Смекни!
smekni.com

Новая риторика: основные концепции и направления (стр. 5 из 6)

В массовой коммуникации ярко выражены социальные функции общения: она составляет одно из основных условий существования и развития современного общества. С этой точки зрения речь (любая) может измеряться по шкале своей социальной значимости: от бытового общения двоих через многочисленные варианты общения – учебного, профессионального, делового, политического до массовых форм, массовой коммуникации с применением мощных возможностей техники. Таких средств не знал мир, в котором зарождалась классическая риторика.

В рекламе, наиболее полно использующей эти возможности и искусства – музыку, живопись, игру актеров, человек перестает играть активную роль равноправного участника диалога, в результате многократного повторения рекламных клипов срабатывает механизм непроизвольного запоминания, и человек, утратив сопротивляемость, поступает так, как ему внушают.

Информационный поток массового воздействия имеет определенную идеологическую направленность, он поражает своих потребителей богатством красок, силой изображаемых страстей, щедростью затрат, потрясающими сенсациями. Массовые коммуникации используются в межпартийной борьбе, предвыборных кампаниях, дискуссиях, референдумах.

Формы обратной связи при массовой коммуникации – звонки на телестудию, письма в редакцию и другие средства – не могут оказать серьезного воздействия на позицию массовой коммуникации.

В развитых странах созданы НИИ, изучающие эффективность массовой коммуникации, моделирующие образ типичного слушателя и зрителя, ранжирующие средства массовой коммуникации по силе их воздействия. Выясняется, как средства массовой коммуникации формируют общественное мнение в стране, какое сплетение искусств обладает наибольшей эффективностью. Для этой цели используется схема Лассвелла: кто сообщает? кому? что? посредством какого канала? с каким эффектом? Схема напоминает топы античной риторики.

Опыт массовой коммуникации обогащает риторику: во-первых, в использовании смежных наук: лингвистики – для изучения «языкового вкуса эпохи», психологи – для проникновения в лабораторию формирования ценностных ориентаций у человека, социологии – для изучения динамики общественного мнения. Даже математика привлекается: математическая статистика, теория вероятности, корреляция, математическое моделирование, информатика и программирование. Массовая коммуникация стала сегодня неотъемлемой частью быта людей: это прекрасно, так как и телевизор, и журналы, и газеты суть порождения разума. Но опасно сокращение сферы самовыражения, внутреннего и внешнего диалога, живого общения, в общем – деятельного начала в человеке, которое всегда расширяла риторика.

1.5 Теория речевых актов

Одно из самых перспективных направлений в неориторике – теория речевых актов.

Речевым актом (действием) называют любое высказывание и как текст, т.е. продукт речевой деятельности, и как весь процесс: от ситуации требующей высказывания, к внутренней, мысленной, подготовки, через устное или письменное выражение мысли говорящего к восприятию речи слушающим или читающим, перципиентом, к пониманию речи и к другим последствиям – новому акту речи или иным действиям, что называется обратной связью. Речевой акт предполагает коммуникативную ситуацию «говорящий – слушающий», но допускаются и варианты:

1) рассроченное общение (переписка, рукопись, прочитанная и, возможно, опубликованная через много лет);

2) автор один, но читателей и слушателей многие тысячи;

3) речь, обращенная к воображаемому лицу или к человеку, который никогда не узнает об этом или даже к самому себе;

Речевой акт – это условность, но моделирование ступеней этого действия, процесса ведет человека по пути совершенствования своей речи и общения.

Обратимся к модели речевого действия:

Речевой акт

Докоммуникативный Коммуникативный Посткоммуникативный

Докоммуникативный этап включает в себя:

1) ситуацию;

2) созревание мотивов высказывания;

3) внутреннюю, мысленную подготовку речи, ее содержания и языковой формы.

Коммуникативный этап состоит из:

1) перехода кода на акустический или графический;

2) восприятия речи и ее понимания перципиентом.

Посткоммуникативный этап представляет собой обратную связь:

1) новый акт речи;

2) действия.

Следует отметить, что теоретически законченным речевым актом можно считать лишь полный цикл коммуникации, но на практике так бывает далеко не всегда и это не подрывает значимости теоретической модели.

Временных границ акт речи, человеческого ума и таланта, его чувств, духовного богатства вообще не имеет.

Необходимо подчеркнуть черты речевого акта как единицы теории речи:

1) намеренность (интенциональность);

2) целенаправленность, целеустремленность;

3) соответствие правилам речевого поведения, принятым в данном обществе, а также нормам языка;

4) речевой акт всегда соотнесен с лицом говорящего;

5) последовательность этапов речевого акта создает дискурс (речь в потоке жизни);

6) в речевом акте говорящий оказывает на других лиц воздействие, не всегда адекватное замыслу инициатора речевого акта.

Речевой акт имеет функции, которые подразделяются по целям. Отметим некоторые из них:

1) информативные, сообщающие;

2) побуждающие, директивные;

3) вопросительные, требующие информации;

4) акты принятия обязательств;

5) экспрессивные, выражающие эмоциональные состояния;

6) этикетные, формулы вежливости;

7) декларативные, заявляющие, устанавливающие порядок чего-то, планирующие, оперативные;

8) формулирующие принятые решения.

Крупные речевые акты обычно бывают смешанными, точнее, в них могут быть выделены разные по классам и типам элементы. В исследованиях речевого акта существенное место отводится личным позициям участников акта, их отношению к истинности высказанного, доброй воле.

Понятие структуры речевого акта помогает в исследовании механизмов речи, понимании сложнейших процессов подготовки, реализации высказываний, их восприятии и понимании, а также результатов и последствий.

Следует отметить, что велика роль ситуации в порождении речевого акта, их иногда называют речевыми ситуациями. Речь используется как инструмент разрешения ситуаций жизни: быта, труда, социальных отношений, познавательной деятельности, конфликтов.

Речевой акт крайне редко бывает самоценен: можно назвать лишь ситуацию изучения неродного языка, когда действительно высказывания на изучаемом языке имеют целью языковую правильность. Даже в ролевой игре выходят за пределы языковых, что позволяет оживить и опредметить обучение языку, помогает создать иллюзию дискурса.

Ситуация определяет рамку – модель ситуации или сценарий, в котором представлено развитие ситуации. Рамка помогает понять, как следует воспринимать высказывание: как шутку или всерьёз, как приказ или совет друга, как научный факт или предмет для дискуссии. Ситуация во многом определяет потребность, содержание и форму речевого акта, но сама все же еще не входит в его состав.

Внутренний порыв или необходимость – приказ, обращение другого человека, какие-то внешние обстоятельства – вызывают смутную, не всегда ясную потребность речевого высказывания. Так начинается процесс речевого акта.

Содержание речи пока еще амофорно, полную определенность оно получит лишь тогда, когда приобретет вербальную форму, когда все слов связаны между собой не только по смыслу, но и грамматическими средствами. Этим целям служит синтаксис, а его единицей служит предложение. Предложений в высказывании может больше, чем одно, поэтому структурирование речи ориентировано не только на предложение, но и на компонент текста – сложное синтаксическое целое.

В понятие структурирования объединены три ступени: выбор слов, их порядок – последовательность в предложении и грамматическое маркирование.

Обратимся к компоненту коммуникативного этапа – переходу внутренней речи на внешние коды. Попробуем представить этот процесс в виде модели:

Внутренне подготовленная речь

(код образов, схем, понятий, представлений)

Внутренняя вербализованная речь

(словесный код, порядок слов, грамматическое оформление)

Высшая ступень внутренней речи:

подготовка к переходу на условный

код фонем (формируется фонемный

состав слов; подготовка просодических

средств, интонаций, мимики)

Речедвигательный код – подготовка (внутреннее, мысленное, артикулирование звуков, произносительный аппарат приводится в готовность)

Переход на акустический Подготовка к переходу на

код: произносительный буквенный код, ориентировка

аппарат приходит в движение, на фонемный состав слов,

подготовка паралингвистических осознанная подготовка к

средств, пауз, интонаций, записи по правилам графики

телодвижений и орфографии, выбор шрифта,

расположение текста на странице