Министерство образования и науки Российской Федерации
Курганский государственный университет
Курсовая работа на тему:
«Односоставные предложения в спортивных публикациях»
Выполнил:
Елена Пшеничникова. Студент 228 гр.
Проверил: Н.А.Медведева
Курган 2009
Содержание
1. Введение
2. Специфика жанров
3. Определение предложения и определение простого предложения.
4. Типы односоставных моделей в исследуемых текстах:
4.1 Определенно-личные предложения
4.2 Неопределенно-личные предложения
4.3 Обобщенно-личные предложения
4.4 Безличные предложения
4.5 Инфинитивные предложения
4.6 Вокативные предложения
4.7 Номинативные предложения
4.8 Нечленимые предложения
Заключение
Литература
1. Введение
Как в спортивных текстах можно передать все напряжение, все эмоции соревнования? Конечно, не через завуалированные метафоры и длинные предложения. Спортивная журналистика, как спорт, – все должно быть точно, ясно, четко. Поэтому спортивным журналистам приходится работать над языком, выискивая новые определения и создавая простые конструкции. Односоставные предложения в спортивной прессе и есть самый приемлемый вариант для спортивных публикаций.
Для СМИ данная тема не теряет своей актуальности. Все новые и новые «акулы пера» будут сталкиваться с этим. И то, что это проблема не имеет такой широкой гласности, огорчает. Возможно, что в недалеком будущем по этой теме будут написаны научные работы, различные статьи, но это будет еще не скоро. В наше время мы же имеем довольно скудный теоретический материал по теме: «Односоставные предложения в спортивных публицистических текстах».
Объектом этой курсовой будут спортивные тексты из российских и курганских газет, а предметом использование - односоставных предложений в материалах и всевозможные типы этих синтаксических средств.
Целью курсовой работы является системное изучение употребления простых предложений в спортивных публикациях и две следующие задачи:
1.Выявления специфики исследуемых предложений
2.Изучение односоставных предложений в разных жанрах СМИ
Исследовательская работа будет проводиться по раннее созданным публикациям. Имеет смысл поговорить по этой проблеме с практикующими спортивными журналистами, а также собрать необходимые материалы для примеров. Примерами будут служить публицистические материалы из российских и курганских газет: «Московский комсомолец»(МК), «Спорт-Экспресс»(СЭ), «Советский спорт»(СС), «Мой футбол»(МФ), «Новый мир»(НМ), «Курган и курганцы»(КиК), «Российская газета»(РГ), «TotalFootball» (TF)
Практическая значимость состоит в том, чтобы как можно точнее и подробнее, со всех сторон, изучить проблему и использовать необходимые факты в профессиональной деятельности.
2. Специфика жанров
Жанры СМИ различаются своей спецификой, и в свою очередь употребление односоставных предложений будет зависеть от того, в каком жанре журналист собирается представить свой материал на суд публике.
Репортаж (франц. reportage, от англ. report — сообщать), информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В зависимости от канала массовой коммуникации (печать, радиовещание, телевидение), для которого предназначен репортаж. Способы подачи материала имеют некоторые специфические особенности. Репортаж в печати (главным образом в газете) может быть как событийным, так и тематическим, описывающим события, объединённые одной темой, но происходящие в разное время; обычно иллюстрируется фотоснимками с места событий, широкое распространение получают и самостоятельные фоторепортажи. Репортаж, передаваемый по радио, всегда придерживается хронологической последовательности событий, стремясь образным словом воспроизвести картину происходящего. Репортаж на телевидении зачастую перерастает в комментирование события, демонстрируемого на экране.
Интервью (англ. interview), жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение. Подразделяется на два вида: Интервью-сообщение, преследующее главным образом информационную цель, интервью-мнение, комментирующее известные факты и события.
Заметка фиксирует конкретный жизненный факт. Ее основное предназначение — сообщать, что, где, когда произошло или должно произойти. Естественно, не каждый факт заслуживает отражения на газетных страницах. Вводимый в коммуникативный канал факт должен иметь социальную значимость. Заметка должна содержать новость, которая должна быть. изложена предельно кратко. "Чрезвычайно важна для заметки оперативность сообщения". Его же виды заметок:
– хроникальное сообщение. Это предельно краткий текст. В нем нет подробностей, нет детализации. Репортер схватывает и отражает главную суть факта. Хроникальные сообщения традиционно даются блоками, без заголовков, под общей рубрикой.
– своеобразной разновидностью жанра заметки следует считать большинство текстовок, сопровождающих фотоснимки, рисунки, карикатуры.
– наиболее распространена в периодической печати стандартная заметка, которая фиксирует и раскрывает новость в общих чертах. Стандартные, заметки публикуются как изолированными текстами, так и блоками. Каждая имеет собственный заголовок.
– самой сложной по структуре является расширенная, или детализированная, заметка. В ней дается сжатое описание единичного явления. В зависимости от сложности объекта и характера новости, отражаемых в заметке, репортер может давать последовательное описание разных деталей — от общих до самых мелких, «капиллярных». В определенных случаях описание сопровождается элементами анализа и комментария. Но они не обязательные структурные компоненты расширенной заметки, которая подчиняется общим нормам жанра.
Статья один из основных жанров журналистики. Общие отличительные признаки С.: осмысление и анализ значительного явления (или группы явлений), аргументированные обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую концепцию, идею. В зависимости от целевого назначения С. могут быть пропагандистскими, проблемными, критическими, научными и т.д.
В курганских СМИ – в основном в газетах «Новый мир», «Курган и курганцы» эти жанры активно используются журналистами. Чаще всего на страницах этих газет можно увидеть репортажи, интервью. Эти два жанра как нельзя ярче передают специфику спортивного мероприятия. Статья используется, но гораздо реже. В основном тогда, когда нужно проанализировать какое–то глобальное событие, разрешить проблему или выяснить определенный факт. Уже в этом жанре односоставные предложения будут встречаться реже.
3. Определение предложения и определение простого предложения
Понятие о предложении
Предложение – это наименьшая единица общения, оформленная грамматически, обладающая смысловой и интонационной завершенностью и выражающая, сообщение, вопрос или волевое побуждение. Предложение – основная синтаксическая единица. В отличии от словосочетания предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.
В грамматической основе выражается грамматическое значение предложения. Это значение связанно со значением наклонений и времени глагола-сказуемого. То, о чем говорится в предложении, может быть представлено как реальное событие, которое происходит, происходило, или будет происходить. Соотнесенность содержания предложения с действительностью называется предикативностью.
Море шумит за окном (К. Паустовский)
Грузии лежит ночная мгла…(А. Пушкин)
Как хорошо ты, о море ночное…(Ф Тютчев)
Простое предложение
Простые предложения по строению грамматической основы делятся на 1)двусоставные: Люблю отчизну я, но странною любовью (М. Лермонтов) и 2)односоставные: Про батарею Тушина было забыто (Л. Толстой)
Как односоставные, так и двусоставные предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов могут быть:
1)Нераспространенными – Был вечер. Небо меркло.
2)Распространенными - Печально я гляжу на наше поколенье (М.Лермонтов); А под маской было звездно (А. Блок)
В предложении могут присутствовать все необходимые для понимания его смысла члены, но могут быть, и пропущены отдельные члены. В соответствии с этим предложения делятся на полные и неполные. Полными считаются предложения, включающие все члены предложения, необходимые с точки зрения его структуры и коммуникативной завершенности – Я не держу тебя; но где ты свои проводишь вечера? (А. Пушкин). Неполными считаются предложения, а которых пропущен какой – либо член предложения – главный или второстепенный, восстанавливаемый из контекста или ситуации – У Лариных (А. Пушкин).
Кроме того, простые предложения могут быть осложненными (включают в себя однородные или обособленные члены, вводные или вставные конструкции, обращения) – Итак, Она звалась Татьяной (А. Пушкин) и неосложненными (названые конструкции отсутствуют)
Стилистические функции односоставных предложений довольно разнообразные. С их помощью можно точно и кратко донести до читателя атмосферу мероприятия. Такие предложения являются информативными, потому что они выделяют главное и несут это в тексте.
Несут коммуникативный аспект – они быстрее и проще усваиваются в мозгах и легче запоминаются.
4. Типы односоставных моделей в исследуемых текстах
В современном русском языке встречаются так называемые односоставные предложения, в которых имеется налицо один из составов главных членов предложения (либо подлежащего, либо сказуемого), а другой и не подразумевается и не восстанавливается из контекста. В тех случаях, когда единственный главный член односоставного предложения выражается именительным падежом, он, независимо от выполняемой им функции, рассматривался представителями этих направлений в качестве сказуемого, а предложение в целом признавалось неполным предложением, где подлежащее опущено.