1.Пользуясь пособиями по культуре речи, раскройте понятие «хорошая речь»
Для хорошей речи необходимы: знание предмета, целеустремленность и умение. Знание и цель неотъемлемы при приобретении умения, так как, не имея, что сказать и потребности сказать, оратор уподобляется кораблю «без руля и без ветрил». Каждая речь должна иметь тему, общую и конкретную цели. Тема — это то, о чем идет речь. Обычно ее формулируют словом или фразой, которые указывают характер вопросов, подвергаемых обсуждению. Общая цель определяется видом реакции, какую оратор намерен вызвать у слушателей, и зависит от того, хочет ли он только доставить развлечение или удовлетворить любознательность, воодушевить, убедить или склонить к действию. Конкретная цель выражена в самом содержании речи, которое может развлекать, утолять жажду знания, воодушевлять, убеждать и вызывать готовность к действию. Общая цель может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. В известной мере мыслимо и сочетание этих целей. Например, речь развлекательного порядка иной раз не обойдется без информации и даже без элементов воздействия. Речь, склоняющая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не убеждает. Но оратор должен ясно представлять себе, какая же из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь.
В то время как общая цель определяет, какой реакции вы хотите добиться, конкретная — ясно показывает, что слушатель должен знать, чувствовать и делать. Поэтому ее можно выразить целым предложением. В речах агитационных, воодушевляющих, убеждающих и призывающих к действию, полная формулировка необходима. Именно в них вы ищете активного внимания и доверия. Конкретный замысел можно назвать центральной идеей, или основным тематическим утверждением, или изложением темы.
Хорошая речь невозможна до тех пор, пока вы не прониклись интересом к ней. Но если у вас имеются особые дефекты органического или функционального порядка, например заикание, косноязычие, «волчья пасть», повреждение голосовых связок - они оказывают влияние на пять главных элементов голоса: звучность, темп, высоту, тембр и артикуляцию. Причины дефектов в одном и более элементах следует искать в чисто личных недостатках оратора (вялость, робость, самомнение и т. д.), в неправильных установках в самом процессе произнесения речи (безразличие, застенчивость, поспешность, недостаточное изучение вопроса) или в дурных привычках. Сам оратор, его действия, его слова — все помогает или, наоборот, мешает произнесению хорошей речи. Логические и психологические доводы — частные средства, объединяющие разнообразное содержание речи и направляющие его к одной цели — вызвать соответствующий отклик у слушателя.
Логические соображения на основе индуктивных, дедуктивных, аналогических и каузальных суждений обращены к разуму. Психологические доводы, направленные на различные стремления — к физическому благополучию, материальной выгоде, общественному положению, хорошей репутации, удовольствию, истине и правде,— представляют призывы к чувствам. Но оба вида мотиваций должны соответствовать и помогать один другому.
Способ убеждения у свободного народа заменяет деспотическое принуждение. Он успешен не только потому, что мешок с овсом впереди мула действует лучше, чем кнут сзади. Он сопровождается успехом и потому, что большинство людей, не в пример мулам, способна внять убедительной речи всякий раз, когда она прозвучит.
Вряд ли можно сомневаться в том, что знание основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни нашей страны. Очень полезно, когда умение выступать публично развивается в юношеские годы. В свое время А. П. Чехов писал:
«В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно было бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания — обучение красноречию следовало бы считать неизбежным». У нас мало людей, которым не приходится говорить публично. Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. Самая содержательная и интересная речь не будет иметь успеха и не произведет сильного впечатления, если она произнесена серым языком, да еще вяло и скучно.
Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она исчезает быстро из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого случиться не может. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа подлинно ораторского искусства. Эта мысль ярко выражена в книге английского автора Р. Гарриса: «Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть ряд образов. Люди не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Вследствие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их. Ребенок, перелистывающий книгу без картинок,— это совершенно то же, что слушатель перед человеком, способным только к словоизвержению». Оратор с первого до последнего слова должен бороться, непрестанно поддерживая психологический контакт со слушателями, непрерывно возбуждая и заостряя интерес, добиваясь их расположения, преодолевая безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекая, удовлетворяя любознательность, воодушевляя, убеждая и призывая к действию — в зависимости от мотивов выступления.
2.Приведите 10 примеров нарушений лексических и синтаксических норм в средствах массовой информации
1. «Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных выступлений». ТВЦ «Спорт» Лучше было бы сказать: Участвуя в показательных выступлениях, юные фигуристки совершенствуют свое мастерство.
2. Спортивный комментатор не учел возможного искажения смысла и такой фразы: «Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации». ТВЦ «Спорт» 17.10.09. Лучше было бы сказать: Вы видите на экране красивую комбинацию подач мяча, которую проделал Гаврилов…
3. «Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек». Газета «Комсомольская правда» с 9 по 15 октября 2009г. «Бюджетирование реконструкции РЖД». В подобных предложениях подлежащее не отличается по форме от прямого дополнения и поэтому неясно, что (или кто) является субъектом действия. Лучше было бы сказать: Несколько сот человек обслуживают семь действующих платформ.
4. «Учителю приходилось многое объяснять» Газета «Комсомольская правда» с 9 по 15 октября 2009г. «Школьные трудности». Объяснял учитель или ему самому кто-то объяснял? По-разному объединенные слова в словосочетания порождают двусмысленность. Лучше было бы сказать: Учитель многое объяснял ученикам.
5. «Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, исполнены мастерски». ТВЦ «Культура» «Новости» 12.06.09. Двусмысленность может возникнуть и в сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными - на конкурс были присланы иллюстрации или рассказы?. В этом случае придаточное предложение рекомендуется заменить причастными оборотом: Иллюстрации к присланным рассказам.
6. «Закон утверждает о том…» Газета "Терек" от 20. 11. 09г., "Ветеран надеется на перемены". Правильно: Закон утверждает, что. . .
7. «Доктор сказал мне, показывая в нескольких словах о том. ..» "Труд" от 18. 06. 09г. , "Вытрезвление по - владимирски". Правильно: Доктор сказал мне, показывая, как это происходило.
8. «Роспись начальника на документе отсутствовала». НТВ, "Чрезвычайное происшествие", 30. 09. 09г. Правильно: Подпись начальника на документе отсутствовала.
9. «На приказе об увольнении отсутствовало число». REN-TV, "Час суда", 14. 06. 09г. Правильно: На приказе об увольнении отсутствовала дата.
10. «Достаточно сложной дилеммой было разместить всех участников слета». ТВ НОТР, "Калейдоскоп", 03. 09. 09г. Лучше было бы сказать: Достаточно сложной проблемой было разместить всех участников слета.
3.Поставьте ударение в словах в соответствии с современной литературной нормой
В современном русском литературном языке нет полной унификации литературного произношения, однако орфоэпические нормы в целом представляют собой последовательную систему, развивающуюся и совершенствующуюся. В формировании литературного произношения огромную роль играют театр, радио- вещание, телевидение, кинематограф - мощные средства распространения орфоэпических норм и поддержания их единства.
Ударение - одно из средств звуковой организации слов и речи в целом. Основным средством звукового оформления и различения слов являются звуки речи, а ударение лишь дополняет их. Однако это очень важное фонетическое средство, так как слово не существует без ударения. Неправильное ударение, как правило, разрушает слово, например [кОрова] вместо [карОва] и т. п. От ударения зависит и качество гласных звуков, входящих в состав слова (например, в слове вода мы произносим безударный гласный о как [а]).
В зависимости от того, какая произносительная единица выделяется ударением, различают словесное, синтагматическое и фразовое ударения. Наиболее важным с точки зрения орфоэпической правильности речи является словесное ударение - выделение слога в слове. Поскольку носителем ударения является гласный, образующий слог, то обычно говорят об ударных гласных.
Существительные с неподвижным ударением на основе (н). Ударение всегда падает на основу, т. е. не перемещается на окончание при изменении по числам и падежам.
Ед.ч. грУнт, грУнта, грУнту, грУнт, грУнтом, о грУнте
Мн.ч. грУнты, грУнтов, грУнтам, грУнты, грУнтами, о грУнтах
Существительные с неподвижным ударением на окончании (о). Если существительное в именительном (или винительном) падеже единственного числа не имеет окончания (так называемое нулевое окончание), то ударение вынуждено передвинуться на основу.