может быть, самый мощный из существующих» [23].
3. Содержание лингвистического образования строится в соответствии с образом самого предмета изучения – языка. Различают: 1) язык вообще (как представление о человеческом языке) и 2) конкретные этнические языки.
Язык – естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации. Язык в одно и то же время – условие развития и продукт человеческой культуры… Владение языком составляет неотъемлемую черту человека, а возникновение языка совпадает с временем формирования homosapiens [28].
В соответствии с приведенным содержанием понятия «язык» выделяются основные направления его изучения в школе: а) изучение языка как системы; б) развитие языковой способности учащихся, обучение речевому общению; в) изучение языка в стилистическом аспекте, в том числе как первоэлемента художественной литературы.
4. Содержание понятия «язык» дополняется характеристикой его функций. На основе общих, присущих всем языкам функций формируются лингводидактические принципы. Наиважнейшими среди них являются коммуникативная, когнитивная и культурологическая функции и, следовательно, соответствующие принципы обучения языкам.
Рассмотрим лингвокультурологический принцип. Взаимосвязь языка и культуры, более широкий взгляд на язык как на достояние духовного богатства народа, подход к языку как культурно-исторической среде, формирующий языковую личность, - один из основополагающих методических принципов.
Будучи органической частью национальной культуры народа, духовным наследием предшествующих поколений, язык вместе с тем является важнейшим фактором развития культуры. Вместилище знаний – язык закрепляет в своих единицах, и прежде всего в словах и фразеологии, исторический опыт народа, отображает его внутренний мир и своеобразие менталитета, обеспечивает преемственность и единство культурной традиции. «…Язык никак не должен преподаваться в качестве формальной системы…преподавать язык – значит в конечном итоге преподавать культуру» [21].
Итак, мы рассмотрели пути формирования лингвокультурологической компетенции, лингвокультурологический принцип, кратко изложили основное положение лингвокультурологической концепции.
Антропоцентрическая ориентация методики преподавания, методические принципы обучения башкирскому языку естественно привели к идее крмпетентностного подхода в формировании учащихся как языковых.
Основными объектами изучения лингвокультурологии является взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в процессе его функционирования. Предмет исследования – это материальная и духовная культура, созданная человеком и выраженная в языке. Важнейшей задачей лингвокультурологии и ее характерной отличительной особенностью является системное представление культуры народа в языке. Лингвокультурология исследует языковую картину мира, даёт системное описание фактов языка и культуры в их взаимодействии и взаимосвязи. Эта наука тесно взаимодействует с культурологией, лингвострановедением, этнолингвистикой, социолингвистикой, но при этом имеет свою специфику и особый аспект изучения проблемы «Язык и культура».
В центре внимания лингвокультурологии находится человек, рассматриваемый как носитель языка и культуры, его национально – специфические, поведенческие нормы, делающие индивида представителем данной культуры.
Основными единицами изучения лингвокультурологии являются слова, фразеологизмы, пословицы, поговорки и рассматриваются некоторые из них.
Башкирский язык как учебный предмет в школах РБ решает специальные образовательные и воспитательные задачи по подготовке учащихся к активной социальной и трудовой деятельности. В этом параграфе вводим лингвокультурологический материал на уроках башкирского языка.
Далее говорится о разных компетентностных подходах в обучении, в том числе и о лингвокультурологическом подходе. Раскрывается термин лингвокультурологическая компетенция, рассматриваются пути формирования лингвокультурологической компетенции.
Лингвокультурологический подход представляет собой взаимосвязь языка и культуры, более широкий взгляд на язык как на достояние духовного богатства народа, подход к языку как культурно – исторической среде, формирующей языковую личность.
Формирование лингвокультурологической компетенции предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, национально-культурной специфики башкирского языка. По моему мнению введение в практику школы понятия «компетенция» дает более четкие ориентиры при описании владения башкирского языка и для разработки измерителей уровня подготовки младших школьников по данному предмету.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
2.1 Основы программного стандарта по обучению башкирскому языку в начальной школе
Государственный образовательный стандарт общего образования определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников [20].
Изучение башкирского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностей ориентации – осознание башкирского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к башкирскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- овладение башкирским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
- освоение знаний о башкирском языке, его устройстве и функционирование; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение семантических ресурсов башкирского языка, овладение его основными изобразительно – выразительными средствами;
- формирование способностей опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку;
- приобретение компетентности в сфере башкирского языка и речевого общения;
а) речевая компетентность – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;
б) языковая (лингвистическая) компетентность – овладение основами науки о языке, основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование ими совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические ресурсы башкирского языка;
в) социокультурная компетентность – овладение единицами языка с национально – культурным компонентом значения и башкирским речевым объектом.
Реализуя общие цели изучения башкирского языка, предмет «Башкирский язык» в школе с башкирским (родным) языком обучения выполняет специфические цели, которые отражают социальные функции родного языка в целом и определяют его роль в условии всех изучаемых предметов в школе.
Таким образом, «Башкирский язык» в школе с родным (не башкирским) языком обучения выполняет специфические цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре башкирского народа в рамках тем. Сфер, ситуаций общения, предшествующих опыту, интересам учащихся основной школы.