Смекни!
smekni.com

Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов (стр. 3 из 4)

Определения встречаются во вступительной части, но мо­гут найти место и на протяжении всей речи наравне с другими вспомогательными данными. Например, они входят в состав первого положения, подкрепляющего основную мысль, выра­женную при помощи непонятного термина. III. Хронометраж повышает производительность завода. А. Хронометраж - это планирование затрат рабочего времени на выполнение элементов трудового процесса в ин­тересах производительности труда и выгоды.

2. Виды определений

Для оратора важны три вида определений: а) классифика­ция; б) синоним и антоним; в) пример.

а) Классификация

Определение при помощи классификации указывает род, к которому принадлежит понятие, и его видовые отличия. На­пример:

Ноктюрн - музыкальное произведение, которое пере­дает настроения, навеянные ночной обстановкой.

Таким образом, ноктюрн относится к роду музыкальных произведений и отличается от других музыкальных произведе­ний тем, что связан с настроениями ночи. Как правило, слуша­тель знает род понятия, но ему необходимо знать точно его отличительную видовую характеристику: размер, объем, назна­чение, свойства и т. д. Характеристику можно дать не только утвердительно, но и путем показа явлений, с которыми опре­деляемое явление ничего общего не имеет. Например:

Лучшее средство от хандры - труд. Под словом труд я подразумеваю не нудную, не изнуряющую работу за пла­ту изо дня в день в течение долгих часов. Я имею в виду труд интересный, созидательный, когда достигнутое все­ляет чувство удовлетворения.

6) Синоним и антоним

Определения при помощи синонима и антонима вряд ли требуют объяснений. Обычно этот тип определений применя­ется к отдельным словам.

Запачкать значит замарать (синоним); противополож­ностью запачкать будет очистить (антоним).

Но и понятия, выражения, намерения и планы оратора мо­гут найти свое определение в синонимах и антонимах.

Выражением: «В большинстве случаев тоска по добро­му старому времени есть всего лишь дань слепой романти­ке» - я просто хочу сказать, что и в это доброе старое вре­мя люди были не более счастливы, разумны, справедливы и не более преуспевали, чем в наши дни.

в) Пример

Обычно самый выразительный способ определить что-ни­будь заключается в том, что вы скажете: «Приведу пример, поясняющий, что я имею в виду», - и затем изложите конк­ретный и характерный случай, который типичен для нуждаю­щегося в определении понятия. Иногда в примере как бы вы­кристаллизован весь смысл понятия.

Б. Сравнения

Умственный процесс сравнения - существенный фактор познания. Пока мы не знаем, на что вещь похожа и чем она отличается от остальных вещей, мы не можем понять ее. По­этому, хотя вопрос об уподоблениях и противопоставлениях затрагивается при обсуждении других вспомогательных дан­ных речи, по своему значению он заслуживает особого освеще­ния.

Уподобление указывает сходство, противопоставление или контраст - разницу. Но первое отличается от второго только значением; их применение и преимущества одинаковы. В даль­нейшем они будут рассматриваться вместе.

1. Виды сравнений

Как и примеры, сравнения могут быть краткими или про­странными, фактическими или выдуманными, серьезными или шутливыми. Они могут быть устными и также найти применение при показе наглядных пособий, о которых будет сказано далее. В своей наиболее краткой форме уподобления - это от­дельные слова и выражения. Выражение, вызывающее пред­ставление о предмете в целом, называется метафорой. Во фра­зе: «Его слова были оазисом в пустыне светской болтовни» - выражения «оазис» и «пустыня» сразу наводят на мысль о сход­стве с явлениями, представление о которых оратор желает выз­вать у слушателя. Слушатель сравнивает качества слов и раз­говора с характерными чертами оазиса и пустыни.

При уподоблениях пользуются иногда словами подобно, как...: «Любовь подобна цветку, распускающемуся на краю мо­гилы». Метафора находит место и для выражения контраста: «Путь прогресса человечества - не гоночный трек».

Более пространная форма уподобления - аналогия - пред­ставляет собой умозаключение: если два или более предмета схожи в одном и более отношениях, то они схожи и в других. Особо важное значение аналогия имеет в речах агитационных, поскольку она играет роль умозаключения от одной частности к другой. Главное и наиболее целесообразное ее назначе­ние - иллюстративное. В мыслях и в словах мы постоянно прибегаем к аналогиям. Притча о блудном сыне - одна из са­мых изящных аналогий-иллюстраций. Как земной отец любит и прощает блудного сына, так и отец небесный любит и проща­ет нас - его заблудших детей. Аналогии, как и уподобления, бывают фигуральные и аналогии в буквальном смысле. Фигу­ральная аналогия сравнивает две совокупности явлений из раз­личных областей, явлений разного порядка. Они имеют только символическую связь.

“Трудно определить, что такое демократия. Она подоб­на жирафу. Раз посмотришь - и уж больше ни с чем не спутаешь”.

Аналогия в буквальном смысле сравнивает две совокупно­сти явлений одной области, одного порядка:

Кондиционирование воздуха подняло производитель­ность труда на фабрике искусственного волокна А, следо­вательно, оно поднимет производительность труда и на фабрике Б.

Аналогия в буквальном смысле обладает большой значи­мостью как доказательство в споре: фигуральная аналогия обыч­но стимулирует работу воображения.

Особое место занимает форма противопоставления или кон­траста - парадокс. В нем заключены, на первый взгляд, со­вершенно несовместимые утверждения. Часто его цель - со­здать драматический или юмористический эффект.

“Посол - это порядочный человек, которого посылают за границу врать в интересах Отечества”.

Но в целом сравнения при помощи фактов, предположе­ний, мнений, предложений или принципов служат одной цели - сделать более ясными, интересными и убедительными те идеи, к которым они имеют отношение. Это вполне удаёт­ся, если они отличаются конкретностью, новизной и доходчи­востью.

В. Примеры

При­меры - наиболее эффективный доходчивый прием, к которо­му прибегают ораторы. При их помощи удается как бы прибли­зить предмет к слушателю. Существенные качества примера - конкретность и уместность. В речах информационного харак­тера главные его достоинства - ясность и возбуждаемый им интерес; в речах агитационных - убедительность и заключаю­щийся в нем призыв к чувству.

1. Виды примеров

Примеры могут быть: а) краткими или более подробными иллюстрациями, б) фактическими или выдуманными, в) шу­точными или серьезными.

а) Краткие и подробные иллюстрации. Краткую иллюстрацию иногда называют «случаем». Она может служить деталью в подробной иллюстрации.

б) Пример-факт и пример-предположение

При прочих равных условиях фактический пример произ­водит большее впечатление, чем предположительный. Пред­ставление, что нечто произошло на самом деле, вызывает ин­терес уже при словах: «А теперь позвольте рассказать вам об одном случае, действительно имевшем место...» Кроме того, только примеры-факты могут найти применение как доказа­тельства или обоснования в агитационной речи. Тем не менее, и предположительные примеры имеют свои преимущества. К ним можно обратиться, когда не располага­ешь фактическими данными, что неизбежно, если дело идет о видах на будущее.

Предположительные примеры могут оказать­ся более типичными и поэтому более отвечающими действи­тельности, чем какой-нибудь единственный реальный случай.

Пример-предположение может оказать­ся полезным, когда отвлеченные и общие идеи нужно сделать наглядными и подчеркнуть специфику положения.

Но предположительные примеры, хотя и не содержат ут­верждений о подлинных фактах, должны быть по своей приро­де жизненны. Оратор не имеет права в своих интересах выду­мывать разные небылицы и претендовать на их правдоподо­бие, типичность и допустимость в качестве иллюстраций. Слушатель всегда разгадает фальшь примера, далекого от действи­тельности.

в) Шуточные примеры

Пока мы имели дело только с серьезными примерами. Соб­ственно говоря, четкой границы между серьезными и шуточ­ными примерами нет. Шутка или смешная история заставят слушателя рассмеяться, прыснуть или только улыбнуться. Они могут просто вызвать дружеское или благожелательно-критическое настроение. Юмор во всех проявлениях затрагивает не­достатки человека и его слабые струнки. Его изобразительные средства - несуразности, преувеличения, смешное.

Юмористические приемы классифицируются в зависимос­ти от тона, оригинальности и степени краткости. Во-первых, юмористическая часть речи может быть резкой (до высмеива­ния) и дружеской.

Дружеский юмор, имеющий целью вызвать расположение к оратору со стороны аудитории, часто встречается во вступи­тельной части речи.

Тонкий налет юмора придает «трудным» темам легкий, непринужденный характер.

Не так просто пользоваться юмористическими приемами, если нет того, что называется юмористической жилкой. Смеш­ная история не будет уместна только потому, что она забавна, к тому же если она заранее не подработана, то может быть только помехой, поскольку четко не выразит мысль или ока­жется уже известной аудитории.

Г. Ссылки на авторитеты

В некотором смысле все, что говорит оратор, имеет за со­бой те или иные авторитетные источники. Большинство при­меров, определений и статистических данных, предлагаемых им вниманию аудитории, представляет собой наблюдения и вы­воды, которые он непосредственно или косвенным путем тща­тельно собирал из других источников.